Выживет ли казахстанский рынок органики без системы сертификации?

По данным Наццентра аккредитации, в 2019 году РК заняла 9 место по экспорту органической продукции в ЕС

Share
Share
Share
Tweet
Share
Выживет ли казахстанский рынок органики без системы сертификации?- Kapital.kz

В то время как органическая продукция становится все популярнее в мире, на внутреннем рынке Казахстана востребованность экопродуктов растет не самыми быстрыми темпами. Причина – отсутствие четких критериев аккредитации, собственной переработки и заинтересованности бизнеса. В беседе с корреспондентом «Капитал.kz»  ведущий специалист Департамента развития и управления проектами ТОО «Национальный центр аккредитации» Аслан Жанатханулы рассказал о том, как складывается ситуация в отечественном органическом производстве и как компании этого сектора взаимодействуют с зарубежным сообществом.

Органическое производство как отрасль в Казахстане появилось давно, сложно даже  сказать, когда первый фермер получил сертификат соответствия, заметил в начале разговора Аслан Жанатханулы.

«В Казахстане производство органической продукции возникло потому, что на рынке европейских стран спрос превысил предложение, а многие трейдеры экопродукции стали искать новые рынки для закупа органических продуктов, чтобы потом их продавать. Однако у нас эта отрасль все еще находится на начальном этапе развития. Плюс есть тенденция к уменьшению площадей, отданных под органическое  производство», – рассказал он.

Согласно отчету FIBL&IFOAM, с 2015 по 2020 год в РК количество земель, выделенных для этих целей, сократилось с 291,2 тыс. га до 192 тыс. га, то есть страна занимает 29 место в мире.

«На данное уменьшение влияют многие факторы. Основным являются логистические издержки при экспорте. Не всегда фермеру выгодно продавать свою продукцию даже с наценкой более 40% в Европу, ввиду того что вся эта прибыль осядет в затратах на логистику. Тут на помощь приходят трейдеры, но они покупают ниже рыночной цены, что не очень хорошо для фермера. На сегодняшний день в Казахстане около 60 производителей и 7 трейдеров органической продукции. Данный пул фермеров всю свою продукцию отправляет на экспорт. Основной список их продукции – пшеница,  масличные культуры, органическая соя, жмых масличных культур», – отметил Аслан Жанатханулы.

По данным Национального центра аккредитации, в 2019 году Казахстан занял 9 место по экспорту органической продукции на территорию стран ЕС, увеличив поставки до 85 675 тонн хотя в 2018 году экспорт составил 50 250 тонн. При этом в Азии Казахстан занимает 6 место по общей площади органически сертифицированных земель, но в перспективе может занять третье место в Азии после Китая (3 135 000 га) и Индии (1 938 221 га).

«Несмотря на экспортные показатели, внутренний рынок не только еще не готов к покупке органической продукции, но и не осведомлен о ней в той мере, чтобы можно было наладить цепь поставок. Но это не значит, что на прилавках нельзя найти «органику». Продукция, представленная на рынке, имеет долгий срок хранения, например, некоторые виды косметики и детское питание. Есть даже несколько экошопов в сфере реализации органической продукции, которая на 30-40% стоит дороже обычной. Это является сдерживающим фактором, никто не будет покупать продукты по европейским ценам, не имея соответствующего достатка», – констатировал наш собеседник.

Удачным решением стало бы развитие внутренней сертификации, добавил он. Но она пока не развита в стране, так как фермер, имеющий международный сертификат, не видит смысла в получении казахстанского, поскольку его цель – экспорт, а не продажа своего товара по цене обычной продукции.

Еще одной проблемой внутреннего рынка является отсутствие переработки органической продукции. К примеру, самым популярным органическим продуктом среди украинцев является молоко, в прошлом году они потратили на него 320 млн гривен, продолжил Аслан Жанатханулы.

«Также в тройке лидеров крупы и мука, свидетельствует исследование органического рынка Украины. Ну и последним является то, что международный сертификат, выданный казахстанским фермерам, которые планируют экспортировать свою продукцию, не признается у нас, и по сути это не является органической продукцией. Но ведь не всегда фермеры отправляют всю продукцию на экспорт. Иногда спрос не тот, или цена не устраивает, и тут снова встает вопрос о признании и отсутствии переработки органической продукции. Тогда фермер вынужден продавать свою продукцию, выращенную по всем стандартам органического производства, как обычную», – отметил он.

Наш собеседник уверен в том, что отечественная экопродукция на сегодняшний день не пользуется большим спросом из-за отсутствия заявок на проведение казахстанской сертификации, а также реального интереса со стороны бизнеса.

«Для развития органической отрасли в РК необходимо провести целый комплекс мероприятий. Основной задачей правительства в ближайшие годы будет процесс гармонизации национальных стандартов со стандартами стран-экспортеров. Одним из драйверов данного процесса станет аккредитация казахстанского органа по сертификации в стране-экспортере. Это позволит снизить стоимость сертификации для нашего фермера, что влечет за собой снижение себестоимости казахстанской органики, а следовательно, повышение ее конкурентоспособности на западном рынке. Все эти мероприятия положат начало росту интереса со стороны бизнеса к производству органической продукции», – уверен Аслан Жанатханулы.

«Кроме этого, необходимо создать экспортно ориентированный торгово-перерабатывающий кооператив (или систему кооперативов), объединяющий несколько региональных производителей. Это позволит производить органическую продукцию и отойти от концепции сырьевого поставщика», – заключил он.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.