Как поменяется налоговая политика Казахстана? Повлечет ли она за собой кардинальное упрощение налоговых обязательств? Когда будет внедрен розничный налог с оборота и какие секторы попадут в категорию плательщиков? На эти и другие вопросы в интервью корреспонденту «Капитал.kz» ответил эксперт по налогам, партнер консалтинговой компании Finex-Audit Мади Садвакасов.
Напомним, что 1 сентября глава государства, обращаясь с Посланием к народу Казахстана, поручил правительству совместно с национальной палатой «Атамекен» и привлечением депутатского корпуса провести ревизию Налогового кодекса и подзаконных актов. Цель – кардинально упростить исполнение налоговых обязательств и минимизировать количество налогов и платежей.
- Мади, на ваш взгляд, в чем будет заключаться кардинальное упрощение налоговых обязательств, о котором сказал президент?
- Прежде всего хотел бы напомнить, что аналогичная ситуация у нас уже была три года назад. Тогда в ходе расширенного заседания правительства президент Нурсултан Назарбаев поручил упростить налоговое законодательство. В свою очередь был разработан новый Налоговый кодекс, который вступил в силу с 1 января 2018 года.
Стало ли проще? На мой взгляд, нет. Поэтому вероятно, что и новое упрощение может привести к подобному результату. Более того, предпринимателям придется заново изучать все нововведения. Налоговое законодательство должно быть стабильным, а не меняться каждые 3-4 года.
Основные изменения, с моей точки зрения, коснутся НДС. Сейчас государство несет большие расходы на администрирование данного налога. Плательщики постоянно сталкиваются с риском исключения зачетной части НДС в связи с неблагонадежностью поставщиков. Отдельной проблемой для бюджета и для налогоплательщиков является возврат НДС при экспорте.
Между тем пока сложно утверждать, в чем будет заключаться кардинальное упрощение налоговых обязательств. На мой взгляд, чтобы это произошло, следует уменьшить количество подзаконных актов – приказов, постановлений и т. д. Также я считаю, что расчеты налогов нужно сделать максимально простыми, сократить и облегчить налоговую отчетность. Конечно, речь здесь идет не о недропользователях, а о малом бизнесе. Помимо этого было бы целесообразно освободить индивидуальных предпринимателей от ведения бухгалтерского учета. Под бухучетом я имею в виду сбор и хранение первичных документов для налоговых проверок.
- За счет чего будет происходить минимизация налогов? Как вы считаете, есть ли в Казахстане дублирующие друг друга платежи?
- Я думаю, что у нас нет дублирующих друг друга налогов и платежей.
Что касается минимизации количества налогов, то я полагаю, что эта процедура возможна путем объединения. Здесь приведу пример Грузии, там за пять лет виды налогов сократили с 22 до 7. Министерством национальной экономики Казахстана данная работа ведется. Подготовлены предложения по слиянию налога на имущество физических лиц и земельного налога с физических лиц в один платеж.
Кроме того, уже давно обсуждается вопрос объединения налогов и платежей с фонда оплаты труда в один или несколько платежей. Это должно значительно упростить исчисление налогов для предпринимателей.
Также необходимо вернуться к вопросу переноса налога на транспортные средства и платы за эмиссию в окружающую среду от передвижных источников, в сумму акциза на бизнес и дизельное топливо на уровне производства и при импорте.
- О дифференциации каких налоговых ставок шла речь в контексте поручения президента страны? Сможет ли она повлиять на пополнение доходной части бюджета?
- Я полагаю, что под дифференциацией налоговых ставок имелось в виду введение повышенной ставки НДС в размере 16%. Если помните, этот вопрос обсуждался несколько месяцев назад. Предполагается, что действующая ставка в размере 12% будет льготной для некоторых категорий налогоплательщиков.
При этом можно сказать, что сейчас в Казахстане уже действует дифференциация налоговых ставок, так как при максимальной ставке 12% до 1 октября 2020 года НДС на социально значимые продовольственные товары был снижен до 8%.
Повлияет ли введение дифференциации на пополнение бюджета? Пока однозначного ответа у меня нет. Однако я не исключаю, что данные изменения могут повлечь и обратный эффект. По крайней мере очевидно, что введение дифференциации с повышением ставок налогов в условиях тяжелейшего экономического кризиса может вызвать замедление экономики и падение производств. Это в свою очередь повлечет за собой волну банкротств и сокращение поступлений в бюджет.
