USD
523.86₸
-0.160
EUR
544.34₸
-0.850
RUB
5.11₸
+0.020
BRENT
72.98$
BTC
98204.10$
+758.400

Пять шагов ретейлера к успеху в онлайн

О ценах и вкусных булочках

Share
Share
Share
Tweet
Share
Пять шагов ретейлера к успеху в онлайн- Kapital.kz

Взрывной рост объемов электронной торговли во время пандемии стал для многих ретейлеров огромной проблемой. Но вместе с тем коронакризис превратился для операторов розницы и во время новых возможностей. Покупатели оценили преимущества онлайн-шопинга еще до пандемии. Она только ускорила тренд на развитие электронной коммерции. Accenture провела несколько исследований и выяснила, что число покупателей в онлайне увеличилось на 80%.

Но теперь ретейлерам, которые сумели «переварить» такой поток онлайн-клиентов, предстоит решать не менее сложную задачу – их удержание. Это означает, что нужно четко определить ожидания клиентов и разработать новые методы взаимодействия с ними. Традиционные подходы, увы, не слишком совместимы с онлайн-торговлей. Она требует персонализации отношений, и помогут в этом только дифференцированные предложения, которые выгодны каждому конкретному покупателю.

Кое-что о ценах и вкусных булочках

Факторы, определяющие лояльность покупателей обычному магазину, были просты и понятны: удобное расположение, невысокие цены и вкусные булочки могли «привязать» покупателя к торговой точке на долгие годы. Но для того чтобы уйти к другому продавцу в онлайне, достаточно просто набрать в браузере новый адрес. И никакие булочки уже не остановят недовольного потребителя. Сегодня на первый план выходят такие факторы «покупательской верности», как обратная связь, надежность, высокое качество обслуживания и доверие интернет-магазину, который не подведет в нужный момент.

Многие ретейлеры в работе с онлайн-аудиторией продолжают использовать старые универсальные методы, не предусматривающие персонализированный подход к клиентам. И это – главная ошибка тех, кто развивает электронную коммерцию. «Приветственные» программы, персональные предложения, основанные на изучении поведения пользователей на сайте или данных, содержащихся в CRM, становятся новой нормальностью и определяют ценность бренда компании-ретейлера для потребителя.

Но как реализовать возможности, которые дает взаимодействие с клиентами в онлайне? Есть три этапа развития онлайн-проектов в ретейле. Последовательное прохождение каждого из них способно превратить компанию в современного цифрового продавца.

Этап первый: изучаем своего покупателя

Хорошая новость: большинство ретейлеров, развивающих свои онлайн-проекты, сегодня проходят именно этот этап – период знакомства с рынком и особенностями поведения и предпочтений покупателей. Плохое известие состоит в том, что ошибки, совершенные в это время, дорого обходятся в будущей работе. Задачи, которые предстоит выполнить для того, чтобы получить представления об аудитории:

- Сегментация целевой аудитории, для которой вполне подойдут обычные методы и инструменты.
- Оценка ресурсов (люди, процессы и технологии), выявление проблем, которые мешают получить доступ к данным о клиентах и их анализу.
- Разработка стратегии работы с клиентами, ее согласование с общими целями компании и утверждение системы измеримых и контролируемых показателей.
- Первичный анализ того, какую ценность дают клиентам компания и ее бренд, как покупатели взаимодействуют с ней.

Да, уже на начальном этапе развития проекта онлайн-ретейлеры имеют возможность накапливать данные, характеризующие клиентский опыт. Увы, для того чтобы анализировать его, бизнесу часто не хватает навыков. Как правило, на зачаточном уровне находится и умение коммуницировать с аудиторией.

