Переговоры о вступлении Казахстана в ВТО вызвали немало вопросов. Прежде всего как Казахстан будет защищать собственных производителей и какие отрасли пострадают больше остальных. Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz побеседовал с управляющим директором KAZNEX INVEST Газизой Шахановой и выяснил, будет ли государство оказывать протекционистские действия в отношении отечественных производителей и какими будут основные приемы сокрытия мер поддержки.
- Несмотря на продекларированные ВТО цели о свободе торговле, страны-участницы умело используют имеющиеся механизмы ВТО для защиты своих производителей. Как Казахстан будет защищать своих производителей в рамках ВТО?
- С юридической стороны в ВТО эти две вещи - «свобода торговли» и «использование мер по защите внутреннего рынка» - никогда не противопоставлялись. Члены ВТО допускают случаи, когда страна имеет законное право защищаться от импорта – при «демпинговом импорте», «субсидируемом импорте» либо «резко возросшем импорте, нанесшем ущерб национальной отрасли». В случаях доказанности вины импортеров в том, что они прибегли к демпингу либо воспользовались запрещенными субсидиями, орган по решению торговых споров ВТО разрешает стране-инициатору применять антидемпинговые или компенсационные пошлины в виде индивидуальных пошлин на продукцию конкретных импортеров, причем такие меры вводятся на достаточно продолжительное время (антидемпинговые и компенсационные пошлины на 5 лет, защитные, как правило, на 3 года). Отличие защитных пошлин состоит в том, что они вводятся по факту доказанного серьезного ущерба, причиненного импортом национальной отрасли, в этом случае ставка пошлины будет применяться в отношении всех стран и будет являться «равной» для всех (в некоторых случаях специальные защитные пошлины принимают форму «импортной квоты» либо «тарифной квоты»).
Казахстан после ратификации парламентом протокола о присоединении к ВТО (примерно 31 октября 2015 года) тоже получит возможность защищать внутренний рынок, но здесь есть нюансы: во-первых, внутри ЕАЭС меры торговой защиты не применяются, речь идет о защите от импорта только из 3 стран. Во-вторых, Казахстан уже в 2012 году передал полномочия по проведению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных расследований в Евразийскую комиссию (на уровне департамента по защите внутреннего рынка). То есть за защитой своих интересов казахстанским производителям нужно обращаться в Москву, и, самое главное, при подаче жалобы производители-заявители должны представлять не менее 25% от общего объема производства в ЕАЭС. Конечно, здесь бремя доказательства существенно усложнит работу казахстанского бизнеса, поскольку придется собирать голоса производителей из России, Беларуси, Армении, Кыргызстана. В-третьих, я не думаю, что у казахстанского бизнеса будет активная позиция по отстаиванию своих интересов в ВТО, для этого нет никаких предпосылок – нет реальных институтов, способных обслуживать интересы бизнеса – «рыть материалы» по тому, как в странах-конкурентах субсидируют производство, обучать производителей отстаиванию интересов в ВТО, помогать в подготовке расчетов, анализов, доказательной базы для расследований, 365 дней в году изучать тревожные тренды в структуре импорта, помогать казахстанским юридическим компаниям обрести специализацию по сопровождению торговых разбирательств, ну и еще много чего, что должно делать государство.
Своевременным было бы создание на казахстанских предприятиях (активно экспортирующих на внешние рынки) экономистов-аудиторов по ВТО.
Лично для меня важно то, как Казахстан будет позиционироваться в ВТО - как «вечно обороняющийся» от зарубежных претензий (пока только так было в казахстанской практике) или как «активный патриот, хотя и молодой член торгового клуба». Хотя сейчас это не имеет значения, все равно эту функцию Казахстан добровольно передал в Евразийскую комиссию.
Нужно добавить, что такие меры по защите внутреннего рынка в ВТО – это лишь один из инструментов торговой политики, применяются еще «меры нетарифного регулирования», когда через ограничение импорта (квоты, запрет на вывоз) административные механизмы (лицензирование) или технические требования к безопасности продукции (стандарты, регламенты) также влияют на доступ товаров на внутренний рынок, это тоже глубокая тема.
- Какие инструменты государство будет предоставлять для поддержки субъектов рынка? Какими будут основные приемы сокрытия (легализации) мер поддержки?
