USD
410.70₸ ↑
+0.720
EUR
465.28₸ ↑
+3.070
RUB
5.80₸ ↑
+0.050
BRENT
42.22$ ↓
-0.030
BTC
9233.50$ ↓
-0.018
ETH
241.19$ ↓
-0.016
LTC
44.28$ ↓
-0.012
ГлавнаяЭкспертыАнтон Ван Горп: Подготовка компании к экспорту – это всегда отдельный проект

Антон Ван Горп: Подготовка компании к экспорту – это всегда отдельный проект

Как производителям начать работать с международными сетями и о помощи им в этом рассказал генеральный директор METRO Казахстан

Экспорт казахстнской фермерской продукции – олна из центральных тем развития агропромышленного комплекса страны. Профильные госорганы и НПП «Атамекен» уделяют этому много внимания вкупе с повышением качества продукции. Корпоративный сектор, как выяснилось, тоже прилагает усилия для того, чтобы взрастить поставщиков качественной продукции. Как это делается и дорого ли обходится в интервью корреспонденту «Капитал.kz» рассказал генеральный директор METRO Казахстан Антон Ван Горп.

- Антон, расскажите о вашей программе подготовки поставщиков казахстанской продукции для международной сети МЕТRО.

- У нас есть практика, когда мы помогаем лучшим поставщикам выходить на рынки других стран, если там есть интерес к их продукции. Ранее мы проводили тренинги для того, чтобы помочь компаниям улучшить внутренние процессы и таким образом попасть на полки зарубежных супермаркетов. Основное отличие иностранных рынков от казахстанского – там обязательно международное штрихкодирование продукции, в РК наиболее популярно штрихкодирование через программу «1С». То есть если компания некрупная, то нам приходится изначально объяснять, что нужно заключать контракт с GS1 для того, чтобы получить штрихкод, и после этого мы можем представлять поставщика на рассмотрение его продукции в другие страны. Чем продукция Казахстана лучше других рынков – большинство продуктов питания производится органическим способом, в сельском хозяйстве используется мало химикатов.

- А почему эти коды есть не у всех?

- Потому что это небесплатно, эти международные сертификаты выдает компания GS1, и затраты зависят от объема продукции, которую планируется экспортировать. Но так как в «1С» это можно сделать бесплатно, то компании не считают нужным инвестировать в международное штрихкодирование.

- Помимо штрихкодов, чего еще не хватает нашим фермерам-производителям?

- Еще нужно, чтобы у наших поставщиков продуктов питания были система контроля качества, сертификация HACCP (Hazard Analysis and Critical Control Points), установлены стандарты ISO. Они обязательно проходят аудит, который проводят наши сотрудники отдела качества, либо сотрудники из Германии прилетают сюда, все зависит от степени важности проекта. Кроме того, проводится контроль на соответствие стандартам, он делается на основании не казахстанского, а международного законодательства. Те компании, которые прошли аудит успешно, могут этим гордиться и способны работать на любом рынке.

- Насколько возрастают затраты производителей, когда они исполняют все эти требования?

- Эти затраты надо рассматривать в контексте того, что для компании открываются рынки в разы больше, чем Казахстан. Даже если вы возьмете нашего ближайшего соседа Россию, то там рынок в 10 раз больше нашего. Все фиксированные расходы, которые есть у подавляющей части производителей, достаточно большие – аренда, у многих линии производства не заполнены на 100% – снизятся благодаря тому, что они смогут продавать больше товара.

- На начальном этапе, до того как стали больше продавать, намного больше придется потратить?

- Около $3 тыс. стоит подготовка к международному аудиту и получение сертификата. Наш аудит для производителей бесплатный, конечно, им нужно провести большую работу, но если нанимают квалифицированного менеджера по качеству и ему дают достаточно полномочий, то есть компании действительно готовы пересмотреть внутренние процессы, то для них необходимые инвестиции – это только тесное сотрудничество с нами.

