Кризис 30-летних, который ставит вопросы о себе и своей роли в обществе, заставил успешную Ларису Пак оставить карьеру и уйти с поста управляющего директора kaspi bank. «Раньше мне было интересно работать, чтобы узнавать, как все устроено, потом было интересно совершенствовать то, что научилась делать, затем управлять теми, кто учится и совершенствует», - рассказывает она. А потом все чаще стали появляться вопросы о смысле. И это не был кризис среднего возраста, который больше «про эго». Это было как второй шанс, который часто упускают, игнорируют, так и не распознав симптомы. Ее история – это 300 дней и 30 стран мира в поиске людей, которые идут за своей идеей и у которых получается менять жизнь вокруг себя. Нашла ли она ответы на свои вопросы, почему оставила в своей жизни TEDx и как хочет менять реальность вокруг себя, Лариса рассказала в интервью Kapital.kz.
- Чем вы сейчас занимаетесь? Поменяв многое в своей жизни, вы оставили в ней подготовку и проведение конференции TEDx. Почему это для вас так важно?
- Если говорить про
“работу” в общепринятом понимании, то я больше
не хочу “работать, чтобы жить”. Для “проживания” я консультирую, а все свое свободное время посвящаю подготовке к
TEDx. Это огромная работа: нужно просканировать десятки, а то и сотни людей.
Причем в больших TEDx других городов устраивают специальные
слушания, куда приходят все желающие выступить, у нас же мы по крупицам начинаем собирать таких людей. Сначала мы идем за людьми, не публичными звездами, а
самородками, у которых есть либо глубокая академическая основа, либо глубокая
искренность и история. Идем к ним и спрашиваем: «Вам есть что сказать?
Какова идея вашей жизни?». Некоторые люди считают, что не доросли до
того, чтобы выступать на такой площадке, и тогда нужно время, чтобы они уже не
могли держать это в себе.
Мы стараемся избегать людей, которые ищут площадку, публичности. Идея должна быть уникальной, нести созидательную пользу.
TEDx – это хобби, которое стало стилем жизни. Я хочу жить в обществе, где у меня есть единомышленники, видеть не только черное и белое, а весь спектр цветов.
- У вас не было депрессии, когда вы вернулись?
- Нет, я вообще не склонный к депрессиям человек. Недавно мы с моим другом обсуждали Безадресное письмо Ермека Турсунова. Это, конечно, глыба, у него столько глубоких размышлений, с которыми невозможно не согласиться, но такой взгляд на мир мне не близок. Мне кажется, есть два вида интеллигенции. Один тип – «эмигрантская», такие люди, как Ермек Турсунов, которые вроде бы еще в Казахстане, но складывается такое ощущение, что они уже не здесь и критикуют все, что осталось. На мой взгляд, когда находишься внутри этой ситуации, так безысходно смотреть на вещи нельзя. Я понимаю, что интеллигенция – это нерв общества, нужно быть на изломе, чтобы отражать все самые болевые точки. Но если нет надежды в жизни, как жить?! Смотреть за теми, кто носит портфели за чиновниками? Кто мы тогда в этой системе?
Но есть и другой тип интеллигенции, который мне ближе. Это активные люди, которые думают о том, что они могут сделать, чтобы изменить мир вокруг себя. Это более конструктивный и, на мой взгляд, более оптимистичный подход к жизни.
- Это те люди, которые приходят на конференции TEDx?
- Да, и не только, их не так много, но они есть. В мире нет идеальной страны, я это могу сказать точно. Даже в самых благополучных странах, таких как Исландия или Норвегия, внутри общества много противоречий. Конечно, по уровню социальной защиты и соблюдению прав человека они находятся на самом верху общемировой шкалы, но даже там таких людей немного. А у нас их меньше даже просто количественно.
В этом плане нам непросто и в подготовке к TEDx, потому что нужно искать какие-то новые ролевые модели, гениев в нашем обществе. У нас не так много людей с идеями, которым удалось их реализовать или у которых не кончился запал их реализовывать. У нас мало людей, которые не разочаровались и не ушли в негатив. Я бы с удовольствием пригласила Ермека выступить на TEDx, но у спикера должна быть конструктивная идея.
