USD
499.51₸
+0.960
EUR
525.83₸
+1.550
RUB
4.62₸
-0.130
BRENT
72.77$
-0.190
BTC
96548.60$
+327.800

Айналайын как зеркало казахстанского потребителя

Молочно-кефирные предпочтения казахстанцев

Share
Share
Share
Tweet
Share
Айналайын как зеркало казахстанского потребителя- Kapital.kz

Потребители молока легко меняют свои привычки – в этом их отличие, скажем, от потребителей алкогольной продукции: если последним важен именно бренд, то первые могут отдать предпочтение другому продукту, новому и интересному, если увидят его на полке в магазине. Жанна Богомолова, директор по маркетингу пищевого дивизиона компании Raimbek, знает, как и чем привлекать потребителя. В интервью «Капитал.kz» она рассказала о потребительском поведении казахстанцев, о поиске новых вкусов и форматов и поделилась опытом компании Raimbek Agro по запуску молочных – и теперь уже кисломолочных – брендов.

Для справки: в портфеле Raimbek Agro три молочных бренда – «Айналайын», «Милоко», «Беби Бомба» и один кисломолочный – кефир «Домашний рецепт».

– Жанна, насколько сложно вывести на молочный рынок Казахстана новый бренд?

– В 2001 году мы запустили торговую марку «Айналайын» – ультрапастеризованное молоко (UHT) в картонной упаковке, первое в Казахстане. Мне кажется, было 100-процентное попадание с точки зрения маркетинга: название понятно каждому казахстанцу без перевода, это создало уютную, душевную атмосферу вокруг бренда. В 2008-2009 годах мы увидели хороший рост продаж. Но в самом начале столкнулись с большими трудностями: люди не понимали, зачем пить молоко в картоне, когда его можно купить на улице.

Продвижением упакованного молока в Казахстане в то время очень активно занялась компания Tetra Pak. Было подготовлено много коммуникационных материалов, информация доносилась до потребителя. Проводились рейды: брались пробы молока, продающегося на улице, – там находили то, чего в молоке быть не должно. Когда человек кипятит в домашних условиях молоко, купленное с рук, он не может самостоятельно определить момент, когда витамины еще не разложились, а бактерии уже погибли. В итоге в таком молоке не будет болезнетворной флоры, но и полезных веществ тоже не останется. Технология UHT позволяет убить бактерии и при этом сохранить витамины и другие полезные вещества. Срок хранения за счет этого увеличивается – от полугода и выше.

– А как было с «Милоком»? Как вы пришли к бренду экономкласса?

– Выводить на рынок «Милоко» было легче: у нас был «Айналайын», мы уже были в молочной теме – это во-первых. Во-вторых, мы четко поняли, чего хочет потребитель: никаких «наворотов», только цену. «Милоко» быстро завоевало любовь потребителей (бренд позиционируется как «молоко с любовью»). Первые признаки того, что люди ищут молоко подешевле, появились в предыдущий экономический кризис, в 2008-2009 годах. «Милоко» мы вывели на рынок в 2011 году. Да, на упаковке нет крышки, потребителю все еще нужно взять ножницы, отрезать уголок. Но зато мы можем дать ему доступную цену.

– Я правильно понимаю: и «Айналайын», и «Милоко» производятся по одной и той же технологии? «Милоко» дешевле только за счет более простой упаковки?

– Технология та же – ультрапастеризация. «Милоко» получается дешевле за счет того, что на многих этапах «накапливается» экономия. Упаковка: крышечка достаточно много дает в цене, поскольку все импортное, здесь ее нет. Линия для производства: сделать прямоугольную пачку, как у бренда «Милоко», дешевле, чем сложную призму, как у «Айналайын». Логистика: в вагон помещается больше прямоугольных, чем высоких и сложных упаковок. То есть мы сейчас можем предложить потребителю цену – «Милоко» – и удобство – «Айналайын».

– Упаковка «Айналайын» действительно привлекает внимание. У вас в офисе есть своего рода галерея упаковок – часто экспериментируете с формами и форматами?

– Мы экспериментируем с 2001 года, с того момента, как начали выпускать молоко, так как этого требует рынок. Находим интересные вещи, тестируем, проводим много дегустаций: внутренних и внешних, которые идут нон-стоп каждый день. Обязательно задействуем фокус-группы. Ищем целевую аудиторию, иногда в необычных местах, в кинотеатре, например. В зависимости от комментариев потребителей адаптируем продукт. К примеру, выяснили: потребители хотят, чтобы упаковка была более удобной. Мы озвучили эту проблему компании Tetra Pak, и она ее решила: у «Айналайын» теперь горлышко шире привычного, форма упаковки эргономична, то есть ее удобно брать в руки. Была еще претензия: в картонной упаковке всегда молоко остается на дне, так вот мы нашли для «Айналайын» такую форму коробки, из которой выливается все до последней капли.

– Со вкусами так же? Несколько лет назад, помню, у вас было клубничное, шоколадное молоко…

– Мы очень внимательно относимся к тому, что говорят нам потребители. Например, потребитель захотел молоко со вкусом шоколадной мяты. Мы изучаем, много ли таких потребителей, если он один, то, конечно, мы не сможем только ради него запустить в производство специфический вкус. Но если мы видим, что шоколад с мятой вызывает интерес многих, мы тестируем, пробуем, дальше выводим новый вкус на рынок. Сейчас у нас в линейке нет молока со вкусами, так называемого цветного молока. Но мы рассчитываем в ближайшее время запустить линейку цветного молока под брендом Junior.

