USD
443.85₸
-0.470
EUR
474.30₸
+0.970
RUB
4.80₸
+0.040
BRENT
87.73$
+0.240
BTC
63238.70$
-867.300

В Казахстане на один доллар ВВП приходится в три раза больше энергии

Корпорация IFC заинтересована в привлечении частных инвесторов в энергетический сектор РК.

Share
Share
Share
Tweet
Share
В Казахстане на один доллар ВВП приходится в три раза больше энергии- Kapital.kz

Зарубежные инвесторы активно интересуются рынком возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в Казахстане. Только успели представители министерства по инвестициям и развитию заявить об этом во всеуслышание, как на минувшей неделе в Астане состоялся большой международный форум по проблемам возобновляемой энергетики в Казахстане и регионе Центральной Азии (ЦА). Вместе с Минэнерго РК со-организатором «площадки» выступило структурное подразделение Всемирного банка – InternationalFinanceCorporation (IFC) или Международная финансовая корпорация (МФК). Вопрос продвижения проектов возобновляемых источников энергии в нашей стране был поставлен на конференции во главу угла. Стратегический потенциал ВИЭ и экономический эффект от реализации подобных инновационных проектов в сфере энергетики трудно переоценить. К тому же глава государства Нурсултан Назарбаев поставил перед правительством амбициозную задачу – заложить основы будущего перехода национальной экономики на возобновляемые источники энергии. К 2050-му не менее 50% всех энергетических мощностей республики должны приходиться на ВИЭ.

В рамках мероприятия на вопросы нашей редакции согласился ответить руководитель программы IFC по развитию энергетической инфраструктуры в странах Центральной Азии и Закавказья Патрик Авато.

Патрик Авато 10 лет работает в корпорации IFC. Участвовал в инвестиционных и консультационных проектах в секторе энергетики по всему миру: в странах Южной Африки и Юго-Восточной Азии. Сейчас его деятельность охватывает Балканы, Кавказ, государства Евразийского экономического союза и региона ЦА. Своим портфелем проектов Патрик Авато управляет из Стамбула, где живет уже около 5 лет.

- Патрик, ваш международный финансовый институт, входящий в структуру Всемирного банка, ведет активную деятельность на рынках развивающихся стран. Не могли бы вы рассказать об основных приоритетах деятельности IFCв регионе Центральной Азии?

- IFС, являясь подразделением Всемирного банка, занимается тем, что инвестирует «длинные» деньги в частный сектор. Акциями нашей организации владеют правительства стран по всему миру, включая и Казахстан. В свою очередь, мы ориентированы на финансирование и развитие проектов во всех государствах, в которых представлена IFС. Причем наша корпорация старается акцентировать свое внимание на достаточно широком спектре «продуктов» и направлений: помимо энергетики и возобновляемых источников энергии (ВИЭ) мы сосредоточены на инфраструктурных проектах, банковском секторе и финансовых рынках, здравоохранении и сельском хозяйстве.

Философия IFС заключается в том, что наша финансовая корпорация работает совместно с правительствами, стараясь понять и определить, какие в той или иной стране возникают потребности для инвестирования, в каких секторах и отраслях экономики финансовая поддержка государственных органов является недостаточной и куда, в какие потенциальные ниши можно привлечь частных инвесторов. Государство получает возможность более эффективно распределять свои ресурсы, ведь изначально любое государство фокусируется на тех сферах управления, которые не столь привлекательны для частного бизнеса. Мы же подсказываем государственным менеджерам, куда лучше пустить частных инвесторов, какую отрасль лучше отдать в частные руки, а инвесторам в свою очередь мы помогаем лучше рассмотреть потенциальные возможности для инвестирования в те сегменты экономики, которые, на наш взгляд, являются или могут стать ключевыми с точки зрения развития и получения прибыли.  

Мы полагаем, что инфраструктура и энергетический сектор являются чрезвычайно важными экономическими триггерами для любого развивающегося государства. Поэтому эти секторы Международная финансовая корпорация относит к своим стратегическим приоритетам в регионе Центральной Азии, в том числе и в Республике Казахстан. Мы видим большие инвестиционные возможности Центральноазиатского региона и Казахстана в особенности. В первую очередь инвестиционные возможности в энергетическом секторе ЦА и вашей республике, как государства, занимающего лидирующие позиции в регионе. Эти инвестиционные возможности охватывают всю цепочку энергетической системы, начиная с генерации и производства электроэнергии и заканчивая ее передачей и распределением. К тому же IFС усматривает потенциал для инвестиций в обновление и ремонт энергетических мощностей, установок и оборудования по всему Казахстану.

Одним из признаков того, что в стране существуют значительные возможности для инвестиций в электроэнергетику, является то, что в ней происходит гипербольшое потребление электроэнергии. Так, в Казахстане на один доллар ВВП приходится в три раза больше энергии, чем в стандартной европейской стране. То есть вы можете сами судить, насколько велик потенциал для повышения энергоэффективности у вас в республике. Со своей стороны мы готовы оказывать всяческую поддержку вашему правительству в поиске частного капитала, который мог бы помочь повысить производительность в этой отрасли экономики и добиться разумного энергопотребления.  

Казахстан является страной, богатой природными энергоресурсами: здесь есть уголь, газ и нефть. Это колоссальный источник благосостояния для государства и его народа, но, к сожалению, ресурсы используются не столь эффективно, как они могли бы использоваться, из-за чего остается меньше возможностей для их экспорта, что приводит к потере или минимизации доходов. Все это открывает массу возможностей для исправлений, для изменения ситуации к лучшему, для привлечения иностранных инвесторов.

- Каковы ваши взаимоотношения с казахстанским правительством, видите ли вы с его стороны готовность оказывать всяческую поддержку приходу «умных» инвестиций в нашу экономику и, в частности, энергетический сектор?

- Так как сектор энергетики регулируется государством, правительство играет значительную роль в этом сегменте экономики. Однако, я хотел бы заметить, что международная конференция «Применение лучшей мировой практики для развития проектов возобновляемой энергетики в Казахстане», которая недавно прошла в Астане, является лишь частью более широкого взаимодействия IFС с кабинетом министров Казахстана, которое у нас налажено уже больше года. Мы предоставляем консультации министерству энергетики вашей страны, даем рекомендации, как можно улучшить регулирование энергетического сектора, как повысить его эффективность и как реализовывать проекты, связанные с возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ).

У нас прекрасные взаимоотношения с вашим правительством. И в нашей с ним совместной работе мы фокусируемся на двух основных направлениях, которые связаны с возобновляемыми источниками энергии.

Во-первых, это законодательная база. В Казахстане уже имеется достаточно сильная законодательная база, состоящая из соответствующих законодательных актов, регулирующих отношения в сфере энергетики, однако сейчас вопрос стоит о принятии подзаконных актов, в которых как раз и будут прописаны детали. Эти нормы должны стать определяющими – возможно ли будет осуществлять конкретные проекты в будущем или нет.

Во-вторых, это консалтинг и наращивание потенциала. Ведь, помимо Минэнерго, мы также очень тесно сотрудничаем с казахстанскими распределительным компаниям и национальным оператором вашей электроэнергетической системы АО «KEGOС» с целью лучшего использования потенциала возобновляемых источников энергии.

- Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан отмечает повышенный интерес иностранных компаний к рынку ВИЭ в РК. Однако как сами инвесторы видят рентабельность этого рынка и сроки окупаемости их вложений?

- Безусловно, Международная финансовая корпорация сотрудничает исключительно с частными инвесторами, поэтому в первую очередь мы исследуем потенциальную нишу на предмет рентабельности, изучаем профиль риска. Если проект не привлекателен для частных инвесторов, то мы просто отказываем ему в поддержке.