Я хочу, чтобы мое бытие определялось людьми, которых я нахожу. Я хочу искать таких людей, как жемчужины, дорожить этими контактами, иметь возможность хоть иногда с ними общаться, давать им площадку для выражения собственной личности. Это и будет моим личным вкладом в жизнь общества. Я умею организовывать и видеть архитектуру мероприятия, понимаю, как оно встраивается в общество и помогает создавать определенную среду. Я считаю, что именно этим мы и занимаемся в TEDx - мы формируем новую среду. Я не хочу жить ни в реальности, которую показывают по «Хабару», ни в той, о которой пишет Турсунов. Я хочу создавать свою вертикаль. Это будет реальность тех людей, которые хотят видеть изменения в науке, искусстве, предпринимательстве, социуме. В Казахстане есть такая интеллигенция, наша задача - собрать этих людей вместе.
- Спикеры на конференцию в этом году уже набраны? Как проходит их подготовка к выступлению на TEDx?
- Процентов на 90 мы определились со спикерами. Обычно им дается три-четыре месяца на подготовку. Сейчас мы работаем с ними, обсуждаем идею, учим тому, как рассказывать свою историю. Мы говорим: «Представьте, что готовите самое главное выступление в своей жизни». Вообще у нас в команде три человека, которые работают со спикерами. Мы проводим их через жесткий формат, с каждым из спикеров запланированы четыре встречи по два часа. На второй встрече они представляют тезисы выступления, на третьей нужно будет проговорить на камеру речь, на четвертой все оттачиваются литературно и стилистически, а пятая встреча - это уже генеральная репетиция.
Я понимаю, что ожидания от конференции с каждым годом растут, и мы должны их оправдать. Куратор TEDx в Нью-Йорке как-то сказал мне, что то, как мы делаем мероприятие, наш уровень “производства”, атмосферы – уникальны. Сейчас нам очень нужны сильные спикеры.
- Вы можете приоткрыть тайну, кто в этом году будет в числе спикеров?
- Нет, я не могу об этом говорить по условиям лицензии. Кроме этого, мы считаем, что люди должны приходить на формат, доверять нам как кураторам в нашем выборе. Обычно мы закрываем регистрацию и тогда объявляем спикеров. Это дает меньше спекуляций.
Выступление на TEDx – это как обещание самому себе, декларация собственного плана, люди чувствуют ответственность. Идеи обладают вирусным эффектом, и, попадая в вашу голову, в вашу душу, как в фильме «Начало» Кристофера Нолана, начинают вас менять. Остановиться потом невозможно. Как только вы получаете доступ к информации, образованию, просвещению, у вас будет открываться второе дыхание. Все мы живем в закрытом кубике или шаре, который, образно говоря, «протыкается» одной идеей, и через нее забирает все остальное. Так было со мной, когда я проткнула шарик через TED, я начала смотреть выступление за выступлением с мыслью: «Боже мой, какое огромное количество информации в таком удобном виде доступно бесплатно!» Слушая спикера, начинаешь следить за его выступлениями, читать то, что он читает, смотреть то, что он смотрит. Начинает расти кругозор. Очень важно выбирать правильные источники, которые вас будут питать. Я надеюсь, что мы в какой-то мере формируем эту среду в нашей стране.
- У вас наверняка много историй о том, как посещение конференции TEDx меняло что-то в жизни людей.
- Одна из самых ярких - о женщине из Кыргызстана, которая приехала на TEDxAlmaty в 2012 году, посвященный теме города. Она настолько вдохновилась идеями, которые услышала здесь, что, вернувшись, начала баллотироваться в городскую мэрию Бишкека. Ее избрали, она проработала там год, а затем ее кандидатуру одобрили на должность вице-премьера Кыргызстана по социальным вопросам, это именно та сфера, которую она курировала в мэрии. Сейчас она министр образования Кыргызстана. И это все за три года. А вдохновение она получила именно у нас, на TEDx.
