Искусство, которое ранее было доступно лишь избранным, становится общедоступным. Музеи, биеннале и различные частные выставки – все это приближает нас к миру искусств, но среди посетителей находятся и те, кто рассматривает предметы искусства в качестве подходящего варианта для инвестиций. Почему бы и нет? Если вдуматься, то никакая игра на бирже или скупка акции технологичных гигантов не может гарантировать сохранности вложенных средств. В то время как картины искусства из года в год растут в цене, остается только найти то, во что стоит вложиться. Эстетика и духовная пища в этом случае разговор отдельный. Частные галереи, словно витрины дорогих магазинов, сияют и приглашают вложиться в очередной шедевр.
В преддверии первой международной Арт Бизнес Конференции КЕРЕМЕТ «Искусство как актив» корреспондент «Капитал.kz» встретился с Эмериком Тюлом, директором LINK Management, который рассказал, как сегодня развивается международный арт-рынок и можно ли считать предметы искусства новым видом инвестиций.
- Арт-ярмарки являются частью экосистемы, но их сосредоточенность на продажах отвлекает внимание от искусства. Не кажется ли вам, что такие мероприятия способствуют тому, что искусство не доходит до своей аудитории?
- Да, такие мероприятия действительно стали неотъемлемой частью арт-рынка в целом. В настоящее время они представляют собой значительный канал продаж, которым активно пользуются различные галереи. Но нельзя забывать, что это также и способ получить признание и авторитет среди ценителей, а также помогает укрепить бренд и дает возможность привлекать новых художников. Это правда, что такие ярмарки не всегда лучшая среда, чтобы наслаждаться искусством, но именно они позволяют коллекционеру открывать новые таланты и стимулировать интерес публики. Узнать о художнике можно позже, например, через литературу, которая представлена на выставках.
- В отличие от многих музеев по всему миру, которые предлагают бесплатный вход, билеты на выставки и ярмарки обходятся недешево. Чем обусловлена такая цена?
- Думаю, это происходит потому, что основная цель таких мероприятий – это продажа предметов искусства. Исторически так сложилось, что количество людей, которые посещают такие мероприятия, строго ограничено. Музеи, напротив, созданы для того, чтобы люди учились воспринимать искусство. На частных выставках больше времени уделяется просмотрам и оценке, налаживанию диалога с галеристами. Все это ограничивает число посетителей. Искусство всегда была территорией аристократов и богатых людей, но за последние 10 лет арт-рынок сильно изменился. На мой взгляд, за этот период произошел некий взрыв числа коллекционеров, который стимулировал создание множества художественных выставок. Сейчас у коллекционеров есть возможность найти галереи и ярмарки, которые не требуют предварительной платы за вход, но они также предлагают аналогичные произведения искусства. Не стоит забывать и об онлайн-выставках, которые получили большое распространение в интернете. Такие выставки вообще не требуют каких-либо входных взносов.
- По мере того, как финансовые рынки и налоговые льготы становятся более регулируемыми, бизнесмены обращают свое внимание на искусство и арт-ярмарки и рассматривают их как способ сохранения денежных средств. По-вашему, являются ли инвестиции в искусство хорошим вариантом для тех, кто не хочет вкладывать в акции или бизнес?
- Тенденция диверсификации активов сегодня проявляется повсеместно. Но мы предупреждаем наших клиентов, что искусство нельзя сравнивать с традиционными активами, такими как акции и облигации. Думаю, что искусство нужно скорее рассматривать, как возможность диверсифицировать свои активы, а также как средство сбережения. Стоит отметить, что адаптивная денежная политика только укрепила привлекательность искусства для состоятельных частных лиц, так как она поглощает избыток денежной ликвидности.
- Наблюдаете ли вы увеличение объема инвестиций в эту область? Готовы ли люди инвестировать средства в искусство?