Этап второй: начинаем работать с аудиторией

Итак, компания структурировала свои ресурсы, создала рабочие группы, определила ключевые показатели, по которым анализируется клиентский опыт. Теперь настало время:

- Сгруппировать идеи и разработать план конкретных действий, поручив их сформированным бизнес-командам. Ими могут быть, к примеру, сбор данных в социальных сетях или разработка маркетинговых материалов.
- Организовать четкое управление проектом, сформировав заинтересованность в нем у всей компании и распределив ответственность в команде менеджеров.
- Многомерное моделирование, кластеризация аудитории или поведенческая аналитика, которые позволяют персонализировать отношения с клиентами.

Проблемы, с которыми предстоит столкнуться на этом этапе – в основном организационные. Одной из них может стать неготовность топ-менеджмента, для которого сбор и анализ данных о клиентах часто кажется слишком трудоемкой задачей. И менеджменту проекта предстоит доказать, что отладка этого процесса и инвестиции в цифровые инструменты – насущная необходимость. Именно эта работа, которую нужно сделать сегодня, позволит проекту успешно развиваться завтра.

Завоевание аудитории в онлайн – непростая задача даже для тех ретейлеров, которые накопили большой опыт в офлайн-бизнесе. Механически перенести в e-commerce такие инструменты, как программы лояльности, специальные мероприятия для посетителей магазинов или промокампании, не получится. В подавляющем большинстве случаев для них потребуются новые идеи и автоматизация бизнес-процессов.

Этап третий: работаем персонально с каждым клиентом

На этом этапе бизнес получает результаты тяжелой, но необходимой работы, проделанной ранее. Компаний, которые достигли его, немного. Они уже сделали инвестиции в технологическое развитие, бизнес-процессы и сотрудников. И именно их опыт говорит о том, что приоритетом онлайн-ретейлера становится разработка персональной работы с каждым клиентом. На этом этапе задействуют инструменты аналитики, в том числе на базе систем искусственного интеллекта, доступных в облаке. Бизнес анализирует не только демографические, но и поведенческие данные по каждому сегменту аудитории. Это позволяет не только реагировать на потребности каждого клиента, но и с помощью цифровых инструментов прогнозировать их. И именно здесь закладывается фундамент долгосрочной лояльности клиентов.

Пять шагов к успеху в онлайне

Переосмысление собственного бизнеса стало задачей подавляющего большинства ретейлеров. Использовать старые методы работы могут, пожалуй, только мелкие районные магазинчики. Казалось бы, делают покупки в сети и ходят в обычные магазины одни и те же люди. Но поведение и предпочтения каждого человека в цифровом пространстве меняются кардинально. Как добиться успеха в онлайне? Для этого необходимо совершить пять шагов. Именно столько потребуется бизнесу, чтобы достичь заветного «третьего этапа».

1. Для начала предстоит трезво оценить текущую ситуацию: насколько персонализирована работа с клиентами сегодня, какие данные есть в вашем распоряжении, чтобы углубить ее и насколько компания готова работать с этой информацией.

2. Разрабатываем стратегию работы с клиентами и выделяем необходимые категории данных, которые предстоит собирать. Важно правильно определить ключевые показатели, от которых зависят оценка клиентских предпочтений и действия, нацеленные на удержание аудитории.

3. Аудит технической готовности компании. Предстоит определить, насколько развита информационная инфраструктура, используемая бизнесом, и разработать меры, необходимые для ее развития до необходимого уровня. Многим руководителям эти действия представляются самыми сложными и затратными. Однако здесь есть резерв для оптимизации: большинство необходимых цифровых сервисов сегодня можно получить в облаках.

4. Масштабирование и реализация идей. Создание рабочих групп и постановка перед ними ближайших и перспективных задач.

5. И, наконец, завершающий шаг: организация четкого и ответственного управления проектом. Роль каждого руководителя, согласование работы команд, развивающих онлайн, разработка метрик, характеризующих персональную работу с клиентами, и контроль результатов, – все это должно стать завершающим шагом на пути от стремления выхода в онлайн до построения эффективного e-commerce проекта.

Мирас Касымов, директор по развитию Accenture в Казахстане

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.