Инфокоммуникационный оператор «Казахтелеком» до конца текущего года планирует запустить проекты в сфере финансовых услуг и электронной коммерции, апробирует возможности применения blockchain, развивает концепцию Internet of Things (IoT) и применение искусственного интеллекта (AI). Коротко о главном, а также о финансовых результатах работы компании за 9 месяцев этого года в интервью «Капитал.kz» рассказал главный финансовый директор АО «Казахтелеком» Асхат Узбеков.
— Асхат Архатович, начнем с «математики»: каковы итоги консолидированной отчетности компании за 9 месяцев текущего года?
— За этот период «Казахтелеком» показал весьма хорошие результаты — наблюдается как рост доходов, так и рост чистой прибыли. Действительно, цифры красноречивее слов, поэтому приведу основные. Так, консолидированные доходы по группе компаний «Казахтелеком» за 9 месяцев составили 156,3 млрд тенге, рост относительно уровня аналогичного периода прошлого года составил 3,6 млрд тенге — на 2,36%. При этом чистая прибыль выросла сразу на 50%. Консолидированная чистая прибыль составила 32,3 млрд тенге, рост относительно уровня прошлого года составил 10,8 млрд тенге без учета прибыли от прекращенной деятельности.
Данные показатели являются результатом планомерной работы, и я уверен, что такой темп до конца года мы сохраним.
- Какие сегменты бизнеса показали наибольший прирост выручки и прибыли?
— На сегодняшний день складывается следующая тенденция: сегменты фиксированного широкополосного доступа к интернету и услуги платного телевидения демонстрируют рост по сравнению с услугами фиксированной телефонии.
Рост доходов от предоставления услуг широкополосного доступа обусловлен ростом абонентской базы за счет активизации на рынке юридических лиц, роста проникновения в зонах существующего технического охвата и роста развития дополнительных услуг, таких как SLA, мониторинг и консалтинг для клиентов, приобретающих продукты ШПД и корпоративные сети.
Что касается увеличения в части доходов платного телевидения, то в основном это обусловлено развитием самого продуктового предложения. Поясню, в данное время мы предлагаем пакетирование услуги с ШПД, усовершенствовали предложения, предложили клиентам различные ТВ-пакеты, включая премиальные. Разумеется, проделана работа с контентом, его качественная оптимизация, а также развитие каналов продаж и обслуживания, повышение качества сервиса.
В целом основными драйверами роста доходов компании, как в предыдущие годы, остаются услуги широкополосного доступа к интернету — FFTx, IP VPN, платного телевидения, конвергированные продукты, различные ИКТ-сервисы, решения для В2В- и В2G-сегментов, а также новые услуги в сфере М2М, облачное видеонаблюдение, «родительский контроль» и другие.
- Уточните, пожалуйста, какую долю рынка занимает в данное время «Казахтелеком» в сегментах фиксированного ШПД и платного телевидения? Каков потенциал у этих сегментов в следующие пять лет?
— Прежде всего, хочу отметить, что компания обладает развитой телекоммуникационной сетью и уникальной инфраструктурой GPON, мы обеспечиваем ШПД к интернету в районах, которые расположены на значительном расстоянии от областных и райцентров страны. Что касается доли рынка, по итогам 2016 года она составила 75%.
По рынку услуг телевидения в прошлом году доля составила 34%. И мы намерены продолжить укрепление позиций на данном быстрорастущем рынке за счет комплексного предоставления разнообразного контента через разные устройства: SmartTV, мобильные устройства.
Полагаю, что в предстоящем году и среднесрочной перспективе, наряду с существующими услугами-драйверами, компания будет развивать новые бизнесы, такие как финансовые услуги, сфера электронной коммерции, а также повышать эффективность каналов продаж, развивать клиенто- и сегментоориентированный подход к продажам. Ведь первоочередными для нас, как для сервисной компании, являются клиент и его потребности в услугах, его ожидания.
