В Астане связь гораздо лучше, чем в Европе

О ситуации с роумингом и проблемах рынка сотовой связи в Казахстане рассказал Тарас Пархоменко

Share
Share
Share
Tweet
Share
В Астане связь гораздо лучше, чем в Европе- Kapital.kz

О ситуации с роумингом, лицензиями на 4G, тенденциями развития и проблемах рынка сотовой связи в Казахстане деловому еженедельнику «Капитал.kz» рассказал главный исполнительный директор «Beeline Казахстан» Тарас Пархоменко.

- Скажите, а есть ли у Beeline в Казахстане антикризисный план на случай негативного сценария развития ситуации в стране?

- У нас есть несколько планов действий в зависимости от разных сценариев. С одной стороны, мы тщательно анализируем текущую ситуацию, с другой – у нас есть опыт коллег из других стран, где работает группа «Вымпелком». Это и такие высокоразвитые рынки, как, например, Италия, и другие интересные варианты с очень большой абонентской базой и низким средним счетом, как, например, Бангладеш или Пакистан.

- В свое время «Вымпелком» начинал работу в Казахстане с покупки K-Мobile. Уже была какая-то стартовая площадка. Однако у любой абонентской базы есть некий физический предел, зависимый от численности населения.

- Действительно, есть некие объективные ограничители, которые влияют на размер бизнеса, но в зависимости от развития продуктовой линейки эти ограничители могут слегка cдвигаться…

Вот, например, у вас есть смартфон или планшет, у вас может быть некое устройство дома, которое подключено к интернету. Получается, что уже устройство, которое обслуживает человека, снабженное SIM-картой, становится для нас подключением. То есть количество активных SIM-карт – это не число абонентов. Просто у этих подключений есть один клиент, который за все это платит. Но с точки зрения количества подключения это уже другой потенциал. Уже сегодня в Казахстане 26 млн SIM-карт, а население – 17 млн.

Самое популярное устройство, которым пользуются казахстанцы, – телефон с двумя SIM-картами. Почему? Потому что люди часто думают, что, имея несколько SIM-карт, они делают удобно себе. Например, распределяют: этот номер – для друзей, этот – для бизнес-партнеров. Или если это два оператора, думают, что таким образом экономят: «Мне нужны две карточки, потому что звонки внутри сети лучше, чем с одной на другую».

Весь вопрос в устройствах, которые человек вокруг себя может включить, чтобы они улучшили ему жизнь. Например, сегодня у вас есть смартфон, планшет, электронная книжка с подключением, куда вы закачиваете книги. У вас может быть даже счетчик электроэнергии в квартире с SIM-картой. Вот уже четыре устройства. И если каждый человек будет обладать такими устройствами, вот вам и проникновение, и количество подключений.

- То есть вы сейчас пошли уже не вширь, а вглубь?

- Да, мы считаем, что дальнейший потенциал – это создавать услуги и убеждать наших клиентов, что эти услуги улучшат качество их жизни. И поэтому клиенты будут их покупать, а, следовательно, количество подключенных устройств вокруг людей будет расти. По сути, это следующий этап развития, который будет характеризоваться тем, что те же клиенты будут покупать больше подключений. Кстати, на это влияют еще и производители устройств, потому что они предлагают все новые и новые опции. Например, смарт-часы с SIM-картой и доступом в интернет.

- Расскажите, пожалуйста, как сейчас развивается рынок инновационных услуг в Казахстане? В чем особенность и отличие от российского рынка? Есть какая-то специфика?

- Есть глобальные тренды, которым подвержены все, во всех странах мира, и Казахстан в том числе. Все переходит от голоса к передаче данных, все услуги мигрируют в эту сторону. И поэтому сети модернизируются. Третье поколение, четвертое поколение, говорят уже о пятом поколении. Потому что, чем больше у вас потребность в интернете, тем более тяжелый контент вас интересует. Тяжелый, в каком смысле: вы хотите больше потреблять видео, а не просто тексты и так далее. И для этого сети должны модернизироваться. Что происходит в результате? Клиенты модернизируют свои устройства, переходят от кнопочных телефонов на смартфоны, планшеты. Это глобальный тренд, который присутствует повсеместно. И отличие в разных странах заключается лишь в проценте тех, кто уже перешел на планшет. Например, Европа. В некоторых странах проникновение смартфонов и планшетов уже достигло 60%.

