USD
494.87₸
-0.330
EUR
520.65₸
-1.690
RUB
4.91₸
-0.030
BRENT
74.37$
+0.010
BTC
98043.90$

Александр Митрофанский: В Казахстане есть хорошие камни

Казахстанский ювелир о месторождениях драгоценных камней в стране и чего они требуют в работе

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

Общая геолого-минералогическая обстановка в Казахстане достаточно благоприятная, считает кандидат геолого-минералогических наук, ювелир Александр Митрофанский. Надо посидеть в геологических фондах при Комитете геологии, куда геологи сдавали свои отчеты, перебрать кучу материала, выбрать перспективные точки  и в летний сезон ездить на их исследование, потом на второй и третий сезон, если что-то найдется, можно добывать. «Но затраты только на экспедицию составят $100-150 тыс.», – сказал он в разговоре с корреспондентом «Капитал.kz».

- Александр, как ученый, что вы думаете о качестве казахстанских драгоценных и полудрагоценных камней?

- В Казахстане есть хорошие камни, которые подойдут для огранки и коллекционирования, просто их пока никто не нашел. Причем это не потому, что геологи глупые. В советские годы добычей самоцветов занимался «Казкварцсамоцветы», который был ориентирован на производство пьезооптического сырья для военной оптики, и все, собственно. Проводились разведывательные работы в районе Маркаколя в рамках совместной казахстанско-китайской экспедиции в начале 1990-х годов, были найдены достаточно крупные обломки рубинов ювелирного качества. Но специально, в коммерческих целях поисками залежей камней никто не занимался. Хотя это возможно, но никому не интересно. Когда мой отец был жив, к слову, оба моих родителя были геологами, я говорил  с ним о маркакольских рубинах – по его словам, найти их можно за два-три полевых сезона.  

Кроме рубинов есть аметисты в Прибалхашье, там их сейчас хищнически разбирают. Есть бирюза в Каратау, причем она нишапурского типа, во времена хана Тимура ее даже добывали, теперь остались какие-то древние выработки. В районе Семея есть проявление топазов, изумрудов, но они низкого качества – слабый цвет и очень трещиноватые. В Восточном Казахстане есть хорошие турмалины. В общем, нужен человек с деньгами, готовый рискнуть и вложиться в геологоразведку камней.

- Помимо геологоразведки есть другие способы определить месторождения  камней?

- Помимо геологоразведки нет.

- Но вы сказали, что при Тимуре их находили и добывали.

- Как они их обнаруживали, науке сейчас неизвестно, причем пустых шахт тогда не было, они упирались в гнезда бирюзы. В Нишапуре в Иране до сих пор основной поисковой признак на бирюзу – древние выработки. По каким-то геологическим критериям сказать, что здесь есть камни, невозможно.

- Как часто вы работаете с камнями в украшениях?

- Очень редко, потому что плохой камень использовать нет смысла, а хороший отвлекает внимание на себя, то есть хочешь ты или нет, а начинаешь работать под этот камень. Соответственно, появляются какие-то ограничения и рамки, а я этого не люблю. Но иногда камень должен быть, какое-то яркое цветовое пятно в изделии, которое будет «играть».

- А если клиент хочет камень? И, кстати, вы продаете то, что сделали или делаете, то, что хотят?

 - Я продаю то, что делаю и не всегда делаю то, что меня просят. Взять камень, сделать обрамление из металла и насажать вокруг него бриллиантики мне не интересно.

- Допустим, что вам интересно, вы решили поработать по заказу, какие камни предпочитаете?

- Например, я сочинил в голове какую-то композицию, понимаю, что в нее нужно добавить какое-то пятно и выбираю для этого камень из своей коллекции.

 - Вы специально пополняете свою коллекцию и как часто это делаете?

- Чаще всего это происходит спонтанно: увидел интересный экземпляр, купил его, приходит время, и я использую его в работе.

- А стоимость вашей коллекции какова на сегодняшний день?

- Сложно определить, потому что даже на Лондонской бирже металлов нет котировок на камни, чтобы оценить стоимость, надо приглашать оценщика. Один только африканский опал стоит около $600.

- Камни, с которыми работают наши ювелиры, откуда к нам поступают?

- Агаты казахстанские, аметисты из Бразилии и России, топазы –  из Украины и Бразилии, что-то привозят из Африки, например, танзаниты и опалы. Вообще, камни могут приехать отовсюду.

Александр Митрофанский: В Казахстане есть хорошие камни  496341 - Kapital.kz

- Есть ли, по вашему мнению, идеальный камень для украшений?

- Турмалин, мой любимец, он очень красивый и одинаково хорошо смотрится как в серебре, так и в золоте.

- Что вы любите создавать и кто ваши покупатели?

- Кольца и кулоны, изредка серьги. Пауло Коэльо купил у меня статуэтку, которая была сделана как иллюстрация к его книге «Алхимик», Патриция Веласкес кольцо, созданное по мотивам фильма Джима Джармуша «Мертвец», Константин Кинчев, Гарик Сукачев, Ирина Хакамада купили у меня кольца. Мои работы есть у многих людей по всему миру, их сложно посчитать.

- Славный список. А вы чаще из золота или серебра делаете украшения? Мне уже стало понятно, что вы больше любите металл и пиетета перед камнями у вас нет.

- Сейчас я в основном работаю с серебром, и на то есть масса причин. Одна из главных – не все то, что хорошо выглядит в серебре, будет так же выигрышно смотреться в золоте. Серебро – это графика, черно-белый цвет, а у золота нет большой разбежки по цвету.

Вообще, я хочу заметить, что арт-рынка в Казахстане нет. В планах сделать выставку после окончания пандемии, но не могу решить, в какой галерее, поскольку в основном это лавки по продаже картин. На наши выставки, в отличие от российских вернисажей, ходят в основном друзья и родственники художника.

- Исходя из того, что вы говорите, стало интересно, не хотите ли вы переехать в Россию?

-  Не хочется тратить два года на то, чтобы заявить о себе. Был опыт участия в российских выставках, в выставках в Лондоне, и я понял, что процент людей, которых интересуют мои работы, везде один и тот же. В Алматы примерно 1000 человек по состоянию кошелька и интеллекта могут купить мои работы. Даже когда в год 200 человек покупают мои работы, у меня вообще нет времени на то, чтобы поехать раз в месяц на рыбалку. Все выставки – это неизбежность, связанная с профессией, но участвовать в них мне, как правило, лень.

- Выгодно быть вами?

- Во время интервью на одном из каналов я сказал: «Я же живу за счет женщин». Ведущая тогда растерялась, а я добавил: «Так покупают же у меня в основном женщины». История имела продолжение. Спустя 4 года ко мне в мастерскую приходит семейная пара, в разговоре всплыла эта история, и мужик со смехом добавил: «Ты живешь даже не за счет женщин, а за счет их мужей, и это еще хуже» (смеется). Был бы я живописцем, жил бы за счет мужчин. Вообще, в настоящее время в Казахстане достаточно много людей имеют доходы, превышающие доходы художников. Отсутствие нормального арт-рынка и арт-менеджмента приносит свои плоды. Каждый должен заниматься своим делом: художник – творить, а арт-менеджер – продвигать.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.