- В одном из предыдущих интервью вы упоминали, что «Казахтелеком» рассматривает и разрабатывает новые решения в сфере финансовых услуг и электронной коммерции, которые будут доступны в 2017 году. Реализованы ли данные планы?
— Мы основательно готовимся к выходу на новые для нас рынки, и это вопрос не одного дня. На данный момент в направлении финансовых услуг мы завершили разработку так называемого MVP (minimum viable product) и проводим тестирование системы и прототипов. В направлении электронной коммерции мы также близки к завершению MVP и совсем скоро подойдем к стадии тестирования функционала. Полагаю, к концу года часть продуктов и проектов будет запущена.
Кроме того, компания активно изучает и апробирует инновационные решения, которые могут быть использованы для создания новых продуктов и направлений бизнеса компании. Это и применение blockchain в финансовой и нефинансовой сфере, и развитие услуг Internet of Things, и работа с искусственным интеллектом. Эти направления отвечают стратегическим направлениям развития компании, и наша глобальная цель — стать незаменимым мультисервисным партнером для физических лиц и бизнеса.
- Изменилась ли акционерная стоимость компании в этом году?
— За последние 12 месяцев цена за одну простую акцию АО «Казахтелеком» выросла более чем на 40%. Позитивный тренд свидетельствует о положительной оценке рынком деятельности компании. В октябре текущего года компания также осуществила полный досрочный выкуп своих индексированных облигаций, в результате чего мы добились полного отсутствия валютного риска, связанного с имеющимися финансовыми обязательствами. В настоящий момент все обязательства АО «Казахтелеком» выражены в национальной валюте. Соответственно, вместе с ростом цены на акции компании увеличивается и ее акционерная стоимость.
- Изменилась ли тарифная политика оператора в этом году? Будет ли она меняться до конца 2017 года?
— Пожалуй, это один из самых популярных вопросов для любого оператора связи, поставщика услуг. Нет, тарифная политика нашей компании не изменилась. АО «Казахтелеком» — это, прежде всего, мультисервисный оператор, предлагающий клиентам широкий спектр инфокоммуникационных услуг с учетом различных потребностей потребителей услуг.
Я хотел бы отметить развитие направления мобильной связи — в данном сегменте в нынешнем году выведена линейка предложений, а также одним из отличительных качеств, укрепляющих доверие и лояльность, является постпейдная система оплаты для абонентов.
Компания и далее планирует придерживаться выбранного курса и сосредоточиться в первую очередь на улучшении пакетных решений, пополнения их новыми услугами и сервисами.
- Как оценивают сейчас работу компании мировые рейтинговые агентства?
— С конца 2016 года компания наблюдает улучшение рейтинговых оценок со стороны международных рейтинговых агентств. Так, в октябре прошлого года рейтинговое агентство Standard & Poor’s улучшило прогноз по долгосрочному рейтингу эмитента со «стабильного» на «позитивный» и подтвердило кредитные рейтинги АО «Казахтелеком» на уровне «BB». А уже в октябре 2017 года, также по корпоративной методологии данного агентства, произошло повышение рейтинга АО «Казахтелеком» с «BB», «позитивный», на «BB+», «стабильный».
Наряду с этим в декабре 2016 года другое международное агентство — Fitch Ratings — повысило прогноз по кредитному рейтингу АО «Казахтелеком» с «BB», «позитивный», на «BB+», «стабильный».
Поясню: повышение прогноза по рейтингам обосновано финансовыми результатами компании, которые превзошли ожидания аналитиков, а также улучшением показателей кредитоспособности и ликвидности.
- Каких финансовых результатов планирует достичь «Казахтелеком» по итогам 2017 года?
— Мы планируем увеличить доходы на 2,3 млрд тенге по сравнению с 2016 годом, при этом обеспечив чистую прибыль компании не ниже уровня 2016-го. Основной задачей для нас является сохранение динамики развития, и я уверен, что запланированные показатели к концу года будут достигнуты.