USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
96978.70$
-100.800

Оператор обедов

Рынок выездного обслуживания – необжитая ниша казахстанского рынка кейтеринга

Share
Share
Share
Tweet
Share
Оператор обедов- Kapital.kz

Развитие рынка выездного обслуживания (кейтеринга) в последнее время получило большое развитие в Казахстане. Все больше как казахстанских, так и иностранных компаний устремляются занять эту еще мало обжитую нишу. Деловое издание «Капитал.kz» решило выяснить, насколько в Казахстане развит рынок кейтеринга и каковы основные условия его дальнейшего развития, побеседовав с основателем кейтеринг-компании Flying Chef Юхой Микконен и его женой, директором Flying Chef Айной Заитовой-Микконен.

- Почему вы выбрали именно Казахстан в качестве места для ведения бизнеса?

- Я много путешествовал, работал в США, потом уехал на Бермуды. Также работал в России, в частности, в Москве и Санкт-Петербурге, а когда приехал в Казахстан, то тут же влюбился в него. Впервые я сюда приехал в 1997 году работать по контракту на «Рахат Палас», тогда он назывался Hyatt. Мне предложили контракт сроком на два года. Проработав это время, мы решили продлить контракт, и я остался уже на пять лет.

Время шло, и надо было двигаться дальше. Мы стали часто обсуждать как с Айной, так и с нашими друзьями возможность открытия своего ресторана в Казахстане, но на тот момент что-то пошло не так, и мы оставили эту идею. В начале 2000-х мы вернулись обратно в Финляндию. После стольких лет путешествий и работы в различных странах Финляндия показалась мне «спящей красавицей». Там было здорово, но мне чего-то не хватало. Прожив на родине около 3,5 лет, я снова стал искать работу за рубежом. Была возможность уехать на Бермуды, но были проблемы с выдачей семейной визы. В итоге мы вернулись в Алматы. По приезде мы стали думать об открытии своего ресторана, но позже эта мысль переросла в идею заняться кейтерингом, так как эта ниша на тот момент была еще не занята. И мы приступили. Арендовали помещение, наняли штат и стали активно развиваться. Что интересно, мы не стали рекламировать себя, а просто стали налаживать старые связи и продвигать компанию самостоятельно. Мне очень хотелось, чтобы нас знали благодаря нашему труду, а не из-за рекламных лозунгов.

- И вы остановились на кейтеринге…

- Да. Видите ли, в ресторанном бизнесе существует некая ограниченность в действиях. У вас есть помещение, определенное место, где вы работаете, и оно остается неизменным. В кейтеринге же все по-другому. Вы постоянно в движении, должны подстраиваться под своих клиентов, и не они идут к вам, а скорее вы идете к ним. В этой области, как мне кажется, у людей есть гораздо больше возможностей для креатива. Более того, я считаю, вы должны иметь ко всему творческий подход, только так можно расти и развивать бизнес дальше.

- Как насчет бюджета? Каков был ваш стартовый капитал?

- Сначала мы обратились в банк, – говорит Айна, – но заем оказался слишком дорогостоящим. Тогда мы решили вложить в дело часть собственных средств, а также заняли деньги у друзей и родных. Первоначальный капитал составил около $34 тыс., чего на тот момент нам вполне хватило. В ту пору на нас работало два повара, не включая Юху. Тогда мы обслуживали ежедневно порядка 120 человек. Сегодня штат увеличился почти вполовину, но и клиентов стало больше в два, а то и три раза.

Мы предпочли не связываться с местными финансовыми институтами. Понимаете, тяжело управлять бизнесом, когда финансовые затраты экстремально высоки. В таком случае вы становитесь зависимым от ежемесячных выплат и не можете полноценно управлять бизнесом. Мы решили, что вложить свои средства и средства друзей будет правильной идеей и таким образом мы сможем обрести хоть какую-то независимость и свободу. К тому же рентабельность бизнеса довольно высока. Кейтеринг достаточно быстро окупил себя. Нам потребовалось около двух лет на то, чтобы выплатить все займы и начать получать чистую прибыль.

- Как вы оцениваете уровень развития рынка кейтеринга в Казахстане?

- На данный момент на рынке существует определенное количество компаний, предоставляющих свои услуги, но, как и в любом бизнесе, всегда есть куда развиваться. По большому счету,на рынке присутствует здоровая конкуренция. Компании стремятся расти. Помимо прочего, есть такие компании, с которыми ты можешь обмениваться опытом, они открыты для сотрудничества, и с ними, в принципе, приятно работать. Конечно, не обходится и без ненадежных компаний. Это как бы обратная сторона рынка – компании, которые я называю cowboycatering, или компании-однодневки.

c70a6f2d08ace6f16ea71252dcb.png

- Да, такие компании серьезно подрывают репутацию остальных игроков на рынке. Столкнувшись однажды с неблагонадежным кейтерингом, в будущем клиенты отказываются от подобных услуг, а это уже усложняет ведение бизнеса, – добавляет Айна.

