В Алматы открылся ХVIII Международный конгресс «Олимпийский спорт и спорт для всех», посвященный зимней Универсиаде-2017 года. О том, кого будет выставлять на студенческие игры Казахстан, что будет потом с дорогостоящими объектами Универсиады, как сделать спорт прибыльным и доступным для всех рассказал ректор Казахской Академии туризма и спорта Кайрат Закирьянов.
-Мы не случайно посвятили наш конгресс предстоящей Универсиаде, есть над чем задуматься накануне ее проведения. Что мы имеем после Азиатских игр, на которые были потрачены более 1,5 млрд. долларов? Например, Дворец спорта сейчас находится в руках АО «Казспортинвест», государством там не пахнет. Акционерному обществу нужна прибыль, в итоге во Дворце спорта проводятся выставки собак, кошек, растений, а соревнований там нет. Те же трамплины сдаются под концерты, потому что у наших спортсменов нет денег на аренду. Я обратился в правительство с вопросом о наследии Зимней универсиады. Эти соревнования будут длиться 11 дней, а что потом? Снова закроем на замок спортобьекты от детей? К Универсиаде мы собираемся строить ледовый комплекс на 12 тыс. мест, дворец спорта на 3 тыс. мест, Олимпийскую деревню на 5 тыс. мест. При этом студенты Алматы сильно нуждаются в жилье, обеспеченность общежитиями у нас составляет 50%, то есть почти 100 тыс. студентов живут по частным квартирам. Я и предлагаю отдать Олимпийскую деревню студентам. Или на базе Дворца спорта открыть НИИ спорта, без науки спорт не будет двигаться у нас.
- И что, вас поддержали?
- На осень уже намечено мое выступление перед премьер-министром. Я буду говорить о том, чтобы деньги Универсиады были впоследствии потрачены на развитие массового спорта. Эти объекты должны быть в государственной собственности, чтобы дети там бесплатно занимались. В медицину мы вкладываем 30% бюджета, из них 80% тратятся на лечение болезней, которые возникают от неправильного образа жизни. По данным ВОЗ, здоровье человека только на 10% зависит от уровня развития медицины, а от физической активности – на 50%. Почему мы не развиваем тогда массовый спорт? Если мы хотя бы 3% бюджета здравоохранения потратим на развитие массового спорта, мы сэкономим 30% бюджета страны.
- Скажите, много ли в Казахстане студентов-спортсменов, кого мы сможем выставить на Универсиаду? Кроме студентов Академии спорта?
- Достаточно. Вот на Азиатских Играх студент КазНУ Дмитий Баландин в плавании взял три медали. Там же учится Светлана Подобедова. В женском педагогическом университете – Майя Манеза. Хотя это наш хлеб – растить чемпионов. Я так коллегам из других вузов и говорю: «Воспитывайте Нобелевских лауреатов по физике, химии, это ваша задача, а спорт - наша». Но они пока гордятся, что у них учатся Олимпийские чемпионы. Они их поддерживают финансово, дают им гранты, создают условия для учебы. Но опыт показывает, что когда спортсмены учатся на юридическом или экономическом факультетах, им просто так ставят зачеты. В итоге, они к нам потом приходят. Ермахан Ибраимов закончил юрфак, но в прокуроры не пошел, а пришел к нам получать второе высшее образование, теперь тренером работает. Профессиональные спортсмены, как правило, ничего кроме спорта не знают.
- Но ведь это не правильно. Во всем мире можно увидеть олимпийцев и среди политиков и среди бизнесменов.
- У нас тоже такие есть. Ольга Шишигина – депутат, Даулет Турлыханов там работал, Владимир Смирнов сейчас в руководстве президентского клуба «Астана». Просто проблема в том, что много лет у нас спортсмены получали унифицированный диплом преподавателя физкультуры и тренера. И только недавно мы подписали Болонскую конвенцию и стали учиться по образовательным программам. Например, теперь есть программа «Физическая культура и спортивный менеджмент», этот специалист сможет работать в спортклубах. Президент дал установку, чтобы до 30% населения занимались спортом. Сейчас говорят, что только 19- 20% занимаются физической культурой, но и эти цифры натянутые. Если мы реально хотим изменить ситуацию, то спортклубы должны быть на каждом предприятии и управлять ими будут менеджеры. Они же смогут развивать профессиональный спорт, который во всем мире приносит огромные деньги. И только мы сидим на «подсосе» у государства и спонсоров. К примеру, Кенес Ракишев пришел в федерацию дзюдо, Тимур Кулибаев возглавил Академию бокса, эти виды сразу стали развиваться, но надо думать, чтобы весь спорт приносил прибыль.
- Повлияет ли на развитие спорта в Казахстане объединение спорта и культуры в одно министерство?
-Я думаю это временное явление. Общее у нас только в слове «физическая культура», там культура духа, у нас – тела. Спорт у нас был уже и в составе министерства туризма, молодежной политики, где он только не был. В России тоже такое было, потом все «отшили», оставили просто спорт. Я тоже считаю, что должно быть отдельное министерство спорта. Пока мы в Казахстане реализуем программу форсирования индустриального развития пройдет неизвестно сколько лет, а сегодня единственным брендом Казахстана был, есть и будет – спорт. Только после наград наших олимпийцев люди во всем мире ищут на карте Казахстан. Поэтому так важно его развивать. Мы со своей стороны многое делаем. Вот создали Ассоциацию спортивных вузов, сейчас в нее входят более 100 стран. На предстоящем конгрессе присоединяться еще 6 академий. Все вместе будем снова обсуждать все новые тенденции олимпийского спорта.