– Сейчас на полке в магазине можно встретить молоко в двухлитровых пакетах…

– Мы в ближайшее время запустим 2-литровый формат. В Казахстане много семей с количеством человек больше трех, потребление молока и молочных продуктов достаточно большое в сравнении с соседними странами: мы обошли Украину, но уступаем России. В среднем, по данным исследовательских агентств, потребление составляет около 5 литров на человека в год. Чаще всего в Казахстане молоко используют для приготовления каш, супов, добавляют в чай или кофе. Именно поэтому, кстати, в Казахстане (как и на постсоветском пространстве) 6-процентное молоко занимает большую долю в продажах в отличие от всего мира, где молоко с меньшим процентом жирности считается более дорогим и полезным.

Пить молоко стаканами, как это делается, например, на Западе наши люди еще не привыкли. Между тем в одном стакане молока содержится суточная норма кальция. И детям, и взрослым пить чистое молоко полезно. Мы надеемся, что рано или поздно в Казахстане потребление стаканами будет сопоставимо по объемам с мировыми показателями. Конечно, не прекращаются споры о том, сколько молока в день нужно выпивать взрослому человеку, отдать предпочтение молоку или кисломолочной продукции либо лучше принимать отдельно кальций. Но вместе с тем во всем мире продолжают употреблять молоко в чистом виде. Это один из самых здоровых (при правильной обработке) продуктов, доступный источник белка, кальция, что для Казахстана с нашим климатом очень важно.

И возможности для роста у нас огромные, сами понимаете. Сегодня люди предпочитают экономить: семьи, которые пьют молоко, покупают его коробками. А покупая двухлитровые пакеты «Айналайын», люди реально будут экономить, но при этом качество останется прежним.

– Планируете развивать бренд «Айналайын»? Например, выпускать кефир с таким названием? У вас ведь недавно появился кефир «Домашний рецепт». Что это за бренд, как долго искали новый вкус?

– Кефир под брендом «Айналайын» мы сейчас разрабатываем, слишком дорого могут стоить эксперименты, потому что это известное имя, за ним стоит история. Но в декабре 2015 года мы запустили кефир «Домашний рецепт».

Кефира на рынке много, стать «одним из» неинтересно. Поэтому мы искали уникальные качества, запоминающийся вкус. И нашли: мягкий сливочный. Пьется очень мягко, дети с удовольствием пробуют, им нравится. Разработка рецептуры заняла много времени, мы привлекли разных специалистов, чтобы создать что-то уникальное. С запуска прошло два месяца, а мы уже получили хорошие результаты: «Домашний рецепт» – продукт натуральный, выпускается в ПЭТ-упаковке, срок хранения короткий, 21 день, поэтому изначально запустили его для Алматы и близлежащих городов, но региональные менеджеры уже просят на продажу. Мы работаем над тем, чтобы наладить поставки по стране. В Алматы кефир есть в крупных супермаркетах. И мы начинаем получать заказы от точек категории «около дома».

– А вообще молочную продукцию больше продаете через магазины «у дома» или крупные торговые сети?

– И там, и там. Сейчас очень сильно развиты сети супермаркетов, по крайней мере в крупных городах. Молоко – это та покупка, ради которой потребитель готов проехать дальше, но получить скидку побольше. В новых экономических условиях людям выгоднее один раз съездить в супермаркет и сразу купить молоко (исходя из срока хранения) на две-три недели, кефира – на неделю. К супермаркетам больше доверия, поскольку там соблюдаются условия хранения – так нам говорят сами потребители. Но, с другой стороны, в маленьких магазинах есть сервис, который не предоставят в супермаркетах (к примеру, можно взять продукты в рассрочку), к тому же если нужна лишь одна бутылка кефира или пакет молока, проще купить возле дома.

Ощутили, что в новых экономических условиях потребители стали больше экономить?

– В Шымкенте в магазинчиках «у дома» даже продают «неопознанное» (неизвестных производителей) молоко в полиэтиленовых пакетах в холодильниках для мороженого. И люди его покупают, потому что оно дешевле. Но я думаю, это такая волна: попробовал-попробовал, потом все равно вернулся к заводскому молоку, потому что не хочется травить детей и себя. Но пока мы с сожалением наблюдаем вот такой тренд: снижение потребления UHT-молока из-за цены.

– Сколько сейчас занимает ультрапастеризованное молоко в объеме потребления?

– По данным исследовательских агентств, в 2015 году потребление молока и молочных продуктов в Казахстане составило 710 млн литров, из них на долю UHT-молока пришлось 205 млн литров, кисломолочной продукции – 175.

– И последний вопрос. Как продвигаете бренд «детского» молока?

– «Детское» молоко под брендом «Айналайын» мы запустили в 2011 году. Это специальный продукт в нашей линейке: жирность 3%, что идеально подходит детям. Для этого бренда мы используем только высококачественное отборное молоко. В Алматинской области есть проблемы со сбором молока. В этом плане UHT-технология нам помогает, но все равно в зимний период производство «детского» молока немного снижается, а летом мы можем разлить достаточно много качественного молока определенной жирности. Для этого бренда мы часто используем молоко с ферм Кыргызстана. «Детское» стоит чуть дороже, но это уже выбор потребителя: качество и уверенность, что на столе будет только лучшее.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.