USD 408.61₸ ↓ -2.930
EUR 454.09₸ ↓ -4.040
RUB 5.86₸ ↑ +0.020
BRENT 35.71$
BTC 10108.00$ ↑ +0.058
ETH 247.53$ ↑ +0.036
LTC 48.67$ ↑ +0.052
Курсы валют в Казахстане
ГлавнаяЭкспертыБыл ли готов корпоративный сектор к управлению персоналом в кризис?

Был ли готов корпоративный сектор к управлению персоналом в кризис?

EY провел опрос, респондентами которого стали 66 организаций с количеством сотрудников от 5 до 60 тысяч человек
ЛегкоПолезно.ру
ЛегкоПолезно.ру

Коронавирус затронул практически каждого из нас и внес кардинальные изменения в наш обычный рабочий режим. Чтобы оценить, насколько компании Казахстана были готовы к эффективному переходу и управлению персоналом в кризисных условиях, EY провел опрос среди работодателей. Респондентами стали 66 организаций с количеством сотрудников от 5 до 60 тыс. человек. Основная масса участников работает в таких отраслях, как фармацевтика, нефтегазовая отрасль, горнодобывающая промышленность, FMCG и банковское дело.

Наличие актуальных данных сотрудников обеспечивает готовность компании к кризисным ситуациям. 32% компаний ответили, что проводят такую проверку актуальности ежегодно, остальные – несистемно и нерегулярно. Как правило, многие компании отражают в актах работодателя требование для своего персонала информировать их в случае изменения персональных данных, включая контакты самих сотрудников и контакты для связи при чрезвычайной ситуации. Однако сотрудники делают это далеко не всегда, поэтому распространенной практикой является проведение таких аудитов каждый год. 

Другим критерием оценки готовности компаний является наличие плана преемственности, который представляет собой стратегию перехода руководящих ролей в компании в случае отсутствия сотрудников, выполняющих эти роли. 88% компаний ответили, что имеют такой план – это дает уверенность, что в случае отсутствия, например, ухода на больничный, увольнения или по другим причинам, ключевых лиц в компании рабочие процессы смогут продолжиться без потери эффективности.

Около трети работодателей отметили, что до наступления кризисной ситуации у них уже существовали политики по удаленной работе. Остальные компании либо разработали для себя такую политику после наступления ситуации, либо находятся в процессе разработки в данное время.

Еще одним критерием оценки готовности HR-процессов к кризисным ситуациям является проведение процедуры резервного копирования данных сотрудников. В 80% компаний-участников опроса такая процедура существует и 77% компаний отметили, что они переносят такие данные в удаленное хранилище. Это является выигрышной стратегией, потому что доступ к данным останется даже в случае выхода корпоративных систем из строя.

С введением карантина в крупнейших городах Казахстана большинство работодателей столкнулись с ситуацией, когда им приходилось отправлять своих сотрудников работать из дома. Практически все работодатели перевели весь свой персонал или его часть на удаленный режим работы. Одна из компаний-респондентов перевела на онлайн-режим сотрудников всех офисов, вне зависимости от ситуации в других городах. 25% установили для части своих сотрудников оплачиваемый простой, 20% перевели часть персонала на гибкий график и 7% компаний отправили некоторых работников в неоплачиваемый отпуск.

Применение различных режимов работы в связи с кризисной ситуацией

При этом не все функции возможно продолжать в удаленном режиме. Для сотрудников, которые не могут выполнять свои обязанности дистанционно, компании чаще всего принимали решение отправить их в оплачиваемые ежегодные отпуска. Часть компаний перевели сотрудников на сокращенный рабочий день или сокращенную неделю.

Большая часть компаний (86%) ответили, что их ИТ-системы готовы к массовому переводу работников на дистанционную работу. Для внутрикомандных коммуникаций участники опроса чаще всего используют телефонные звонки. Некоторые компании в связи с этим увеличивают лимиты на сотовую связь. Среди других каналов связи популярны Skype for business и WhatsApp, реже используются MS teams, Zoom, Telegram и прочие. При этом зависимости между численностью персонала и выбором платформы для связи не выявлено.

Несмотря на то, что около трети компаний уже имели какие-либо политики по удаленной работе, результаты опроса выявили немало трудностей при всеобщем переходе на такой режим – технические проблемы, например невысокая скорость интернета, необходимость работы с физическими документами, сложность контроля работы сотрудников.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются компании в настоящее время – это необходимость снижения затрат. Несмотря на то, что затраты на персонал часто являются самой большой статьей расходов, 82% компаний не планируют сокращать численность своих сотрудников. Что касается ежегодного пересмотра заработной платы – в текущем году 40% респондентов планировали повысить уровень заработной платы на 7,5-10%. Согласно опросу EY, 55% компаний из тех, кто планировал повышение, хотят и дальше придерживаться этого плана, 23% планируют сократить изначальный процент повышения заработной платы. Некоторые компании отметили, что в настоящее время они ищут способы сокращения административных расходов с целью удержания сотрудников и определяют различные финансовые сценарии.

Планы компаний по отношению к изменению численности персонала и ежегодному пересмотру заработной платы

Учитывая сложную текущую ситуацию, работодатели пытаются поддерживать не только бизнес-процессы, но и моральный дух своих сотрудников – предлагают им проводить совместные онлайн-кофе-брейки, занятия йогой и медитацией. Сотрудники со своей стороны тоже находят положительную сторону в работе на дому – наиболее распространенными преимуществами такой работы являются сокращение времени и затрат на поездки в офис и гибкость в организации собственного времени. Еще одним плюсом является развитие навыков удаленной работы и онлайн-общения.

Среди минусов дистанционного режима работы около 20% респондентов отметили социальную изоляцию, в том числе от коллег, отсутствие доступа к серверу или необходимым документам и трудности работы в домашней обстановке, где часто отвлекают дети и домашние дела. Некоторые отметили, что испытывают сложности в коммуникациях – не всем участникам онлайн-коммуникации даются легко, кроме этого, некоторые задачи трудно решать в удаленном режиме. Из других минусов респонденты выделили ненормированный рабочий день и нарушение границы между работой и личной жизнью – не всегда получается быстро переключиться с работы, и многие продолжают работать и после окончания рабочего дня.

В целом результаты опроса показали, что компании достаточно быстро отреагировали на ситуацию и предприняли все возможные на тот момент меры. Также опрос показал, что компании в основном намерены сохранить как численность персонала, так и запланированное на текущий год повышение зарплат.

Николай Хан, менеджер практики консультационных услуг по управлению персоналом EY

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Подпишитесь на дайджест

Краткий обзор главных новостей недели

Новости партнеров: