Через тернии - в список богатых и успешных. Путь к шестизначным доходам у казахстанского 25-летнего (!) миллионера Марата Абиева лежал через проторенную Рокфеллером и Абрамовичем дорожку. Как и западные олигархи, прыткий актюбинский мальчуган однажды взял в руки ведро и тряпку и заработал первые деньги на автомойке. PR-ход, скажете вы? Отнюдь. Марат Абиев сумел продемонстрировать – делать миллионы можно и в Казахстане, не имея влиятельных родственников и не дожидаясь возраста «ағашки», что, в принципе, оправдало бы его миллионы. Так в чем же феномен Абиева? Если рассматривать его биографию как руководство к действию, тогда вам в помощь его книга «Казахстанская мечта», на страницах которой миллионер подробно рассказывает о том, как вести бизнес к успеху. У этого же интервью – корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz – другая миссия: донести до казахстанцев, что именно сейчас – при долларе уже почти в 280 тенге и повальном повышении цен на все, что зовется жизнью, – самое время делать деньги!
- Марат, для начала спасибо за время, которое сумели уделить нашему порталу, несмотря на, уверена, плотный график. Первый вопрос – в рядах ли вы тех бизнес-воротил, которые сердечно благодарят правительство за свободно плавающий тенге? Как оцениваете действия власти в условиях кризиса?
- Само слово «кризис» ярко характеризует складывающуюся сегодня ситуацию в экономике, на рынках. С греческого языка «кризис» переводится как «решение» или «поворотный пункт». Сейчас действительно многое меняется: старые проверенные механизмы ведения бизнеса не работают, ситуация в экономике характеризуется непредсказуемостью. С одной стороны, это достаточно сильно увеличивает риски ведения бизнеса, а с другой – стимулирует нас к развитию, заставляет искать новые формы и методы ведения дел. Поэтому лично я склонен рассматривать кризис в большей степени как возможность, а не как ограничение.
Основное, что помогает компании снизить свои риски в условиях нестабильной экономической ситуации, – это продолжать активно работать, несмотря на трудности. Я и моя команда никогда не опускаем руки и придумываем выход из любой, даже самой сложной ситуации. Например, деятельностью одной из моих компаний является поставка нефтегазопроводных труб, мы являлись обычными трейдерами, теперь мы открыли производственный цех в Атырау и стали производителями, что существенно повысило нашу конкурентоспособность на внутреннем рынке Казахстана. То есть, еще раз повторюсь, все зависит от того, как воспринимать действия правительства – со своеобразным вызовом или смиренно, лежа, образно, на диване.
- Последняя информация о вашем финансовом состоянии – на ноябрь 2014 года – 18 миллионов долларов. Обновите, пожалуйста, эти данные, и по-прежнему ли расчет ведется в долларах?
- Не уточняя конкретный размер моего бюджета, скажу лишь, что мне удалось значительно укрепить свое финансовое состояние, и да, его валюта - доллар. Я не вижу в этом ничего удивительного с учетом того напряженного графика, в котором работаем я и моя команда. Наиболее эффективной я считаю деятельность, которая связана с трейдинговыми операциями, поскольку она позволяет легко менять направление и осваивать новые рынки.
- Трейдинговые операции – это ведь лишь один из источников дохода. Какие еще проекты ведете? Где еще экспериментируете?
- Да, на самом деле так и есть, я люблю экспериментировать со сферами деятельности, это для меня своего рода проверка собственных сил. Новая деятельность всегда предусматривает новые задачи и цели. В ходе их реализации я открываю для себя новые возможности, получая тем самым дополнительные знания. Что касается других проектов. В настоящее время я большую часть времени и сил уделяю нашему новому проекту – компании по переработке и реализации горюче-смазочных материалов - мазут, дизельное топливо, бензин. Благодаря опыту, полученному в трубном бизнесе, мы изначально приняли для себя решение заниматься не просто торговлей, а развивать производство. Сейчас мы с партнерами инвестируем в этот проект собственные средства, изучаем рынок, строим бизнес-процессы, команду.
Я очень люблю энергию стартапа, когда собираются единомышленники, профессионалы, которые изначально имеют мотивацию построить что-то новое. Это и драйв, и скорость, и искренняя способность радоваться даже самым небольшим успехам каждый день. Для меня это лучшая мотивация, естественная среда обитания.
- А что насчет бизнеса за рубежом?
- Тут, наверное, правильнее говорить о бизнесе с зарубежными партнерами. Сегодня глобальная экономика и современные технологии дают нам уникальный шанс работать в любой точке мира, искать партнеров и новые рынки где угодно. Мы стремимся использовать этот шанс, но никогда не забываем о том, что сами мы - казахстанцы, поэтому всегда исходим при выборе проектов и сделок в том числе из такого критерия, как польза для нашего бизнеса на Родине. Мы здесь живем и хотим, чтобы экономика нашей страны развивалась. Сегодня основные наши зарубежные партнеры работают с нами в Иране, России, Восточной Европе и Юго-Восточной Азии. В ближайшее время мы планируем еще больше расширить географию нашей деятельности, в том числе за счет увеличения экспортных операций из Казахстана.
- Марат, давайте вернемся к разговору о взаимоотношениях бизнеса и власти. Интересно узнать, чем закончилась история, когда вы обвинили вице-министра энергетики Казахстана Магзума Мирзагалиева в трусости при принятии решений? Нашим пользователям напомню – тогда вы возмутились тем, что господин Мирзагалиев не захотел штрафовать иностранные компании-недропользователи при очевидных нарушениях с их стороны?
- Данная ситуация закончилась примирением сторон. Мы неоднократно встречались и имели возможность обсудить и разрешить наши разногласия в сугубо профессиональной дискуссии. Я имел возможность убедиться в профессиональных качествах господина Мирзагалиева.
- Вопрос личного характера. С недавних пор вы женатый миллионер. Семья никак не мешает зарабатывать миллионы?
- Твердое «нет», семья никак мне не мешает работать! Могу сказать, что даже наоборот, моя супруга всячески поддерживает и помогает мне во всех моих начинаниях, порой ее советы бывают для меня очень ценными и полезными. Давно известно, что за каждым успешным мужчиной всегда стоит мудрая женщина. Так что моя женитьба – это моя лучшая инвестиция в будущее.
- Хорошая аргументация для холостяков. Тогда такой вопрос – какие еще инвестиционные инструменты вы можете посоветовать тем, кто только начинает или, начав, уже вынужден выживать в условиях кризиса?
- Я не согласен с такой постановкой вопроса. Именно сейчас самое время начинать заниматься бизнесом. Сейчас гораздо труднее будет тем, кто уже давно на рынке: им есть что терять, они уже не настолько мобильны, чтобы бросаться с головой в новые проекты. Сейчас - время молодых. Я уверен, что в результате нынешнего кризиса мы увидим, как зажигаются новые звезды бизнеса, которые будут приходить, в том числе на место тех, кого мы считали неоспоримыми лидерами. В условиях, когда наша экономика сталкивается сразу с несколькими внешними вызовами, такими как падение цен на нефть, вступление в ВТО, интеграционные процессы в СНГ, гонка девальваций, вести бизнес так, как привыкли многие сегодняшние лидеры, уже не получится. Нужны новые идеи, новые управленческие технологии, нужны глобальное видение и стратегический подход. В 40, 45, 50 лет научиться этому всему будет уже сложно. Поэтому сейчас наступает наше время - время молодых. И совсем не обязательно заниматься IT или альтернативной энергетикой: сегодня простейшая вещь в нашей стране является инновацией. Прежде чем создавать ультраинновации, нам нужно научиться быть конкурентоспособными в традиционных сферах и отраслях. Надо просто много работать и быстро принимать решения, руководствуясь законом, аналитикой и здравым смыслом.
- Марат, а на что вы тратите свои миллионы? Разумеется, речь идет о свободных деньгах?
- Я не отношусь к той категории людей, которых называют транжирами. У меня нет личного самолета, как и нет золотого унитаза дома. На мой взгляд, все мои траты происходят в пределах разумного. Автомобиль и отпуск за границей уже не являются показателями роскоши, поэтому можно сказать, что уровень комфорта моей жизни такой же, как и у многих людей в нашей стране. Деньги для меня – это в первую очередь инструмент. Мне нравится заниматься бизнесом. Это интересно, это позволяет знакомиться, встречаться и общаться с новыми интересными людьми, реализовывать новые идеи. Может быть, это будет сказано немного пафосно, но мне нравится делать этот мир немного лучше.
- Иметь миллионы и не быть транжирой, как сказали бы психологи, – причина кроется в детстве. Каким оно было у вас? Не оттуда ли привычка знать цену деньгам?
- Возможно. Так сложилось, что именно в период моего детства наступили сложные времена для нашей семьи, грянул кризис 90-х. Тяжелая ситуация была не только в нашей семье, а во всей стране в целом. Я не мог смотреть с равнодушием на то, как родители выбивались из сил, лишь бы мы с сестренкой были сыты. И я считал своим мужским долгом хоть как-то помочь своей семье, поэтому хватался за любую возможность заработать деньги. Действительно, мне пришлось рано повзрослеть, но отчасти в этом же кроется секрет успеха нашей команды: мы все молодые, амбициозные, но в то же время уже набравшиеся опыта, ведь нам с самого начала приходилось искать новые ниши, новые рынки, новые методы ведения бизнеса, чтобы конкурировать с теми, кто много лет занимается бизнесом, имеет несопоставимо большие ресурсы, чем мы.
- Каким вы видите себя через, скажем, 10 лет?
- У меня большие планы. Сейчас я вижу очень много возможностей перед собой. И для меня и моих партнеров наступает самый продуктивный этап в жизни: мы молоды, у нас есть здоровые амбиции, есть мечты и желания, а также опыт и ресурсы, чтобы воплотить в жизнь все задуманное. Нас ждет очень интересное время трансформации казахстанской и мировой экономики, и то, что еще вчера казалось немыслимым, завтра окажется реальностью. Для меня на данный момент не существует такой планки, после которой я успокоюсь, уеду в теплую страну и буду писать мемуары. Сейчас слишком много энергии, идей и возможностей, чтобы останавливаться на достигнутом.
- Еще раз спасибо и успехов вам!