Мы все хотим изменений, но кто-то один берет и делает. Когда я уехала в путешествие и стала вести блог, для того чтобы показать людям, что бывают другие ролевые модели, это не страшно – менять жизнь, профессию на примере людей со всего мира. Нужно просто идти за своими лучшими намерениями.
- Вы нашли то, за чем отправились в кругосветное путешествие?
- Путешествие для меня было процессом депрограммирования, ведь бытие определяет сознание, для меня это однозначно. За годы жизни у нас вырабатываются стереотипы, в плен которых мы постепенно попадаем. Я всегда знала, что они есть и они на меня влияют, потому что мы живем в социуме. Мое путешествие позволило отойти от привычек и в мыслях, и в поступках. Я вернулась в июне, но стараюсь регулярно выезжать, чтобы понимать, что мир больше, чем самый прекрасный город на земле. Это дает возможность посмотреть на ситуацию, на себя с большой картинки.
- Как ваши близкие отреагировали на то, что вы одна уезжаете практически на целый год в кругосветное путешествие?
- Родители привыкли, что я иду вне шаблонов, но когда я собралась в путешествие, я их долго готовила, понимая, что им будет тяжело. Конечно, родители переживали, но мама за месяц до отъезда собрала всю семью и сказала, что они решили дать мне благословение, понимая, что если я не поеду, то стану менее счастливой, не реализую что-то. За это я им очень благодарна. Родители меня никогда не ограничивали, даже если я шла в неправильном направлении. Основная родительская мудрость в том, чтобы любить своего ребенка, несмотря ни на что. Кстати, в этом году два выступления будут посвящены воспитанию детей, причем с совершенно разных точек зрения.
- Какая страна оказалась не такой, как вы себе представляли?
- Оказалось, я мало что вообще себе представляла. У нас есть представление только о тех странах, которые упоминаются в СМИ, а я поехала в те страны, которые находятся вне радара, мне представлять особо было нечего. Я была как чистый лист.
Меня поразила Япония, хотя я была там всего неделю. Там я много интервьюировала, соприкасалась с интересными историями. У японцев есть такой вид искусства – тайная шкатулка, в которой нужно найти место, чтобы она раскрылась. Это метафора для Японии как страны: если ты найдешь это место, страна тебе откроется. Я не претендую на то, что у меня получилось это сделать, но эта страна меня поразила своей многогранностью, глубиной.
Конечно, Мексика, здесь я была месяц, проехала на автобусе всю страну до Карибского моря. Но и за месяц ее невозможно узнать. Мне очень понравилась Гватемала, там удивительная природа. Вообще, Центральная Америка настолько богатая, она как таинственный остров. Я много времени провела в Южной Америке, Южной Африке, я могу говорить об этом часами.
- Свое будущее вы видите в Казахстане?
- Настоящее. Когда вернулась, все друзья спрашивали меня об этом. Отношение временщика, которое есть у многих наших соотечественников, которые имеют возможность уехать, давно вывели свои активы, – это состояние очень опасное для человека. У таких людей никогда не будет ощущения достижения, потому что нет чувства ответственности за то, что делаешь. Все думают только о своей личной выгоде. Конечно, если у меня или моей семьи возникнет ситуация, когда что-то будет угрожать нам не экономически, а физически, это будет уже вопросом выживания. И то я считаю, по этическим нормам, нормам морали нужно оставаться в своей стране, там, где ты живешь. Я хочу избавиться от психологии временщика и никуда уезжать не собираюсь, не хочу бежать, пока будет возможность реализовывать здесь свой потенциал.
- Кто вас вдохновляет?
- Поиск таких людей был одним из мотивов моего путешествия. Я их искала! Тех, у кого есть идея в жизни, которые ее реализуют, живут ею.