Помимо рентабельности и возврата инвестиций, мы также рассматриваем и внутренние нормы прибыли. Эти показатели отличаются в различных секторах. Например, если мы говорим о мерах по повышению энергоэффективности, тогда окупаемость приходит в более короткий срок. Например, при запуске производств светодиодных ламп. Подобные предприятия достаточно быстро окупаются в течение 1-3 лет. Если же речь идет о передаче и распределении электроэнергии, то здесь мы имеем дело с более капиталоемким процессом, где нужно исходить из внутренней нормы доходности.

К тому же мы смотрим на фактор «интересности» проектов. Если мы ведем дискурс о генерации и производстве электроэнергии, то на сегодня в рамках казахстанского законодательства о возобновляемых источниках энергии предусмотрено использование энергии солнца и ветра. Ниши солнце- и ветроэнергетики весьма привлекательны для инвесторов с точки зрения сроков окупаемости. Обратите внимание, что на международной конференции по вопросам ВИЭ в Астане присутствовало более 200 делегатов, что позволяет с уверенностью говорить об огромном интересе инвесторов к рынку ВИЭ в Казахстане. И так как у подобных проектов с окупаемостью все в порядке, необходимо лишь на всем протяжении их реализации поддерживать определенный уровень рентабельности, ведь сами по себе они очень долгие, занимая от 15 до 20 лет.

По остальной части энергетического сектора я могу лишь добавить, что с позиции финансовой привлекательности особое значение имеют тарифы на электроэнергию и отопление. За последние несколько лет правительство Казахстана сделало очень серьезные шаги по повышению тарифов, для того, чтобы они более или менее отражали затраты предприятий энергетического сектора. Появились инвестиционные возможности, так как теперь распределительные сети стали нести меньше потерь. Впрочем, что касается центрального отопления, то здесь еще предстоит проделать большую работу, ведь приборами учета и счетчиками оснащено еще далеко не каждое индивидуальное жилое хозяйство. В то время как тарифы на электроэнергию и отопление в Казахстане до сих пор не в полной мере отражают те затраты, которые несут ваши коммунальные предприятия.

- IFC ведет активную работу в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП) в различных уголках мира. В частности, недавно ваш финансовый институт распространил информацию, что «Египетско-Испанский консорциум Orasqualia недавно завершил строительство станции переработки сточных вод недалеко от Каира, стоимостью $150 миллионов и мощностью 250 миллионов литров воды в день. Консорциум предполагает заработать на этом проекте 360 миллионов евро за двадцать лет и затем передать его правительству». Это и есть образец ГЧП с участием иностранного капитала?

- Государственно-частное партнерство, пожалуй, один из наиболее отличных инструментов, для того чтобы разрабатывать инфраструктурные проекты. Например, в рамках ГЧП наша финансовая корпорация выступала в качестве советника при строительстве кольцевой дороги в городе Алматы. ГЧП хорошо тем, что государству не нужно оплачивать полностью стоимость проекта, ведь привлекаются иностранные инвестиции. Второе преимущество заключается в том, что частный сектор берет на себя проведение всех необходимых экспертиз. Наконец, приносит и привносит собственные знания и опыт. К тому же любая частная компания, несущая основную нагрузку финансовых затрат, старается повысить эффективность проекта при снижении себестоимости работ.

Есть разные виды ГЧП в зависимости от того, что конкретно хочет получить государство. Мы помогаем правительствам разработать проекты под их нужды. В приведенном вами примере очевидно хорошо распределены риски, а равно риски при первоначальной эксплуатации этого сооружения. Они лежат на частном секторе. Затем через много лет, когда работа будет налажена, активы вернутся в собственность государства. Имеются другие примеры, когда государство уже на первоначальном этапе делит финансовые риски на начальных этапах строительства, но затем инфраструктурный объект полностью переходит в частную собственность: частники всегда будут его эксплуатировать, а государство получать свои дивиденды в виде обязательных платежей в бюджет. И последний пример взаимодействия по линии ГЧП выглядит так: частники только строят объект, однако его эксплуатация полностью остается за государством. Все перечисленные мною модели эффективны в зависимости от разности случаев и потребностей. Сегодня мы работаем с казахстанским правительством и для того, чтобы прийти к общему знаменателю: решить, какая модель ГЧП окажется наиболее приемлемой для вашего Кабмина и нашего IFС.

