USD
450.79₸
EUR
482.21₸
RUB
5.05₸
BRENT
82.67$
BTC
66650.30$
+488.900

Меньше трети дополнительных расходов бюджета пришлись на экономику

Аналитик Halyk Finance Асан Курманбеков о том, что происходит с государственной казной

Share
Share
Share
Tweet
Share
Меньше трети дополнительных расходов бюджета пришлись на экономику - Kapital.kz

Рост экономики Казахстана в третьем квартале ускорился на 0,2%, до 4,6% в сравнении со вторым кварталом текущего года. Он был достигнут за счет меньшего сокращения объемов добычи нефти во время проведения технических работ, чем ожидалось ранее, высокого уровня бюджетных расходов и инвестиций. При этом ухудшение внешней конъюнктуры, выразившееся в падении нефтяных цен более чем на 10%, было автоматически компенсировано соответствующим обесценением тенге, которое положительно отразилось на доходной части бюджета. Из чего складывались расходы госбюджета девять месяцев текущего года и какой эффект они покажут в долгосрочной перспективе корреспонденту «Капитал.kz» рассказал главный аналитик департамента исследований Halyk Finance Асан Курманбеков.

- Асан, какие показатели, с учетом имеющего роста экономики, показывают налоговые поступления?

- На фоне усиления экономического роста налоговые поступления также демонстрируют высокий темп – на уровне выше +15% год к году. Высокий темп  роста продемонстрировали налоги на доходы компаний – порядка 17% в годовом выражении,  после 5,5% за девять месяцев 2018  года. В результате падения цен на нефть налоги на  международную торговлю повысились лишь на 12,6%  против 22,6% в прошлом году. Слабый  темп  роста  – меньше 4% показала собираемость ИПН (индивидуальный подоходный налог), что не согласуется с ростом размера номинальных зарплат на 14,6%  г/г  и положительным ростом занятых в экономике на 1,3%  г/г. В  целом, налоговые  поступления в первой половине текущего года демонстрируют несколько худшую  динамику  – исполнение по сборам налогов составило 69,8% к плану против  70,6%  и  72%  в  соответствующем периоде  2017 и 2018 годов. При этом в первой половине текущего года отставание по собираемости  налогов также было заметным, что можно  соотнести с более слабыми доходами нефтяного сектора, которые пока не компенсированы улучшением администрирования собираемости налогов.

- Какими показателями характеризуется расходная часть бюджета?

- В свою очередь расходная часть госбюджета увеличилась сильнее доходной – на 17% в годовом выражении. При этом менее 30% затрат госбюджета за 9 месяцев 2019 года было инвестировано в экономическое развитие страны, тогда как львиная доля расходов была направлена на финансирование текущего потребления государства и частного сектора в виде затрат на оборону, госуслуги, повышение зарплат, социальное обеспечение. Важно  отметить,  что  из  примерно 1,5  трлн тенге дополнительных расходов госбюджета  (за 9 месяцев 2019-го) на затраты на экономику проходилось только  27%,  но при этом они включали существенные ассигнования на МФЦА и компанию  «Астана  «ЭКСПО  2017»,  что  позволяет говорить о низкой предполагаемой отдаче от фискального стимулирования, которое в основном пойдет на текущее потребление.

- То есть расходы госбюджета окажут лишь кратковременный эффект на экономический рост?

- Да, значительные ассигнования бюджетных средств на непроизводительные сферы в конечном счете окажут лишь кратковременное влияние на рост экономики, в то время как более продолжительный негативный эффект будет отражаться в увеличении расходов на обслуживание увеличившегося госдолга. К примеру, если в 2010-2013 годах расходы на обслуживание долга были на уровне менее 0,5% от ВВП ежегодно, то с 2016-го они в среднем равняются 1% от ВВП. То есть остро стоит вопрос необходимости повышения экономической отдачи от расширяющихся расходов государственного бюджета, что происходит на фоне поступательного сокращении резервов Нацфонда до менее 40% от ВВП с 63% в 2015 году. При этом баланс госбюджета после скромного дефицита в пределах 120 млрд тенге в первом полугодии 2019 года резко увеличился до -645 млрд тенге в  сентябре текущего года. Размер дефицита госбюджета в соответствии с планом  на текущий год определен в 1,4 трлн тенге, или примерно 2% от ВВП. Это существенно  выше показателя  -1,3% от ВВП в 2018  году, однако по историческим меркам и с учетом фискального стимула находится на достаточно умеренном уровне в сравнении с дефицитом в -2,9% от ВВП в 2012  году и 2,2% от ВВП в среднем с 2010 года.

- Как складываются показатели по поступлениям в Нацфонд?

- Поступления в  Нацфонд за  три квартала текущего года почти не изменились в  сравнении с аналогичным периодом 2018 -го и составили 2,1  трлн тенге. Однако в  третьем квартале они были самыми слабыми на уровне 0,6 трлн тенге, в сравнении с  0,7  трлн тенге и 0,8 трлн тенге в первом и втором кварталах  2019 года. За тот же период размер трансферта в бюджет составил 2,6  трлн тенге. То есть, не учитывая инвестиционного дохода,  расходы средств Нацфонда превышают поступления в него на  0,5 трлн тенге. При этом доля трансфертов в совокупных поступлениях госбюджета в  среднем равна 28% за январь-сентябрь. Совокупные активы Нацфонда с начала года увеличились на 1 трлн тенге, до 26,4 трлн тенге. Произошло это в основном из-за  валютной  переоценки. Однако относительно ВВП активы фонда снизились с 41% до  39%, что является минимальным значением с 2014 года.

- Насколько повысились нефтяные доходы? Есть повод говорить о росте?

- Нефтяные доходы за девять месяцев повысились на скромные 4% в годовом выражении  в сравнении с ростом на 47%  в аналогичном периоде прошлого года. Как уже отмечалось выше, внешние экономические условия в текущем году под влиянием падения цен на  нефть складываются неблагоприятно, соответственно ослабление тенге позволяет  достигать приемлемого положительного эффекта даже в таких нехороших для бюджета условиях. Ненефтяные поступления напротив увеличились более существенно – на 15,4%  год к году, незначительно улучшившись с 15% в годовом выражении за девять месяцев прошлого года. В результате  опережающего роста поступлений ненефтяных доходов  доля нефтяных в консолидированном доходе бюджета (с учетом операций Нацфонда) снизилась  с 36% в аналогичном периоде прошлого года до 34% за три квартала текущего года. Размер ненефтяного дефицита за данный период умеренно повысился, до 5,9% от ВВП с 5,5%.

Рост ненефтяного дефицита целиком обусловлен существенным расширением  бюджетных расходов на стимулирование экономики и повышение доходов населения.

- Естественно, интересно и положение с правительственным долгом? Какие показатели вы можете отметить за три квартала текущего года?

- Правительственный долг с начала этого года повысился на 10,5%, до 12,9 трлн тенге.  Порядка 80% этого роста было обеспечено за счет привлечения заемных средств внутри страны, оставшаяся часть обеспечивалась внешними источниками  –  в основном за счет  выпуска евробондов. В конце сентября Минфин разместил евробонды двумя траншами на сумму 500 млн  евро со сроком обращения 7 лет и  ставкой  купона 0,6% и на сумму 650 млн евро со сроком обращения 15 лет и ставкой купона 1,5%. Такая стоимость заимствования для республики сложилась на фоне  установившихся низких процентных ставок в еврозоне.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.