Lingualeo – популярное приложение для изучения английского языка, созданное Айнуром Абдулнасыровым. За 6 лет из небольшого стартапа компания выросла до сервиса, который насчитывает более 14 млн зарегистрированных пользователей по всему миру, включая СНГ, Бразилию и Турцию. Хотя история успеха идеи включала как периоды подъема, так и сложностей, однако стартап продолжает предлагать свои решения для тех, кто хочет изучить английский язык.
Специально для «Капитал.kz» Ирина Шашкина, CEO Lingualeo, поделилась своими идеями относительно рынка электронного обучения, развития стартапов в период кризиса и наступающей цифровой эпохи.
- Ирина, ваша компания как никто лучше видит, как развивается рынок e-learning в мире, в России, СНГ…
- Рынок e-learning растет, лидеры укрепляют свои позиции, за счет этого появляются десятки новых игроков, которые работают с уже подготовленной к онлайн-обучению аудиторией. В России в период экономического кризиса мы наблюдаем увеличивающийся интерес к обучению, повышению квалификации. Доступность образовательных программ с приходом эры диджитализации всего и вся активно двигает этот процесс. Люди понимают, что пройти курсы намного проще, чем раньше, ведь теперь не нужно тратить время и усилия на дорогу и дополнительные коммуникации. Регистрация на обучающих платформах занимает пару минут, после чего можно оплатить или в некоторых случаях просто сразу приступить к получению новых знаний. E-learning в СНГ отличается пока доступностью информации: несмотря на то, что в русскоговорящей среде стран ближнего зарубежья довольно много образовательных программ, мы еще очень далеки от уровня США. Облегчает ситуацию знание английского языка: ведь большинство курсов доступно именно на этом языке.
Не будем забывать, что развитием образования занимаются не только специализированные платформы, но и, например, IT-гиганты, заинтересованные в продвижении сферы, в которой они работают. Для русскоговорящих доступны курсы, онлайн-конференции и лекции по информационным технологиям Mail.ru и Yandex. Для англоязычных разработчиков в сети существует множество программ от Google.
- Но некоторые эксперты, наоборот, прогнозируют падение этого рынка. Стоит ли в таких условиях строить стартап в области онлайн-обучения? Может ли он стать успешным?
- Сложно говорить, абстрагируясь от конкретной ситуации. Сфера онлайн-образования все еще не сформирована окончательно, в этом поезде еще остались вагоны, в которые можно успеть заскочить. Существуют фонды, которые активно поддерживают начинающих, они жаждут заполучить в свой портфель перспективные интересные проекты. Поэтому все зависит от идеи, команды и энергии, которая направлена на создание нового продукта.
- Опять же не понаслышке вы можете рассказать, что необходимо стартапам в период кризиса, чтобы пережить период экономической нестабильности? Мы помним, что Lingualeo был запущен в 2009 году, в разгар мирового финансового кризиса.
- Я уже говорила, именно в периоды, когда экономическое положение человека ухудшается, он начинает задумываться об апгрейде своих профессиональных качеств. Поэтому как раз в сфере образования экономическая нестабильность страны может сыграть e-learning-сервису на руку. И во все времена самое главное – это делать полезный для людей продукт.
- Как ваш бизнес сегодня представлен в СНГ и в Казахстане в частности?
- Большая часть пользователей и выручки Lingualeo сконцентрирована в СНГ. Все новые фишки в продукте тестируются на учащихся из этих государств. Среди других стран ближнего зарубежья Казахстан занимает одну из первых позиций по количеству пользователей. Это демонстрирует высокий интерес к изучению иностранных языков в вашей стране. Однако сервис Lingualeo не локализован на казахский язык, с нашей точки зрения здесь пока вполне достаточно только русского. Для удобства пользователей все покупки производятся в местной валюте.
- Каких финансовых показателей вы достигли? Ходили слухи, что в прошлом году компания столкнулась с финансовыми трудностями.
- Данную информацию мы не раскрываем. Могу только сказать, что доход компании растет, оборот прошлого года суммарно превысил этот же показатель 2014 года на 7%. Компания уже более года кормит сама себя. А если сравнить выручку за прошлое полугодие с тем же периодом в 2015 году, то рост составляет больше 20%. Мы намерены продолжать в том же духе, даже наращивая темп.
- Может, у вас есть планы добавить еще какие-либо языки для изучения?
- Сегодня мы не думаем о таком развитии событий, поскольку наша цель – сконцентрироваться на качестве обучения. Команда активно работает над методологией, изучает поведение наших пользователей, выявляет, что им действительно нужно и чем они увлеченно пользуются. Дистанцируясь от ситуации, где во главе угла стоит исключительно выручка, мы стремимся к обоюдной с пользователем выгоде. Деньги мы зарабатываем, не только мотивируя студентов на саморазвитие, но и предлагая им по-настоящему эффективные инструменты, а не пустое развлечение.
