Казахстанские журналисты все чаще спорят о том, что такое профессиональная этика, должна ли у каждого из нас быть самоцензура? То ли из-за высокой конкуренции на рынке, то ли в борьбе за очередными рекламными бюджетами, то ли из-за собственных амбиций взаимные обвинения и поиск ошибочной информации друг у друга стали для многих нормой. Недавняя история с обвинением главы Союза журналистов РК Сейтказы Матаева показала, что журналисты все-таки могут сплотиться: подпись под обращением с призывом к проведению открытого расследования поставили сотни наших коллег. В целом же каждый день на рынке лишь разобщенность и упреки. И это все на фоне того, что профессию во многом вытесняют так называемые «гражданские журналисты». Мы обратились к известному и авторитетному тележурналисту Владимиру Познеру с просьбой рассказать, что он думает об этом.
- Владимир Владимирович, сегодня наблюдается такая тенденция, что блогеры, или так называемая «гражданская журналистика», вытесняют журналистов на информационном пространстве. Вы считаете, это нормальный процесс?
- Что касается «гражданских журналистов», то они, на мой взгляд, более всего похожи на народную самодеятельность. Много лет тому назад министр культуры СССР Екатерина Алексеевна Фурцева собрала у себя видных деятелей советского искусства, чтобы сказать им, в частности, что будущее – не за профессиональными актерами, режиссерами и так далее, а за народной самодеятельностью. Когда она закончила свою речь, выдающийся актер, народный артист СССР Борис Ливанов встал и спросил: «Екатерина Алексеевна, если у вас будут проблемы по женской части, вы пойдете к профессиональному гинекологу или к «народному?». Скандал был жуткий. Но в самом деле разве блогер – журналист? Разве он несет хоть какую-то ответственность за то, что пишет? Разве он обязан проверять точность так называемых «фактов», которые он приводит? Блогер вообще не журналист, а личность, в той или иной степени обладающая некоторыми способностями, которая более или менее хлестко излагает свое мнение по вопросам, в которых, как ей кажется, она разбирается.
Беда журналистики в России – да, думаю, в Казахстане тоже – в том, что журналисты в своем большинстве превратились в обслуживающий персонал власти, той или иной партии, поэтому они, строго говоря, перестали быть журналистами. Нет ничего удивительного в том, что их могут заменить блогеры, но заменяют-то они не журналистику, а тех, кто предал свою профессию.
- Недавно некоторые казахстанские СМИ опубликовали фотографию трупа парня, которого несколько дней разыскивала вся страна. Эта публикация разделила журналистское сообщество на два лагеря: одни активно критиковали тех, кто разместил фото на своих сайтах, другие же считают, что это нормально и мораль здесь ни при чем…
- Профессиональная этика – это всегда дело личное. То, что один считает неэтичным, другой считает нормальным. Когда самолеты врезались в здания Всемирного торгового центра 11 сентября 2001 года, главные американские телесети (ABC, CBS, NBC) договорились не показывать, как люди выбрасываются из окон. Почему? Потому что это не дает никакой реальной информации, а лишь играет на эмоциях, и это не этично.
- По вашему мнению, нужен ли в таком случае кодекс журналиста?
- Во многих странах у каждого СМИ есть свои правила, свой этический кодекс, и каждый сотрудник, подписав его, берет на себя обязанность соблюдать его и быть уволенным в случае нарушения этой договоренности.
- Самоцензура: должна ли она быть или цензура в любом случае недопустима?
- Цензура недопустима. Самоцензура отвратительна, потому что она основана на страхе, на шкурных соображениях. В отличие от ответственности, которой журналист ОБЯЗАН руководствоваться, понимая при этом, что он несет ответственность ТОЛЬКО перед своей аудиторией, а не перед государством, президентом, партией и прочее и прочее.
- Еще один спорный вопрос: имеет ли журналист право на отражение в публикации своего мнения или он должен отражать только сухие факты?
- Давайте определимся с терминологией: кто такой журналист? На мой взгляд, это человек, долг которого донести до своей аудитории МАКСИМУМ информации объективно (насколько он может, ведь все мы субъективны, речь идет о старании, стремлении) и честно (мы можем заблуждаться, но прекрасно знаем, когда врем или говорим полуправду). Журналист, если принять такое определение, не высказывает своего мнения, он дает читателю, слушателю, зрителю возможность выработать собственное мнение, предоставив ему ПОЛНУЮ (насколько возможно) информацию. Комментаторы, обозреватели, эксперты – это, на мой взгляд, не журналисты.