Сегодня, казалось бы, качество изображения и звука в кинотеатрах достигло высочайшего уровня. Но на самом деле уровень кинопоказа повышается из года в год. Если же говорить о рынке СНГ, то здесь компаниям, отвечающим за новшества, тем более есть для чего работать. Для чего именно, в интервью деловому еженедельнику «Kapital.kz» рассказал генеральный директор ООО «Долби Си-Ай-Эс» Алексей Угринович.
- Алексей, расскажите о доле Dolby Atmos на рынке СНГ.
- Она довольно значительна. Например, в России, которая занимает 80% рынка, наша доля по 3D-системам составляет порядка 40%, по цифровым серверам тоже. Мы очень довольны тем, как развивается продвижение формата Dolby Atmos. За два года мы открыли 62 зала с этим форматом. На сегодняшний день у нас много предварительных заказов на Dolby Atmos, в том числе из Казахстана. У нас пять залов в Алматы, два из которых в январе открылись в кинотеатре ChaplinMEGAPark, и еще два недавно были открыты в Павлодаре. В целом динамика хорошая. Конечно, есть и сложности в последнее время. Они, пожалуй, Казахстан затронули меньше, но девальвация национальной валюты в России и Украине в каком-то смысле влияет на динамику роста наших продаж. Некоторые наши проекты были отложены или заморожены, но, я думаю, мы это преодолеем, когда рынок адаптируется к новым ценам.
- Если не брать во внимание экономическую ситуацию в СНГ, как бы вы оценили потенциал этого рынка?
- Потенциал роста очень высокий. Дело в том, что СНГ в отличие от Европы не перенасыщено кинозалами (в Европе, кстати, даже есть тенденция к сокращению залов). К тому же в СНГ проживает порядка 300 млн человек, на всех приходится 4,5 тыс. залов, что равно 1,5 тыс. кинотеатров. По нашим оценкам, должно быть не менее 3,5 тыс. кинотеатров, это значит 7 тыс. залов. В некоторых республиках еще много пленочных кинотеатров, в России таких осталось 15%, но в некоторых республиках их куда больше. В ближайшие годы они будут оцифрованы. Нам это, конечно, выгодно.
- Но рано или поздно рынок СНГ перенасытится, как европейский. Что вы будете делать?
- Да, мы это имеем в виду. По мере насыщения рынка количеством кинотеатров будет совершенствоваться качество кинопоказа. В СНГ период реконструкции кинотеатров составляет порядка 7-10 лет. Оборудование постоянно совершенствуется, кинотеатры его приобретают. Даже если количество кинотеатров будет стабильным, то замена устаревшего оборудования на новое – это бесконечный процесс. Реконструкция – замещение старых технологий новыми. Может показаться, что кинопоказ достиг совершенства, но на самом деле мы только стоим на рубеже революционного скачка качества кинопоказа. Мы одни из первых, кто расширил восприятие за счет трехмерного объемного звука. Также уровень качества повысится после появления лазерных проекторов, что даст возможность увеличения яркости во много раз по сравнению с сегодняшними проекторами, то есть яркость может быть в три раза выше. Улучшаются 3D-технологии, появляются дополнительные развлекающие средства – вибрирующие кресла, думают и о запахах, о ветре. Словом, кинопоказ будет приближаться к реальности.
- Технология Dolby Atmos используется в кинопроизводстве на стадии постпродакшн. Насколько это распространено в СНГ?
- У нас в России четыре студии постпродакшн, которые используют технологии DolbyAtmos. Сведение звука в DolbyAtmosпозволяет ускорить и упростить сведение звука в 5.1 и 7.1. Это своего рода даун-микс.
- Если не ошибаюсь, изначально вы позиционировали себя как компанию для премиального сегмента. Сейчас что-нибудь изменилось в этом смысле?
- Верно, есть изменения тренда. Изначально мы действительно позиционировали Atmos для премиального сегмента. То есть это было так – один кинотеатр с залом, оборудованным под Dolby Atmos. Но сейчас все больше фильмов выходит в этом формате, соответственно, необходимо больше залов. В данном случае мы рекомендуем кинотеатрам строить два-три зала. Столько же мы рекомендовали руководству сети ChaplinCinemas, когда обсуждали их самый амбициозный проект – 9-зальный кинотеатр в ТРЦ MEGAPark. Наше предложение было услышано. Конечно, это большие инвестиции. Но есть другие варианты: система DolbyAtmosмасштабируема и может быть установлена в зале любого размера без потери качества звука. Например, наши специалисты могут разрабатывать залы поменьше. Качество остается на уровне, но инвестиции будут меньше. Не могу не сказать – это хороший пример – об уникальном проекте, который был реализован в Москве в одноименном кинотеатре. Там 17-зальный кинотеатр, в котором 10 залов оборудованы технологией DolbyAtmos. Такие сегодня тенденции на рынке.
- Какова конкуренция на этом рынке?
- Эта среда очень жесткая. Могу сказать, что в каждом сегменте рынка, где мы работаем – 3D-системы, цифровые серверы, – везде серьезная конкуренция. Но бывает так: у нас есть крупный партнер, он может быть нашим дилером, но в то же время он может быть разработчиком и конкурентом. Дело в том, что нас мало на рынке, отношения очень переплетенные. Где-то мы партнеры, где-то – конкуренты. Но у нас есть преимущество – узнаваемый и позитивный бренд Dolby. Это нам помогает. Сейчас мы отмечаем пятилетие офиса в СНГ.
- Насколько важно было открыть этот офис в СНГ и планируется ли его открытие в Казахстане?
- Это важно для близости к рынку. Раньше весь бизнес в СНГ управлялся из Лондона. Это доставляло определенные сложности, потому что рынок во всех регионах разный. Сейчас везде работают местные специалисты. Раньше, если где-нибудь в регионе ломалось оборудование, писались заявления в Лондон. Сейчас стало проще. Раньше оборудование для ремонта вывозилось далеко за границу. Сейчас у нас есть склад запчастей недалеко от Москвы и мы можем быстрее доставлять оборудование в страны СНГ. Казахстан организационно входит в регион «Россия и СНГ». И наша техническая и маркетинговая поддержка в полной мере обеспечивается силами московского офиса.