3 февраля Ляззат Ибрагимова официально вступила в новую должность – заместитель председателя правления холдинга «Байтерек». Фонд развития предпринимательства «Даму» она возглавляла практически пять лет, а фактически проработала в этом институте развития более 10 лет. Накануне назначения Ляззат Ибрагимова дала эксклюзивное интервью деловому еженедельнику «Капитал.kz», в котором подвела итоги деятельности фонда и рассказала о том, как «Даму» «освободился» от валютных рисков на ближайшие пять лет, как выстроена архитектура программы «Дорожная карта бизнеса – 2020» и насколько активны банки в вопросах сотрудничества с фондом.
– Ляззат Еркеновна, вас можно поздравить с назначением! Какими вопросами будете заниматься на новой должности?
– Я буду курировать блоки правового обеспечения, предпринимательства и инноваций, жилищно-строительных активов, управления рисками. Одна из задач, поставленных передо мной, связана с государственной программой «Лидеры конкурентоспособности – национальные чемпионы». Программа была начата и реализуется холдингом «Байтерек», она сфокусирована на пищевой промышленности и машиностроении. Компании из этих отраслей составляют основу среднего бизнеса Казахстана. В мою задачу будет входить оптимизация, мониторинг результатов программы. Необходимо сделать так, чтобы все инструменты государственной поддержки были доступны «национальным чемпионам» комплексно, не отдельно через «Даму», Банк развития Казахстана, НАТР или «КазЭкспортГарант». Такой подход позволит развивать экспортный потенциал этих компаний.
Вторая важная задача – получить синергетический эффект от деятельности институтов развития. Так как инноваторы и экспортеры являются составной частью малого и среднего бизнеса, и они обращаются и в «Даму», и в перечисленные выше институты развития, то нужно будет решить две задачи. Первая: через центры обслуживания предпринимателей фонда «Даму», расположенные по всей республике, наладить информационно-разъяснительную работу по всем предоставляемым инструментам. Вторая: в синергии институтов развития сделать поддержку малого и среднего бизнеса еще более доступной, чем она есть сейчас.
– Более доступной – через оптимизацию инструментов?
– Мы будем работать над оптимизацией инструментов, разрабатывать новые инструменты. Особенно для экспортеров, потому что видим в этом очень большой потенциал.
– Если говорить о холдинге «Байтерек», не раз высказывались сомнения в необходимости существования такой структуры …
– Сегодня холдинг «Байтерек» является самым проактивным институтом. Его финансовые результаты, рост активов – это свидетельство высокого доверия со стороны населения и правительства. Поэтому перед менеджментом в целом и мной, в частности, стоит очень важная цель – сделать результаты, которых будут достигать предприниматели, получившие поддержку от государства, результатами холдинга.
Вообще, я к идее холдингов отношусь положительно, потому что расцвет «Даму» начался с созданием холдинга «Казына». В 2007 году на рынке банковского кредитования доля ФРП составляла меньше 2%, в год выдавалось не больше 20 млрд тенге. Тогда было принято стратегически правильное решение: фонд не должен заниматься прямым кредитованием. Когда мы перестали быть банкам конкурентом и стали их партером, и фактически банки превратились в наших клиентов, мы смогли достичь больших результатов.
С созданием «Байтерека» задачи «Даму» стали более яркими и выраженными. В холдинге по размеру активов фонд занял третье место, по клиентской базе предпринимателей – первое. В последние три года все бизнес-процессы фонда были пересмотрены, что позволило нарастить объем клиентов по гарантированию. И, конечно, очень важным стало взаимодействие с Национальной палатой предпринимателей «Атамекен», а также вопросы прозрачности.
Еще очень большой добавленной стоимостью холдинга я считаю процедуры корпоративного управления. «Байтерек» исполняет функции активного акционера, разрабатывает внутренние нормативные документы – единые для всех институтов развития. За последние два года проделана огромная работа по стандартизации моделей управления рисками, разработаны различные матрицы критических рисков, единые правила управления активами и условными обязательствами, единые правила установления лимитов на банки-контрагенты. Все это позволило всем институтам развития, которые входят в состав «Байтерека», значительно увеличить объем дохода и при этом снизить риски, связанные с банковским сектором.
– Вы возглавляли фонд «Даму» практически пять лет. Как изменились подходы банков к кредитованию бизнеса и как изменилось взаимодействие фонда с самими банками за это время?