- Патрик, наша республика является страной – участницей Евразийского экономического союза (ЕАЭС) вместе с такими государствами, как Россия и Беларусь. Рассматривают ли в IFC нашего главного экономического партнера по ЕАЭС в лице России в контексте региона ЦА или ее потребности и задачи в области энергоэффективности экономики несколько специфичны?

- Инвестиционные решения – это, конечно же, вещь относительная. Инвесторы жаждут большей рентабельности. Действительно, между Россией и Казахстаном чрезвычайно много сходства. Однако то же самое можно сказать и про страны ЦА в их сравнении между собой, с Казахстаном и даже Россией. Ведь раньше у вас существовала централизованная система отопления и электроэнергетики. В зимнее время электроэнергия поступала из Казахстана и из России посредством угля и атомных электростанций, а также благодаря эксплуатации других источников. Электроэнергией снабжались страны ЦА и другие государства, входившие в состав Советского Союза. В летнее время осуществлялись поставки энергии посредством гидроэлектростанций из Таджикистана и Кыргызстана. То есть существовал баланс при взаимодействии, однако после развала Советского Союза все эти энергетические связи прервались. Теперь в системе имеются потери и утечки, наблюдается неэффективное энергоиспользование. Эту задачу можно было бы решить, если бы между странами циркулировало больше экспорта энергии. Поэтому мы считаем, что инвестиции в линии электропередачи, которые располагаются на приграничных территориях и в глубине стран региона, окажутся весьма выгодным вложением. Причем для всего Центральноазиатского региона. К тому же к этой энергетической системе можно будет подсоединить Китай и другие государства, такие, например, как Пакистан. Это повысит эффективность энергопользования, создаст источник дополнительного дохода и откроет небывалые инвестиционные перспективы для стран региона ЦА.

Еще одна аналогия между Россией и Казахстаном касается того, что обе страны сказочно богаты минеральными энергоресурсами – нефтью, газом и углем. Как и в Казахстане, в Российской Федерации имеются серьезные проблемы с неэффективным энергопользованием. Несколько лет назад IFС проводило исследование на предмет потерь при энергопотреблении в РФ. Так вот, согласно ему, из всей генерируемой энергии российский энергетический сектор ежегодно теряет до 40% энергии по причине крайне неэффективного энергопользования и через утечки в системе. Эта цифра колоссальна, по объемам она равна количеству энергии, которая ежегодно вырабатывается в такой стране, как Франция.

Исходя из этого, наша Международная финансовая корпорация видит большой потенциал российского энергетического рынка с точки зрения привлечения иностранных инвестиций. Во-первых, это поможет снизить потери в системе, а бизнес станет более окупаемым. Во-вторых, сэкономленная электроэнергия может быть продана за рубеж, что в результате гарантирует дополнительный источник дохода.

- В связи с тем, что Россия сейчас испытывает определенные проблемы во взаимоотношениях с международными институтами, в том числе и финансовыми, можно ли ожидать более активного продвижения иностранных инвесторов на рынки ЦА и Казахстана в особенности?

- Это непростой вопрос. Разумеется, некоторые инвесторы и частные компании, кто-то из-за санкций, кто-то из-за российских контрсанкций, не рассматривают Россию как место для средне- и долгосрочных инвестиций. Возможно, это побудило некоторых из них уйти со своими инвестициями в регион Центральной Азии, к вам в Казахстан. Но на той же международной конференции в Астане я видел представителей многих российских компаний, что говорит о том, что россияне тоже ищут возможности инвестирования в вашу республику.

Между тем любой стране, включая Казахстан, для того чтобы привлечь инвестиции, необходимо в первую очередь создать положительный инвестиционный климат, стабильную надежную законодательную систему и ясную систему контрактов. Тогда вне зависимости от того, какая конъюнктура на рынке соседних стран, инвестиции все равно пойдут в ваш реальный сектор экономики.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.