Одна из
таких историй о женщине из Мексики, которая была очень успешным fashion-дизайнером, главным организатором fashion week в Мехико. До 30 лет у нее было
все. В какой-то момент она стала спрашивать себя: зачем мне все это? У нее
случился, как я это называю, кризис 30-летних, она все бросила и переехала в
глубинку, в маленький город Сан-Кристобаль в центре Мексики. Там я с ней и
познакомилась. В этом городке люди до сих пор живут
традиционным бытом, ходят в национальной одежде. Однажды она пошла на курсы окрашивания ткани натуральными красками, организованные местными
женщинами, начала их консультировать. Сейчас она обучает их ведению бизнеса,
маркетингу, они совместно разрабатывают модели, выбирают материалы, ткани. Она
создала свой бренд Chamuchic. В Мексике носить
национальную одежду считается прерогативой низшего класса, ее носят в основном
только индейцы. Она вводит национальный стиль в моду, причем в рекламных кампаниях
участвуют только те женщины, с которыми она работает. А они ведь в жизни не
думали, что их одежда, стиль жизни, внешность может кого-то заинтересовать. Это
подняло их национальное, женское достоинство, они стали зарабатывать деньги,
она возит их в Нью-Йорк на fashion-выставки. И, самое главное, с ее стороны это
не благотворительность, это успешный бизнес. Они меняют культуру вокруг себя.
Вот такие люди меня вдохновляют.
Меня очень вдохновляют друзья, мне интересно видеть их борьбу внутри себя, наблюдать за процессом преодоления своих страхов, границ.
Вообще, для
вдохновения нужно много путешествовать.
Выбирать себе идею и идти за ней. К примеру, вы уже миллион раз были
в Турции, но если поставить цель - научиться готовить турецкие
блюда, тогда ваше путешествие изменится, станет осмысленным, вы начнете
совершенно по-другому смотреть на страну.
- А в литературе находите вдохновение? Какие книги вы читаете?
- Я много читаю. В основном это литература на стыке, которая несет какую-то идею и второе направление – научно-популярная литература. Такие вещи дают мне инсайты. Я читаю много научных статей, подписываюсь на журналы онлайн, но больше всего люблю покупать печатные версии. Люблю все, что расширяет мой кругозор.
Меня очень вдохновляют искусство, музыка, я танцую. Недавно после тяжелого дня, очень уставшая, зашла переждать время до очередной встречи в музей национальных инструментов и попала на концерт, через 15 минут вышла совершенно другая. Я часто задумываюсь над тем, почему нужно куда-то ходить, чтобы получить эти эмоции, я хочу, чтобы меня это окружало всегда. Искусство ведь не в том, чтобы прийти в галерею и вдохновиться, нам нужно жить в этом. Я вообще считаю, что арт-галереи как явление со временем будут уходить. Мы сейчас живем в такой реальности, когда у нас все рядом, а чтобы сходить в галерею, нужны усилия. Зачем ходить, эту среду нужно создавать в технологическом парке, музыканты должны там иметь одинаковые права с айтишниками или предпринимателями. Так же и с образованием. Это должно происходить не раз в четыре года, когда мы задумываемся о том, чтобы получить новую степень. Это постоянный процесс, потому что информация появляется очень быстро, учиться сейчас - это как чистить зубы, нужно заниматься этим каждый день.
- Сами не планируете выступить на TEDx?
- Нет, во-первых, потому что это запрещено лицензией, и, во-вторых, я считаю, что пока мне действительно нечего сказать. Должна же быть уникальная идея.
- Мне кажется, у нас много таких людей, которые достигли определенного уровня понимания, что настоящее счастье не в обладании материальными ценностями, а в свободе самовыражения, в пути, который ведет тебя к твоей мечте. Но им не хватает какого-то маленького шага к этому, примера ролевой модели, правильного слова, щелчка, чтобы разорвать этот шар, о котором вы говорили.
- Да. Но, во-первых, хоть я не люблю это слово, но, откровенно говоря, я стесняюсь говорить о себе. Знаете, может быть, это так называемый эффект Даннинга-Крюгера, согласно которому чем выше квалификация людей, тем у них больше неуверенности в себе, и наоборот. Может быть, я как раз из той части постоянно сомневающихся... Вообще, интересно, какие тэги определяют человека. Вот я сейчас для многих просто путешественник.
- А вы сами для себя кто? Если одним словом.
- Я экспериментатор, исследователь жизни. Возможно, поэтому я не хочу строить планы, ведь исследователь всегда должен быть открыт новому.