– Наше взаимодействие с банками развивалось эволюционным путем. Мы видим в банке не только клиента – заемщика, которому мы выделяем деньги, и он выполняет определенные условия. Конечно, мы были достаточно строгим кредитором. В последний год очень много было сделано в плане снижения рисков, этой работой руководила заместитель председателя правления НУХ «Байтерек» Алина Алдамберген. Я знаю, что многие БВУ жаловались в Нацбанк, в Ассоциацию финансистов Казахстана: «Даму» закрутил гайки, очень много различных ковенантов, «благодаря» которым фонд обеспечивает более комфортные условия себе. На самом деле все наши действия фонда были направлены на защиту государственных активов, поскольку мы получаем ресурсы либо от Национального фонда, либо от международных финансовых организаций – Азиатского банка развития, Европейского банка реконструкции и развития – под государственную гарантию. И мы всегда находили с банками общий язык, мы собирались на площадке Ассоциации финансистов Казахстана и в переговорном процессе всегда приходили к такой редакции договоров, которая была комфортна и для банка как для заемщика, и для «Даму» как для кредитора.
Хочу отметить, что если в программах размещения денег банк выполняет функцию заемщика, фонд – кредитора, то в рамках «Дорожной карты бизнеса – 2020» банк является в первую очередь партнером фонда. Сама архитектура этой программы подразумевает, что «Даму» не вмешивается в процесс отбора проектов, таким образом, обеспечивается отбор наиболее доходных и эффективных проектов. Поэтому у «Даму» достаточно низкий уровень просроченной задолженности – нехарактерный для банковского сектора.
Что касается гарантирования – здесь банки тоже выступают для «Даму» партнерами: мы разделяем риски по проекту, до 50% рисков в беззалоговом обеспечении фонд берет на себя. Поэтому обе стороны – банк и фонд – напрямую заинтересованы в том, чтобы проект не только не дефолтнулся, но и был коммерчески успешным. Поэтому для фонда очень важной была работа по выстраиванию партнерских отношений с БВУ.
– Со сколькими банками в настоящее время работает фонд?
– Сейчас в рамках программы обусловленного размещения (фондирование банков второго уровня) «Даму» работает с 17 БВУ, в рамках программы «Дорожная карта бизнеса – 2020» по субсидированию – с 26 БВУ и с 10 лизинговыми компаниями. Народный банк Казахстана, Банк ЦентрКредит, казахстанская «дочка» Сбербанка, Казкоммерцбанк, ForteBank, АТФБанк и Цеснабанк дают 50% всего портфеля по субсидированию. Эти финансовые институты наиболее активны, но и другие банки начинают сотрудничать, даже такие, которые не заточены на рынок малого и среднего бизнеса, – Шинхан Банк Казахстан, Altyn Bank, Эксимбанк Казахстан, например – представляют фонду своих клиентов. По гарантированию кредитов фонд работает со всеми 26 банками, при этом «дочка» Сбербанка, Народный банк Казахстана и Банк ЦентрКредит обеспечивают на сегодняшний день 50% клиентской базы «Даму» по гарантированию.
– Каков объем просроченной задолженности сейчас в портфеле фонда?
– По гарантированию на сегодняшний день уровень просроченной задолженности составляет 3-4%. По субсидированию – 3%.
– Ляззат Еркеновна, подведите, пожалуйста, финансовые итоги фонда.
– В 2010 году, когда я пришла в компанию, ее собственный капитал составлял 44 млрд 478 млн тенге, по результатам 2015 года – 98 млрд 874 млн тенге, то есть собственный капитал увеличился фактически в 2,2 раза. Это очень высокий результат для периода в пять лет, и это говорит о доверии со стороны правительства и акционера. Также это говорит о значительном размере чистого дохода, который после выплаты дивидендов направлялся на увеличение собственного капитала.
По результатам 2015 года получена рекордная за 18 лет существования фонда прибыль – она составит порядка 19 млрд 300 млн тенге. Рентабельность активов составляет 5,4%, рентабельность капитала – 19,6%, рентабельность деятельности – 43,9%.
Активы компании с 2011 года (когда Ляззат Ибрагимова была назначена председателем правления «Даму», – ред.) выросли также практически в два раза, со 192 млрд тенге до 355 млрд тенге.
Показатель роста активов зависит от роста обязательств. Мы получили 200 млрд тенге из Национального фонда и через 13 банков профинансировали более 1,5 тыс. заемщиков. Видя такие прекрасные финансовые результаты, международные финансовые организации стали проявлять к фонду повышенный интерес.
– Как выстраивается сотрудничество с международными финансовыми институтами?
– В 2011 году мы готовили первый транш займа Азиатского бака развития. Сейчас я вспоминаю, как АБР уговаривал нас взять крупную сумму в валюте – $150 млн. Но мы в ходе переговоров отстаивали свою позицию: наши клиенты – малый и средний бизнес – не имеют валютной выручки, и мы не можем иметь дело с валютными рисками. Время показало, что эта позиция оказалась правильной. АБР тогда сам на внешних рынках засвопировал эту сумму и предоставил заем в 22,5 млрд тенге. В августе этого года заем будет благополучно погашен.