- А в Казахстане?

- Мы в этот год, я думаю, покажем 25%. Я говорю сейчас о Beeline, но в целом сейчас такая ситуация у всех. И разница будет заключаться, наверное, в самих смартфонах, в их стоимости, потому что доходы населения разные. В США люди больше модернизируются на продуктах Apple. Что касается Казахстана, у нас на октябрь 2014 года 90% смартфонов – это смартфоны на ОС Android. И всего 2% – это WindowsPhone, а если говорить об Apple, это 8%.

Казахстан – молодежная страна, в структуре населения молодых людей – колоссальное количество. Это ни с кем несравнимо. Молодежь, с одной стороны, ограничена в деньгах, потому что еще не успела встать на ноги и начать зарабатывать. А с другой стороны, она очень продвинутая, хочет получать все самое последнее. И поэтому парни и девушки покупают android-смартфоны за $70-150. И поэтому эти устройства так популярны. Что же касается самых распространенных устройств, то здесь лидирует Samsung. Поскольку у Samsung самая широкая линейка, хорошее качество, очень известный бренд и отличная дистрибуция. Я думаю, что здесь комбинация «доступность – бренд – большой модельный ряд» – это основные факторы.

- С тем, что покупают, понятно, а сколько люди готовы тратить в месяц на ваши услуги?

- Средний чек у абонентов «Beeline Казахстан» – 1200 тенге. Видите ли, все, что предлагается на рынке, зависит от уровня конкуренции, от уровня спроса и потребности клиента. Если это только одна услуга, которая появилась, и люди особо не знакомы с продуктом, тогда она будет очень дорогой. На сегодня есть такой подход: у нас есть линейки тарифов, можно выбрать из четырех-пяти основных предложений. Мы не рекламируем все, потому что человеку сложно это воспринять, мы пытаемся рекламировать какое-то базовое предложение. А человек, уже придя в магазин, может выбрать себе какие-то опции – сегодня выбор широк.

- Давайте поговорим в целом по рынку коммуникаций в Казахстане. Какие у него есть сейчас проблемные точки? Куда он движется? И какое отличие от рынков других стран?

- Сегодня в Казахстане присутствуют четыре игрока: «Кселл», Beeline, TELE2 и Altel. Четыре из них предоставляют услуги в стандарте 3G и один – 4G. Но и три остальных, которые не имеют лицензии на частоты 4G, тоже очень хотят получить LTE.

- Почему?