- Кстати, о пустых развлечениях… Запущенная игра с дополненной реальностью Pokemon Go покорила миллионы людей, нет ли у вас планов по расширению своего обучения с помощью виртуальной реальности?
- Это был взрыв интереса к чему-то новому, необычному. Можно стопроцентно заявить, что такие техники привлекают внимание людей и действительно уместны и востребованы в предметах, где визуализация дает учащимся лучшее понимание: физика, геометрия, анатомия, архитектура. Но насколько это поможет, например, в изучении незнакомой лексики или в понимании на слух, пока не ясно. Ведь самое важное в процессе изучения языка – это слушать, читать, писать, говорить, то есть заниматься тренировкой именно этих навыков. Это как с плаванием – вы не научитесь плавать, глядя на то, как это делают другие: вам нужно самому прокачивать определенные группы мышц в соответствующей среде.
- Если говорить о наращивании мышц… Ваш бизнес строится исключительно на модели цифрового стартапа. Очень интересно узнать, как вы относитесь к уходу опять же традиционных компаний, банков «в цифру»?
- Сложно представить себе будущее без интернет-технологий. Не вижу ничего крамольного в их развитии, наоборот, это облегчает клиентам жизнь, выручает в различных ситуациях. Некоторые полезные финансовые операции стали возможны онлайн: покупки в интернет-магазинах, переводы с карты на карту, быстрый поиск ответов на часто задаваемые вопросы. Не говоря уже о присущих исключительно онлайну чатах служб поддержки, которые моментально помогут, а не оставят вас висеть на телефонной линии или часами стоять в очереди.
Перед банками стоит сейчас другая проблема: обеспечить цифровую безопасность наших данных и денег. Этой задачей они и занимаются. Однако в разных странах пользователи ведут себя по-разному и ожидают от банков разного. Например, в Германии люди несколько более консервативны и осторожны в финансовых вопросах, еще не очень доверяют онлайн-операциям, поскольку по негласному общественному мнению они пока не дотягивают до уровня безопасности, соответствующего традиционному обслуживанию офлайн. Тем не менее вектор развития во всех развитых странах определился очень четко: ваши клиенты будут искать вас онлайн, и если там не найдут, пойдут к вашим конкурентам, которые активно работают в интернете.
Это не значит, что каждый бизнес обязан иметь свой сайт. Все зависит от специфики. Например, небольшому ресторану достаточно официальных страниц в социальных сетях с актуальным адресом и меню, где время от времени появляется интересный и релевантный аудитории этого заведения контент. Там бренд может быстро коммуницировать с клиентами, проводить небольшие опросы, получать фидбэк и оставаться всегда на связи. В дополнение стоит создать точку на карте в Foursquare и в Tripadvisor, чтобы вас могли найти, посмотреть интерьер на фотографиях и почитать отзывы. Маленькому семейному отелю вполне может хватить размещения информации на Booking.com и картах Google. Конечно, это будет работать исключительно при постоянной поддержке со стороны владельцев бизнеса.
Не нужно ударяться во все тяжкие и сливать весь маркетинговый бюджет в Сеть, создавая сайты и прокачивая онлайн-профили, если в итоге бренд встречается с клиентами в офлайне. Однако сделать онлайн частью глобальной маркетинговой политики компании стоит.
- А какими могут быть рекламные кампании, по вашему мнению? Может, есть специальный рецепт для онлайн-бизнесов?
- Могу сказать, что никогда не потеряют актуальности кампании, которые показывают бренд в нужном свете и приносят доход. В первую очередь следует позаботиться об изучении целей, проблем и поведения вашей аудитории. Понять, что ее цепляет больше всего в продукте, показать его преимущества. Лучшей долгоиграющей рекламной кампанией будут качественные изменения в самом продукте, такие, которые покроют потребности ваших клиентов и заставят их по «сарафанному радио» рассказывать другим о том, какой отличный сервис они нашли.
Сейчас продвинутые компании в свои онлайн-акции внедряют нейромаркетинг. В отличие от распространенного способа сегментации аудитории, при котором учитываются возраст, пол и материальное положение, этот подход позволяет разделить клиентов по психотипам и делать для каждой группы наиболее релевантные предложения, отправлять наиболее интересные письма.
- Ну что ж, посмотрим, смогут ли молодые программисты запрыгнуть в последний вагон и создать какие-либо новые онлайн-образовательные проекты. Спасибо, Ирина, вам за интервью!