- Безусловно, правила поддержки бизнеса в ВТО изменятся. Скорее всего, к октябрю этого года те виды поддержки, которые относились к «запрещенным субсидиям», будут отменены либо существенно пересмотрены. Образно ВТО выделяет в качестве запрещенных субсидий 2 вида государственной поддержки – те, что связаны с экспортом (экспортные субсидии), и те, которые поощряют использование местных товаров вместо импортных. К примеру, вы знаете, что с 2010 года KAZNEX INVEST возмещает затраты экспортерам обработанной продукции, во-первых, с точки зрения ВТО эта мера относится к категории «субсидия» - экспортерам оказывается финансовое содействие со стороны правительства и осуществляется прямой денежный перевод; во-вторых, экспортерам предоставляется преимущество; в-третьих, субсидия увязана с результатами экспорта, поскольку мы запрашиваем у казахстанских бизнесменов хотя бы один экспортный контракт для подтверждения статуса экспортера. Однако уже с момента вступления Казахстана в ВТО любые привязки госпрограммы к формулировкам «экспорт», «экспортный контракт», «экспортная продукция», «экспортный рынок» должны быть отменены, поскольку любое отклонение от правил дает основания партнерам по ВТО уличить Казахстан в субсидируемом экспорте и инициировать разбирательство по антикомпенсационным мерам (через орган по рассмотрению споров). Мы планируем к концу 2015 года разработать новые правила, которые не будут противоречить нормам ВТО, но вместе с тем сохранить саму систему поддержки бизнеса через возмещение затрат на рекламу товара за рубежом, сертификацию товара по стандартам страны импорта, аренду офиса/склада за рубежом, регистрацию товарного знака за рубежом, участие в зарубежных выставках и пр.
Вообще, мы надеялись, что Казахстану будет предоставлен переходный период для отмены экспортных субсидий, однако, ознакомившись с проектом доклада рабочей группы, поняли, что Казахстан (на переговорах) обязался отменить все программы запрещенного субсидирования с момента присоединения к ВТО, наверное, на это были причины.
- Каким образом будет происходить адаптация мер по поддержке спроса под нормы ВТО? Как будет меняться нормативно-техническое регулирование?
- Определенная часть нормативно-правовой базы уже изменилась, часть – в процессе. Насколько видно из проекта доклада рабочей группы по присоединению Казахстана к ВТО, еще предстоит работа по внесению изменений в положения законов, противоречащих ВТО – в сфере недропользования, государственных закупок. Полной картиной скорее владеют государственные органы.
- Какими будут воздействия на издержки предприятий после вступления в ВТО? Например, изменение налоговых ставок, снижение ввозных пошлин на сырье и комплектующие, снижение вывозных пошлин для экспортеров?
- Судя по заключениям рабочей группы, средневзвешенный таможенный тариф по товарам к концу 2015 года снизится до 6,5% (с 10,4%, действующих в рамках ЕТТ ЕАЭС), т. е. в целом импортировать товары в Казахстан станет дешевле. По промышленным товарам средний уровень снизится до 5,6% (с 8,7%), по сельскохозяйственным товарам - до 10,2% (с 17%). Сохранятся льготы для участников СЭЗ и владельцев свободных складов (зарегистрировавшихся до 01.01.2012) до 01.01.2017, т. е. какое-то время товары, произведенные с применением импортированного сырья и материалов, после достаточной переработки будут выпускаться на остальную территорию ЕАЭС без оплаты пошлин и НДС. До 01.07.2018 будут сохранены преференциальные тарифные ставки по импорту частей и компонентов, используемых в промышленной сборке автомобилей. Для сельского хозяйства Казахстана разрешенный объем господдержки установлен на уровне 8,5% (от стоимости валовой продукции сельского хозяйства Казахстана) и сохранены субсидии по программе «Агробизнес-2020». Льготы по НДС для сельхозпроизводителей и сельхозпереработчиков сохранятся до 01.01.2018.
Казахстан облегчит доступ по 10 секторам услуг (в сфере телекоммуникаций, страхования, банковских услуг, транспорта, туризма и торговли). Доступ иностранных банков и страховых организаций к открытию прямых филиалов в Казахстане будет разрешаться только по истечении 5 лет после вступления Казахстана в ВТО, также будут установлены лимиты по привлекаемым депозитам.
Есть одна «накладка» для казахстанского экспорта, уже ставшая беспокойством для россиян. Судя по проекту доклада рабочей группы, по 3512 товарным позициям (пищевые продукты, автомобили, провода, кабели, напитки) Казахстан будет применять более низкую ставку таможенной пошлины, чем это закреплено в ЕТТ ЕАЭС. Поскольку партнеры по ЕАЭС (прежде всего Россия) будут опасаться реэкспорта дешевых товаров из стран ВТО через Казахстан на территорию ЕАЭС, то, скорее всего, казахстанским экспортерам пищевых продуктов придется дополнительно подтверждать происхождение товаров при вывозе на территорию стран ЕАЭС. Это, безусловно, большой барьер в развитии казахстанского экспорта.
- Каким будет рынок продовольствия РК спустя пять лет после вступления в ВТО, когда переходный период в основном будет закончен?
- Скорее всего, изменится структура импорта продовольствия – она станет разнообразнее, расширится география импортных поставок, у потребителей будет большой выбор продуктов питания при относительно доступных ценах. Здесь меня беспокоит один нюанс - доступ на внутренний рынок продуктов питания, в производстве которых применяются генно-модифицированные организмы (ГМО) и гормоны роста. На мой взгляд, в Казахстане эта тема широко не обсуждается, хотя, безусловно, это часть национальной безопасности, никто не оспаривает нужность ГМО в биотехнологиях, производстве лекарств, добавок, но можно ли допускать содержание ГМО в продуктах питания (в первую очередь при импорте в Казахстан) – вопрос, накладывающий большую ответственность на нынешнее правительство. К примеру, последние лет тридцать Европа высказывает серьезные опасения по поводу применения американцами гормонов роста в производстве мяса. Вопрос глубокий, требующий изучения…
- Во сколько приблизительно обойдутся госбюджету защитные и компенсационные меры в связи с вступлением РК в ВТО, включая снижение пошлин на импорт?
- Прямых затрат республиканского бюджета при торговых разбирательствах не будет, поскольку в любом случае торговые меры воздействуют не на правительство или республиканский бюджет, а на экспортеров. Безусловно, денежный вопрос по юридическому сопровождению разбирательств отразится на казахстанском экспортере, поскольку услуги юридических агентств, сопровождающих споры, довольно дорогие. У казахстанских компаний опыт разбирательств небольшой, в основном претензии высказывались со стороны ЕС и США. В 2002 году по инициативе США вводилась антидемпинговая пошлина на силикомарганец из Казахстана, что интересно, размер антидемпинговой пошлины равнялся 247,8% от таможенной стоимости, дважды она продлевалась до 2017 г. В 2011 году ЕС по просьбе голландского производителя инициировал разбирательство в отношении казахстанского желтого фосфора. Ситуация интересна тем, что большинство стран ЕС – потребителей казахстанского фосфора – высказались против введения антидемпинговых мер, к счастью, расследование завершилось без введения антидемпинговой меры. Конечно, с позиции экспортеров со стороны государства пока нет системной работы по подготовке бизнеса к правилам работы в ВТО, хотя именно экспортеры столкнутся с новизной «на передовой». Вообще, интересно, что в ВТО в основном «жалуются» промышленно развитые страны – ЕС, США, Канада, Китай, Индия, Бразилия, Мексика, Аргентина, Япония, причем они выступают как «истцами», так и «ответчиками» (за 20 лет, с 1995-2015 гг., инициировано почти 496 споров). Все-таки прослеживается некая закономерность – в промышленно развитых зарубежных странах частный бизнес имеет большое влияние на правительство, лобби, депутатов, партии, политиков, поэтому в инициировании разбирательств современная торговая политика становится «политически управляемой».
- Как государство будет поддерживать спрос на отечественную продукцию на рынке? Например, будет ли государство оказывать различные действия для стимулирования потребителей субсидии при покупке отечественных товаров, госзакупки или другие заградительные пошлины.
- В предоставлении господдержки ВТО предписывает не увязывать ее с «экспортными показателями» и «использованием местных товаров вместе импортных», т. е. прямая финансовая помощь экспортерам и требования по соблюдению местного содержания в краткосрочной перспективе (как меры господдержки) будут изжиты, насчет всего остального, насколько я понимаю, претензий нет. Вообще, ВТО рассматривает некоторые виды поддержки бизнеса «как не дающие основания для принятия мер», к примеру, расходы на исследовательскую деятельность, промышленные исследования, обучение, развитие неблагополучных регионов. Также, я думаю, при умелом жонглировании ВТО-шными терминами на нежелательные тренды в торговле можно влиять с точки зрения вопросов окружающей среды и экологии.
- Как будут соотноситься ЕАЭС и ВТО друг с другом?
- Во-первых, в последнее время мир больше лавирует на волне регионализации, а не глобализации, а ВТО – это глобальная организация. По тем или иным идеологическим, политическим, культурным или цивилизационным соображениям страны-партнеры отдают предпочтения региональной торговле, к примеру, НАФТА, Торговое соглашение между Европейским союзом и США, Тихоокеанское партнерство 11 стран, АСЕАН, пр. группировки, поскольку есть ясное понимание «кто есть кто», и именно «торговля» остается единственным инструментом сближения, отдаления или влияния в международной политике. Вообще, торговля за последние лет 30-40 стала чрезмерно политизированной, и этому есть много примеров. Во-вторых, если в качестве основных плюсов ВТО называют прозрачную и предсказуемую среду для торговли и инвестиций, снятие ограничений в торговле, интеграцию в мировую экономику, то они стали больше воображаемыми, чем реальными. Простой пример - ужесточившиеся санкции США, ЕС и ряда стран в отношении России, неохотный пересмотр санкций США в отношении Ирана, пристрастное внимание к Северной Корее, Ирану, Ираку (по политическим мотивам). В-третьих, я согласна со многими экспертами в том, что в ВТО действует право сильного. Через процедуру торговых споров ВТО транснациональные компании и промышленные гиганты могут бороться с «маленькими конкурентами» из менее развитых стран, причем, зная, что бюджеты крупных корпораций в разы больше ВВП отдельных стран, можно только догадываться о последствиях неравных тяжб.