- Потому что рынок находится в следующей фазе – это фаза насыщения рынка, когда мы уже подключили основную массу клиентов, и сейчас идет уже доподключение, когда человеку нужно подключить еще одно устройство. И основной интерес людей, основной спрос и основной рост доходов – это мобильный интернет. По голосовым услугам такого потенциала нет. Там тоже есть потенциал, потребление голоса растет, но оно растет за счет внедрения новых тарифов, которые позволяют говорить больше, а платить меньше. Поэтому операторы больше всего заинтересованы в развитии мобильного интернета. Это глобальная тенденция. При распределении лицензий в Казахстане весь интерес был в том, чтобы модернизировать инфраструктуру страны, что очень правильно. То есть, грубо говоря, когда есть обязательства по модернизации страны, а страна огромная, плотность населения малая, и, соответственно, здесь ключевой вопрос, чтобы услуга была повсеместно доступна. Поэтому основные усилия регулятора были нацелены в эту сторону, и операторы сегодня покрывают 90%, даже больше, населения в стандарте 2G, а в стандарте 3G – больше 60%. И есть очень высокий интерес со стороны ключевых игроков получить лицензию на 4G. Потому что есть понимание, что монопольная позиция кого-то одного никогда не приводила к тому, что предоставляются самые лучшие услуги по самой лучшей цене. Поэтому есть интерес получить лицензию основным операторам. Ведь вместе с ростом спроса на базовый интернет повышается спрос на видео, и, по всем прогнозам, видеоконтент будет составлять до 80% трафика. А для того чтобы дать качественное видео, нужно четвертое поколение, отличающееся более высокими скоростями. Плюс на этой основе могут развиваться такие услуги, как, допустим, телемедицина. Сегодня есть много примеров, как развивается телемедицина в мире, когда, например, в отдаленном селе есть человек, которого сегодня нужно везти в больницу, где дефицит койко-мест, а при использовании телемедицины можно, чтобы врач поехал на место и сделал обследование и передал информацию через интернет. Однако, чтобы ее передать, нужна определенная технология. Другой пример: цифровое образование. Ключевые университеты мира делают видеокурсы, и каждый может просто их прослушать либо записаться на курс, сдать тест и получить диплом. По большому счету, это может быть доступно и в удаленных сельских населенных пунктах. Инфраструктура, которая модернизируется на уровне третьего-четвертого поколения, позволяет предоставлять услуги другого качества.

- То есть это все будет доступно в перспективе?

- Безусловно. Все хотят развивать услуги. Получается, клиенты подключены, они уже получили опыт использования мобильного телефона, они уже получают опыт взаимодействия с мобильными устройствами, подключенными к интернету. И следующий опыт – это масса услуг на основе этого, которые не всегда предоставляются мобильным оператором, но могут предоставляться малым и средним бизнесом, функционирующим в этой сфере. Есть даже исследования, которые говорят о том, что рост интернет-подключений в стране влияет на рост ВВП, потому что это всегда приводит к развитию бизнеса. И если говорить сегодня об устремлениях, то они одни – это видеть перспективу в чем-то новом. Сегодня мы приходим к фазе, когда люди хотят потреблять более тяжелый контент, видеоконтент, но для этого нужны более высокие скорости и, соответственно, 4G. И что важно? Около таких бизнесов всегда есть круг или, если хотите, шар тех, кто развивает свой личный бизнес. Например, в мобильной связи есть контент-провайдеры. Это компании, которые покупают какой-то контент, например, музыку или RingBackTone (музыка вместо гудка), и сами занимаются продажами. А клиент покупает эту услугу через нашу инфраструктуру. Часто от нашего лица, даже не понимая, что там есть посредник. То есть любой такой бизнес развивает вокруг себя малый и средний бизнес. Поэтому чем больше возможностей мы даем, тем больше такого рода малого и среднего бизнеса может развиваться. Сегодня появились смартфоны, значит можно развивать бизнес, связанный с приложениями, например, заказом такси. Сегодня в Астане уже несколько компаний такси принимают заказы через приложения, и вы можете видеть маршрут, время до прибытия и так далее. Это пример того, как мы, создав инфраструктуру, дали им возможность по-другому строить свой бизнес. Этот сервис гораздо более прибыльный, потому что они автоматизируют диспетчерскую службу. Поэтому для Казахстана и для любой другой страны модернизация инфраструктуры – это новые рабочие места.

- Скажите, а с чем связана монополия Altel на 4G?