- В качестве примера могу привести последний доклад Wealth Insight, аналитики которого утверждают, что инвестиции в лакшери будут расти в среднем на 10,3% и составят более $600 млрд в 2017 году. На фоне этого в последние годы к нам все чаще обращаются финансовые учреждения, которые ищут у нас поддержку, так как со стороны их клиентов растет интерес к искусству, будь то для инвестиционных целей или в качестве страсти к коллекционированию. Кроме того, согласно данным исследования, в 2014 году более 76% покупателей искусства все чаще приобретают искусство с инвестиционной точки зрения.
- Какие факторы влияют на цену произведения искусства?
- Как мы оцениваем произведения искусства? Это вопрос, на который мы отвечаем десятки раз. Оценка произведения является результатом комбинации нескольких критериев, куда входит и качество работы, и то, в каком состоянии сохранился предмет. В LINK Management мы разработали методологию оценки произведений и были одной из первых арт-компаний, которая получила европейскую сертификацию ISO 9001 для наших художественных оценок. Эта сертификация обязывает нас быть предельно прозрачными и строгими в оценках.
- Есть ли моменты, на которые нужно обратить внимание, прежде чем приобретать то или иное произведение искусства?
- При приобретении искусства, будь то в качестве инвестиций или для создания коллекции произведений искусства, требуется осторожность. Для начала коллекционеру нужно проверить подлинность произведения искусства и убедиться, что цена, назначенная владельцем, целесообразна товару. Кроме того, необходимо обратить внимание на качество художественных работ. Произведения искусства, даже если они созданы всемирно признанным художником, например, таким как Энди Уорхол, могли сохраниться не самым лучшим образом. В этом случае со временем такие произведения могут потерять былую ценность с течением времени. В искусстве, как и в бизнесе, процесс принятия инвестиционных решений нужно тщательно взвешивать, чтобы инвестиции оказались успешным. Это объясняет, почему так важны консультанты, специализирующиеся на искусстве, готовые помочь частным клиентам.
- В каких странах, по-вашему, арт-рынок наиболее развит?
- В прошлом году арт-рынок CША оценивался в $27,3 млрд. Пока что этот рынок остается доминирующим, если сравнивать его в глобальной перспективе. По нашим данным, на него приходится 43% в общем объеме продаж искусства с аукционов. Следом идут Англия и Северная Ирландия.
- Насколько в среднем растет цена на такие предметы в год?
- Это все относительно. Например, некоторые художники могут получить двузначный рост в оценке своих работ, в то время как другие стагнировали или вовсе потеряли ценность. Трудно объяснить колебания цен каким-то одним фактором, но довольно часто значительное повышение цен в течение короткого периода времени является результатом обмана и не всегда оказывается устойчивыми в долгосрочной перспективе.
- Есть ли сегментирование на рынке искусства? Например, разделение старых мастеров и современного искусства?
- Да, как правило, рынок делится на пять составных частей: старые мастера (от эпохи Возрождения до 1870 года), импрессионизм, современное искусство, послевоенное и современное искусство. В последнее время аукционные дома совместили послевоенное искусство с современным и создали крупнейший художественный сегмент с точки зрения продаж. На этот сегмент сегодня приходится почти половина всех аукционных продаж. Если исходить из вертикального анализа рынка, тот можно заметить, что цена произведения здесь зависит от работы мастера и качества проделанной работы. В прошлом году 57% всех аукционных продаж пришлись на работы, цена которых более $1 млн. Работы более $10 млн составляют 28% от общих продаж. В прошлом году две картины – Les femmes d’Alger Пабло Пикассо и Nu Couché Модильяни – побили рекорды продаж среди остальных картин. Пикассо ушел с аукциона за $179 млн, а Модильяни продали за $170,4 млн.
- А что можете сказать о Казахстане? Как вы оцениваете местный рынок с точки зрения реализации предметов искусства?
- Развитие и рост арт-бизнеса сейчас можно наблюдать во всех регионах, где присутствует экономический рост.