- Какой вид кейтеринга преобладает? Какая ниша больше занята?

- Думаю, что ниша индустриального кейтеринга все-таки занята больше остальных. Нужно понимать, что есть ряд компаний, находящихся далеко от города. Такие организации чаще остальных пользуются услугами выездных компаний. Многие крупные фабрики и заводы не имеют возможности самостоятельно обеспечивать персонал регулярным питанием. В этом случае им на выручку приходит кейтеринг. Кейтеринг-компании либо привозят уже готовую еду, либо готовят ее на месте. Пока культура кейтеринга в Казахстане только начинает развиваться, и люди только начинают понимать, насколько удобно пользоваться такими услугами. Если брать во внимание затраты, то, как мне кажется, компания-клиент только выигрывает, так как всю работу проделывает выездная компания, – говорит Айна.

- Компании из каких стран представлены на рынке?

- Сегодня рынок достаточно хорошо развит, на нем присутствуют как местные, так и иностранные компании – турецкие, российские и т.д., занятые в сфере кейтеринга. Помимо этого существует кейтеринг люкс-класса, или дипломатический кейтеринг, так называемый fine dining restaurant. Тут уже игроки разнопланового порядка, присутствуют как местные, так и иностранные игроки.

- В общем-то, на турецкие компании приходится достаточно большая доля индустриального рынка, – объясняет Айна. – Мы же в свою очередь занимаемся индустриальным и люксовым кейтерингом. Индустриальный – это ежедневные деньги, как говорится «хлеб с маслом», а вот «икорку сверху» дает наш «люкс».

- А как насчет клиентов? Каких клиентов больше – иностранных или местных?

- Среди клиентов, конечно, преобладают иностранные компании. Думаю, это происходит потому, что по большей части владельцы иностранных компаний уже сталкивались с этой услугой ранее и понимают, насколько это удобно. Но и местные компании также потихоньку начинают приобщаться к этой услуге. Владельцы местных компаний и частные лица, если попадают на мероприятия, которые устраивает кейтеринг-организация, понимают, насколько это практично и выгодно, – говорит Айна.

- Во сколько обойдется мероприятие, скажем, на 100 человек?

- Все зависит от выбранного меню и места расположения. Цена может начинаться от 8-10 тыс. тенге с человека и варьироваться до 15-20 тыс. тенге. При организации любого мероприятия для начала мы встречаемся с клиентом, чтобы понять, что ему необходимо. Потом мы разрабатываем коммерческие предложения как минимум с тремя различными опциями, затем встречаемся снова. В этом деле нужно всегда стремиться к тому, чтобы обе стороны были довольны. Если клиент доволен, все счастливы, он придет снова.

- Например, мы устраивали свадьбу за городом, где у владельца был большой участок позади дома. Нам потребовалось два дня для того, чтобы привезти наше оборудование и построить большой банкетный зал на его участке, – рассказывает Айна. – Все гости были довольны, все прошло на высшем уровне, и, как результат, через четыре года он обратился к нам снова. В то время мы посчитали, что на тот момент мы вывезли около 15 тонн груза и вовлекли в этот процесс около 80 человек. Нужно понимать, что это огромный труд.

Конечная цена зависит от меню и от того, как далеко нам придется везти оборудование. Если мероприятие будет проходить в Талдыкоргане – это одна цена, если в Алматы – другая. Но мы всегда принимаем во внимание интересы клиента. 

- То есть вы подстраиваетесь под клиента?

- Да, это, по сути, основное условие. Компания не выживет на рынке, если будет диктовать свои правила. У компании должен быть индивидуальный подход к каждому клиенту, необходимо учитывать все потребности и пожелания. К примеру, на протяжении многих лет мы работали с BritishCouncil. Они нас приглашали практически ежемесячно, и их удивило, что мы ни разу за это время не повторили наше меню.

- С какими проблемами сталкиваются компании, занятые в сфере кейтеринга?

- По большей части говорить о каких-то действительно крупных проблемах не приходится. Все основывается на умении управлять людьми. Зарплата поваров, место работы, бонусы, меню – все это должно быть организовано в первую очередь. Обязательно нужны соответствующие сертификаты, надежный штат сотрудников. Нужно нарабатывать клиентскую базу, пытаться завоевать их. Когда мы начинали, это было нетрудно. Сейчас у компаний из года в год появляется все больше конкурентов, чего раньше не было.

- Каковы ваши прогнозы дальнейшего развития рынка кейтеринга?

- Так как на рынке сегодня присутствует спрос на выездные кейтеринг-услуги, то он, несомненно, будет развиваться и дальше. Кроме того, компании становятся все более конкурентоспособными, и это хорошо, потому что с рынка уходят неблагонадежные игроки и остаются те, кто уже проверен временем.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.