- Всегда есть политика регулятора. Регулятор всегда стремится выполнить прежде всего свои задачи и плюс часто есть некие ограничения ресурса. Частоты – это ресурс, который ограничен. И этот частотный ресурс распределяют по игрокам. Поэтому в мобильной связи у нас не 15 операторов, а ограниченное количество. Соответственно, и регулятор должен взвешивать: у меня есть ограниченный ресурс, какому оптимальному количеству игроков его дать, чтобы, с одной стороны, была конкуренция, а с другой – был прибыльный бизнес. Здесь, я думаю, было принято следующее решение: был некий частотный ресурс на тот момент, наверное, ограниченный и доступный только одному игроку. И поэтому, скорее всего, было принято решение выделить его государственному оператору, для того чтобы он первый на тот момент запустил на фоне третьего поколения четвертое, таким образом создав предложение для клиентов как альтернативу. Но это временное преимущество когда-нибудь исчезнет и будет полная конкуренция. На вопрос, скажем так, заинтересованных лиц и общественности регулятор приводит в пример страны, которые давали преимущество одному игроку, а потом подключали остальных, якобы для того, чтобы дать новые услуги клиентам, а за это время высвободить другой частотный ресурс и отдать всем остальным.

- Но вы-то хотите развивать 4G?

- Естественно. Есть глобальные центры инновации, они определяют следующее поколение, у них работает RND, они понимают глобальные тренды. А наша задача – понимая локальные возможности, адаптировать эти общемировые тренды. И мы хотим принести сюда глобальный тренд, дать людям современные средства коммуникации. По сути, такой глобальный бизнес с локализацией в стране позволяет всем странам достаточно синхронно переходить в будущее. Казахстанские клиенты на сегодня получают самые современные услуги, устройства позволяют иметь доступ к современным разработкам и приложениям. И баланс в этом смысле выравнивается.

- Но не по цене…

- Услуги стоят по-разному, потому что существует разница в себестоимости. Чем выше плотность населения, например, как в Бангладеш, тем прибыльнее бизнес. Потому что там базовые станции утилизируются максимально, а в Казахстане это не так. Плотность населения маленькая, однако нам нужно покрывать большие территории. В Европе другая себестоимость, исходя из того, что там дороже рабочая сила, там свои особенности. Поэтому там и счет выше. В итальянских компаниях, которые входят в VimpelCom, средний чек на клиента около 20 евро. В скандинавских странах еще выше. Это обусловлено особенностями бизнеса. Другие доходы населения, другие затраты на ведение этого бизнеса. Но в итоге продукт приходит очень близкий. Мы проверяем качество связи, у нас есть бенчмарки, когда замеряются одни и те же показатели в разных странах, и мы их сравниваем. Так вот, по группе компаний VimpelCom мы одни из лучших. Из 14 стран, где присутствует Beeline, Казахстан показывает одни из лучших показателей качества связи. И мой личный опыт подтверждает, что в Европе связь гораздо хуже, чем здесь, в Астане.

- Давайте поговорим о компании Beeline в Казахстане. Каковы итоги, структура бизнеса, какие проекты у вас в будущем? Какова доля доходов от передачи данных?

- В этом году мы выросли по абонентской базе. Сейчас у нас абонентская база чуть более 9,8 млн, если говорить о мобильном бизнесе. У нас около 26% клиентов имеют смартфоны, это показатель, который существенно растет год от года. На конец прошлого года было чуть больше 15%. Это серьезный рост. Количество смартфонов критично важно, чтобы мы предоставляли интернет-услуги, и, соответственно, интернет-трафик у нас растет на 80-90% в год. Доход, который мы получаем от передачи данных, приближается к 15%. Это самый высокорастущий доход, но он пока еще несущественный, хотя мы будем стремиться к тому, чтобы он в ближайшие 3-5 лет приблизился к половине.

Люди, использующие смартфоны, переходят на отправки СМС на Viber или WhatsApp, популярные в Казахстане. Поэтому во многих своих предложениях мы используем WhatsApp, как один из элементов предложения, когда мы даем возможность людям бесплатно им пользоваться в рамках какой-то минимальной абонплаты в день. Но основные наши усилия этого года были направлены на поддержание спроса на интернет. По сути это основа. 

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вверх
Коментарии
Отправить
Новости партнеров:
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Введите номер своего сотового телефона и пароль.
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Введите номер своего сотового телефона. Мы отправим вам код доступа, который будет действителен в течение суток.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона для смены пароля
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.