Второй и третий транш займа Азиатского банка развития мы получали уже в более сложном периоде, в 2014-2015 годах, но нам удалось благодаря поддержке правительства и Национального банка, а также холдинга «Байтерек» провести операции валютно-процентных свопов, захеджировать все риски. Таким образом, в течение ближайших пяти лет у «Даму» нет никаких валютных рисков. Это я считаю большим достижением менеджмента компании, который смог привлекать большие заемные средства, но при этом всегда уменьшал валютные риски.
Один из показателей доверия к фонду – предложение Европейского банка реконструкции и развития финансировать банки второго уровня под корпоративную гарантию «Даму». То, что ЕБРР воспринимает «Даму» как гарант, без необходимости предоставления государственной гарантии, – это полное доверие с его стороны к нашим бизнес-процедурам, модели управления рисками и системе отбора банков – участников этой программы.
Фонд ведет очень осторожную политику, в течение последнего года размещены ресурсы в Банке ЦентрКредит, сейчас рассматривается компания KazMicroFinance, которая тоже, скорее всего, получит ресурсы Европейского банка реконструкции и развития.
В работе с международными финансовыми организациями важно показывать умение работать с клиентской базой и целевой группой. Для фонда одной из таких групп являются женщины-предприниматели. Во всех траншах от АБР и ЕБРР мы ставили для банков параметры – 33% всех ресурсов должно направляться в женский бизнес. Также мы установили региональные ковенанты: не менее 50% средств должно выдаваться в регионах. Такой подход дал результат: фонд открыл отдельную программу «Женщины в бизнесе». Я думаю, в дальнейшем «Даму» будет продвигать вопрос отбора целевых групп, очень перспективным вижу направление по работе с «зелеными» проектами, в будущем оно будет стремительно развиваться.
– Через «Даму» к бизнесу поступает большой объем средств. Естественно, вопросы прозрачности этих процессов и использования средств волнуют и акционера фонда, и налогоплательщиков…
– Мы были первыми, кто начиная с 2009 года с согласия заемщиков стал публиковать на своем сайте информацию о каждом заемщике, профинансированном за счет средств «Даму». Теперь, когда нам задают вопрос: «Кто ваши клиенты?» – мы можем четко и обоснованно ответить, кто, и показать их.
При этом мы не только показывали, кто и на что взял деньги через фонд «Даму», но задавали вопрос, насколько эффективно предприниматели используют деньги – выстроена система мониторинга целевого использования ресурсов. Мы собираем данные с клиентов о количестве созданных рабочих мест и об уплачиваемых ими налогах. Когда мы начали работать с данными, поняли, что нужно подтверждение этой информации от соответствующих государственных органов. Поэтому в октябре 2014 года подписали соглашение с Комитетом государственных доходов, собрали согласие на предоставление информации почти с 6 тыс. компаний, и теперь комитет госдоходов, налоговые органы дают нам сведения об объемах налогов, уплачиваемых нашими клиентами. И таким образом мы можем проанализировать влияние и рост государственной поддержки, увеличение объема налоговых поступлений. Так, например, в 2014 году налоги предприятий составили почти 11 млрд тенге, по итогам 2015 года ожидается прирост на 22% – более 26 млрд тенге.
– Главный итог работы фонда «Даму» за последние пять лет – по вашему мнению, в чем он заключается?
– Удалось создать комплексную систему, в которой все инструменты государственной поддержки работают. Например, мы выдали 1,5 тыс. гарантий, а в целом банковский сектор выдает около 15 тыс. кредитов. То есть мы фактически гарантировали каждый десятый кредит. В обрабатывающий промышленности мы полностью освоили 200 млрд тенге ресурсов Национального фонда, и сейчас они уже используются на револьверной основе, объем выдачи составляет 230 млрд тенге. На рынке кредитов для обрабатывающей промышленности фонд занимает от 25% до 30%, то есть каждый третий тенге, который есть у компаний обрабатывающей промышленности, – это ресурс, выделенный через «Даму». В целом же с запуска программы «ДКБ – 2020» – с 2010 года – поддержано 6833 проекта на общую сумму 1 трлн 363 млрд тенге, выплачено 115 млрд тенге субсидий.
И самое главное, мы завершили построение своей системы нефинансовой поддержки, приняли на заседании совета директоров в конце прошлого года единую программу повышения компетенции, которая будет реализовываться через наши центры обслуживания предпринимателей. Надо добавить, что часть инструментов, таких как «Бизнес-Советник», проект «Деловые связи», «Бизнес-Насихат», мы передали в Национальную палату предпринимателей «Атамекен». Фонд сфокусируется на эффективном использовании собственных ресурсов для продвижения предпринимателей, которые получили государственную поддержку.
Также очень большой блок – выстраивание системы повышения компетенций компаний, которые войдут в программу «Лидеры конкурентоспособности – национальные чемпионы», и эта программа будет расширяться.