USD 447.60₸ ↓ -0.920
EUR 489.41₸ ↓ -0.910
RUB 5.71₸ ↑ +0.020
BRENT 30.55$ ↓ -0.040
BTC 6815.60$ ↑ +0.023
ETH 142.75$ ↑ +0.036
LTC 40.42$ ↑ +0.015
Курсы валют в Казахстане
Новости Казахстана - Капитал.кз
ГлавнаяЭкспертыМаркировка не должна вводиться для всех товаров

Маркировка не должна вводиться для всех товаров

Такую позицию высказали в Национальной палате предпринимателей «Атамекен»
Фото: Эксперт.ру
Фото: Эксперт.ру

До того, как Казахстан примет решение о введении обязательной маркировки товаров, которые будут продаваться на его территории, в стране реализуют пилотные проекты и проанализируют результаты этой меры. Сейчас эти проекты релизуются по 4 видам товаров, сообщили корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz в Национальной палате предпринимателей «Атамекен». При этом в нацпалате считают, что маркировка не должна вводиться абсолютно по всем товарам.

О том, что для стран-участниц ЕАЭС важно устранить препятствия в торговле и развивать конкурентные условия для бизнеса, заявил премьер-министр России Михаил Мишустин, выступая на заседании Евразийского межправительственного совета 31 января в Алматы.

«Мы понимаем насколько это непростая и трудоемкая работа, требующая компромиссов, конструктивного подхода к непростым вопросам. В этом году Беларусь выделила это направление, как приоритетное. И механизм, который повышает прозрачность общего рынка – маркировка товаров. Российская сторона предложила распространить это на широкий список товаров, мы пошли коллегам на встречу и перенесли сроки введения маркировки обуви в нашей стране на 1 марта 2020 года», - сказал глава российского правительства.

Однако в соответствии с законодательством РК в сфере регулирования торговли, обязательная маркировка может вводиться только по итогам пилотных проектов по маркировке. А также с учетом оценки целесообразности и анализа регуляторного воздействия на товары, подлежащих маркировке, сообщили в НПП «Атамекен».

«То есть обязательной маркировке должен предшествовать пилотный проект, в рамках которого должен быть полностью апробирован весь процесс от ввода до вывода товара из оборота. В том числе вопросы исключения ограничений торговли и неоправданные нагрузки на ведение предпринимательской деятельности», - пояснили в нацпалате.

В настоящее время в Казахстане существует обязательная маркировка меховых изделий и реализуются пилотные проекты по маркировке табачной, алкогольной продукции, обуви. Так же планируется запуск пилотного проекта по маркировке лекарственных средств, добавили в НПП «Атамекен».

«По другим товарным позициям в Казахстане на сегодняшний день не принято решение о проведении пилотных проектов. Конкретный перечень товаров, в отношении которых будет вводится маркировка, также не определен», - рассказали в НПП.

После завершения данных пилотных проектов, оценки и анализа итогов использования маркировки будет решено целесообразно ли вводить ее на территории Казахстана, заметили в НПП «Атамекен».

При этом в ЕАЭС обсуждаются инициативы государств-членов союза по введению маркировки в отношении отдельных товаров, сделали оговорку в нацпалате. По инициативе российской стороны в ноябре 2019 года рассмотрен вопрос о введении маркировки духов, туалетной воды, фотокамер, шин и покрышек, а так же продукции легкой промышленности. И все же перечень товаров, подлежащих маркировке, будет формироваться после того, как завершатся пилотные проекты и удасться оценить эффект от маркирования продукции. При этом бизнес-сообщество также может вносить предложения и инициативы по тем товарам, которые целесообразно маркировать, заметили в нацпалате предпринимателей.

«НПП РК «Атамекен» придерживается позиции, что маркировка должна вводиться именно по тем товарам, где имеется такая необходимость. Маркировка не должна вводиться абсолютно по всем товарам. Целесообразно введение маркировки в отношении тех товарных позиций, по которым наблюдается высокий уровень теневого оборота и затраты бизнеса на маркировку будут оправданы», - заметили в нацпалате.

Поэтому НПП «Атамекен» настаивала на том, чтобы до того, как маркировака товаров станет обязатальной реализации реализовать пилотные проекты, чтобы понять необходимо ли это и какую нагрузку на это принест предпринимателям, добавили в нацпалате.

За введение цифровой маркировки товаров на территории всех стран ЕАЭС выступал министр финансов РФ Антон Силуанов. По его мнению, внедрять маркировку товаров необходимо на всей территории Евразийского экономического союза, потому что усилий только одной страны в борьбе с «серыми» товарами из-за отсутствия таможенных границ недостаточно.

«Мы будем допускать на рынок только маркированные продукты, предположим, лекарства, - заявлял рангее Силуанов. - Если продукция ЕАЭС не будет попадать в эту маркировку, она будет просто запрещена к продаже, вот и все».

Раньше таможенные органы пропускали товары для внутреннего потребления с документами, подтверждающими их соответствие требованиям технических регламентов ЕАЭС, без маркировки или с маркировкой на иностранном языке. То есть они марикировку можно было сделать после того, как товар завозился на территории ЕАЭС, но до того, как она начнет продаваться на в странах-участницах союза.

Однако с начала 2015 года таможенные органы России начали требовать, чтобы товары имели маркировку на русском языке уже в тот момент, когда их производят. 18 февраля 2015 года Федеральная таможенная служба РФ (ФТС) опубликовала письмо, согласно которому для импорта товаров на территорию ЕАЭС производители должны промаркировать их единым знак и указать общую информацию о продукции на русском языке.

Что же касается маркировки обуви, о которой упомянул Михаил Мишустин, то она будет вестись по единым техническим правилам и стандартам.

«Планируется не просто совмещать технологии маркировки, используемые сейчас в странах ЕАЭС, - стороны договорились ввести маркировку на обувь по единым техническим правилам и стандартам», - сообщал премьер-министр Армении Серж Саркисян.

В России с 1 января этого года обязательной маркировке подлежат лекарственные средства, с 1 июня - готовая молочная продукция. К 2024 году РФ намерена создать единую национальную систему маркировки и прослеживания товаров.

Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации вступило в силу в Евразийском экономическом союзе 29 марта 2019 года. Согласно документу, государства-члены ЕАЭС могут вводить на своих территориях одностороннюю маркировку продукции после уведомления Евразийской экономической комиссии и других государств-членов союза. В течение 3-х месяцев комиссия рассмотрит это предложение и примет решение, стоит ли вводить маркировку во всех странах одновременно, или нет. Если решение не принимается на основе консенсуса, то две (и более) страны могут ввести маркировку на своих территориях в соответствии со своим национальным законодательством, но используя общие принципы, заложенные в соглашении. Остальные страны смогут присоединиться к ним по мере готовности.

Основная цель этой меры - снижение уровня теневой экономики в странах ЕАЭС, кроме того, она позволит отслеживать движение товара с момента производства до продажи конечному потребителю. Предприниматели смогут рационально использовать цепи поставок продукции, правильно выстраивать и регулировать логистику, а потребители получат полную информацию о товарах, в том числе об их производителях.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Подпишитесь на дайджест

Краткий обзор главных новостей недели