- Тогда какие секторы попадут в категорию плательщиков розничного налога с оборота?
- Для ответа на этот вопрос надо точно знать, какие секторы экономики наиболее пострадали от пандемии, так как именно для них президент поручил ввести розничный налог с оборота. Думаю, что в данную категорию попадут многие виды деятельности, которым уже были представлены льготы в виде освобождения от налогов и социальных платежей с фонда оплаты труда с 1 апреля до 1 октября 2020 года. Напомню, что полный перечень представлен в приложении №1 к постановлению Правительства РК от 20 апреля 2020 года № 224. Он охватил 29 видов предпринимательской деятельности, в том числе сферу общественного питания, некоторые секторы торговли, транспортные услуги, деятельность фитнес-клубов, IT-сектор, гостиничный бизнес, туризм и др.
В целом розничный налог больше подходит для розничной торговли. Отмечу, что в 2016 году уже планировалось введение такого вида платежа, а также налога с продаж в качестве альтернативы НДС, однако правительство все-таки отказалось их вводить. Полагаю, что и сейчас не получится быстро внедрить розничный налог, потому что изучение вопроса о его применении может занять от года до полутора лет.
- По вашему мнению, какие налоговые механизмы должны максимально стимулировать приток иностранных инвестиций в Казахстан в части международного налогообложения?
- В рамках Послания президентом было отмечено, что отдельного внимания требуют нормы международного налогообложения. Я не думаю, что это призыв внедрять какие-то новые налоговые льготы или другие стимулирующие инструменты. Главное – сохранить имеющееся положение. Например, недавно обсуждались предложения по отмене льгот по дивидендам, выплачиваемым за рубеж – они точно не стимулируют приток инвестиций в Казахстан.
На мой взгляд, незначительный пересмотр норм международного налогообложения не сможет повлиять на привлечение иностранных инвесторов в нашу страну. Инвесторов больше интересуют экономическая стабильность и предсказуемое развитие государства.
- Какие факторы, в том числе касающиеся контроля за трансфертным ценообразованием, смогут способствовать выходу из тени плательщиков?
- В Казахстане согласно рекомендации ОЭСР в рамках программы по предотвращению размывания налоговой базы и ухода от налогообложения (BEPS) было введено требование трёхуровневой отчётности по трансфертному ценообразованию. Сейчас участники международных групп компаний обязаны предоставлять трехуровневую отчетность в налоговые органы (местный отчет, основной отчет и межстрановой отчет). Фискальные органы производят обмен на автоматической основе отчетами таких групп в целях противодействия налоговым злоупотреблениям. Контроль за трансфертным ценообразованием налоговыми органами ведется постоянно. Насколько можно его усилить, сказать сложно. Возможно, для этого потребуется увеличение штата или повышение квалификации действующих сотрудников.
Что касается борьбы с теневой экономикой, то такая работа уже проводится правительством. В этой связи министерством финансов был разработан план мероприятий, направленный на противодействие теневой экономике на 2019-2021 годы, который состоит из 60 пунктов. В качестве главного инструмента борьбы «с тенью» президентом была выделена цифровизация. Мы видим, как она активно развивается в последние годы (внедрение электронных счетов-фактур, виртуального склада, онлайн контрольно-кассовых машин и т.д.).
В то же время я считаю, что факторы, которые могут способствовать выходу предпринимателей из «тени», связаны с дальнейшим упрощением регистрации и ликвидации предприятий. Несмотря на то, что мы значительно продвинулись вперед в данном вопросе, на практике предприниматели до сих пор продолжают сталкиваться с определенными трудностями.
Вместе с тем сложное законодательство является барьером для выхода из «тени». На мой взгляд, МСБ будет активно развиваться только тогда, когда для открытия небольшого бизнеса предпринимателю не нужно будет владеть знаниями в области бухгалтерского учета и юриспруденции.
Сейчас налоговые органы могут в режиме онлайн видеть сведения о денежных операциях субъектов бизнеса, не дожидаясь налоговой отчетности. Эти сведения передаются через контрольно-кассовые машины. Поэтому я думаю, что стоит рассмотреть вопрос освобождения индивидуальных предпринимателей от представления налоговой отчетности в случае применения таких кассовых аппаратов.
На самом деле способов вывода предпринимателей из теневого оборота много. При этом важно, чтобы они рассматривались и обсуждались публично. НПП «Атамекен» как раз является хорошей площадкой для таких дискуссий.