- У вас есть международный отдел качества?

 - Да, у нас работает глобальная команда, которая обеспечивает безопасность пищевой продукции, они тренируют наших локальных менеджеров. Но если производитель крупный или фермер с высоким профилем риска, то они приезжают и самостоятельно проводят аудит.

- Насколько вырастет доходность, если наши поставщики будут продаваться по сети за рубежом?

- Зависит от цен, которые они будут там устанавливать на свою продукцию, но мы делали сравнение в нескольких категориях и выяснили, что прибыльность выше минимума на 10-15%. Но еще раз повторю, что это происходит в первую очередь за счет увеличения объема продаж. Казахстан очень маленький рынок для того, чтобы производитель ставил высокоэффективную линию производства.

- Какие увас требования к компаниям, которые вы курируете?

- В первую очередь – прозрачная бухгалтерия, у них должны быть аудированные финансовые отчетности на несколько лет, обычно за 3-5 лет. Второе – наличие грамотного специалиста по качеству, то есть это человек, который будет непосредственно общаться с нашим международным офисом. Плюс он должен говорить по-английски. И, конечно же, есть четкие требования по использованию сырья. У нас есть несколько обязательств, которые компания взяла на себя на международном рынке, например, наши поставщики, которые используют пальмовое масло, должны получать его на 100% из возобновляемых источников. Поставщики должны предоставить нам всю информацию о том, где они покупают сырье для производства, и иметь сертификаты на него. Также компания должна быть социально ответственной, то есть делать все взносы за своих работников, соблюдать все требования трудового законодательства, по защите личных данных сотрудников. 

- В каких странах по вашей сети уже продается казахстанская продукция?

- У нас есть опыт успешной поставки товаров в Россию, по другим рынкам не было пока примеров. Активный интерес местных производителей к этой программе стал проявляться в течение последнего года. Сейчас у нас в разработке несколько компаний. Одна из них по производству текстиля для дома, она готовится выйти на европейский рынок, и там к ней уже есть большой интерес. Есть производитель мяса, который ориентирован на российский рынок, и как только границы откроются, вопрос с поставками решится, я думаю. Также есть компания, которая производит напитки, она уже зашла на рынок России. Я был приятно удивлен интересом в Венгрии, Болгарии, Украине к нашему текстилю. Но надо внимательно проверять законодательство и торговые соглашения между странами. В нашей группе есть компания, которая присутствует в странах Ближнего Востока, и со многими из них у Казахстана нет соглашений об экспорте местных продуктов питания. Подготовка компании к экспорту– это всегда отдельный проект и его успех зависит не только от желания производителя и нашей готовности помочь ему, но и экспортоориентированности государства. 

- Когда все необходимые процедуры выполнены, компания готова торговать за рубежом, кто берет на себя логистику?

- Этим занимается поставщик и чаще всего ему нужно доставлять свой товар до нашего торгово-распределительного центра в стране присутствия, потому что 95% логистики по нашей сети осуществляется через РЦ, где компания продает свою продукцию, а распределение по магазинам мы производим сами. 

- А зачем вам вообще все эти сложности с обучением, развитием поставщиков? Можно же работать с теми, кто уже сам вырос.

- Здесь нужно брать во внимание такой нюанс – выход на международные рынки позволяет производителям увеличить прибыль за счет увеличения объема продаж. Это, в свою очередь, позволяет им держать конкурентоспособные цены. Это первое. Второе – мы, как компания, осознаем, что можем влиять на качество рынка. Учитывая тот факт, что у нас есть международная экспертиза, мы стараемся помогать нашим местным производителям развиваться, чтобы вывести их в том числе на экспорт. Выход на экспорт означает качество. Качество для нашего клиента. Это своего рода экосистема – одно связано с другим.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Подпишитесь на дайджест

Краткий обзор главных новостей недели

Новости партнеров: