По мнению многих казахстанцев, взятки – это иногда один из основных путей получения государственной услуги, каждый третий казахстанец платил взятки для ускорения процесса оказания услуг. О том, как коррупция влияет на состояние экономики и как бороться с этим злом в интервью «Капитал.kz» рассказал депутат Мажилиса Парламента РК Турсынбек Омурзаков.
- Как бы вы могли бы охарактеризовать нынешнее состояние экономики страны? Подъем, стагнация, устойчивое развитие?
- Экономика Казахстана ежегодно растет. По предварительным данным Агентства РК по статистике, экономика республики в 2013 году выросла на 6%. Другой вопрос – это драйверы нашего роста. По данным МЭБП РК, 65% прироста ВВП обеспечено за счет производства услуг, в частности, опережающего роста в торговле – 12,7%, транспорте – 6,5% и связи – 12,8%. В результате доля услуг в ВВП составила 53,3%. Как известно, быстрое развитие сферы услуг и повышение ее доли в ВВП часто относят к переходу страны к постиндустриальному экономическому укладу. Именно сфера услуг составляет в экономически развитых странах основную часть экономики (70-80%), что связано с высокоразвитой инфраструктурой (связь, транспорт, финансовые услуги и т.д.), а также развитием высокотехнологичных отраслей, для которых характерна высокая наукоемкость (то есть затраты на НИОКР), что не совсем соответствует реалиям казахстанской экономики. Наш перекос в сторону услуг скорее связан с недостаточным ростом производственного сектора. Общеизвестно, что проблемы отечественной экономики обусловлены преобладанием в ее структуре сырьевого сектора. Для диверсификации нам необходимо развитие обрабатывающей промышленности. Однако если посмотреть на статистику, доля обрабатывающей промышленности в структуре ВВП по итогам 2013 года составила 10,8%, что весьма примечательно в свете того, что, к примеру, в 2010 году ее доля в ВВП составляла 11,3%.
- В прошлом году вы просили главу Национального банка Казахстана Григория Марченко рассмотреть возможность создания нового международного финансового центра в Астане. Как обстоит дело с реализацией?
- Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденный в начале 2010 года, предполагает развитие конкурентоспособного финансового центра города Алматы, соответствующего международным стандартам, и его вхождение в группу 10 ведущих финансовых центров Азии. Спустя почти 4,5 года финансовый центр Алматы пока не совсем близок к уровню таких финансовых лидеров как Гонконг, Сингапур, Токио, Шанхай и др. Я предлагал рассмотреть возможность создания нового финансового центра в Астане, но в свете последних событий (я имею в виду подписание договора о ЕАЭС, согласно которому в Алматы с 2025 года будет располагаться наднациональный орган по регулированию финансовых рынков союза) для Алматы открываются новые перспективы. Тем более что глава государства в ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета предложилне дожидаться создания союзного финансового регулятора, а приступить к позиционированию Алматы как финансового центра ЕАЭС.
По глобальному индексу конкурентоспособности финансовых центров Алматы сегодня на 58-м месте из 83-х. В рейтинге крупнейших азиатских финансовых центров Алматы занимает 13-е место. Для того чтобы реализовать поставленные задачи, необходимы четкое видение направлений развития финансового центра и конкретные механизмы для совершенствования регулирования, улучшения деловой среды и развития инфраструктуры. Надеюсь, что все эти вопросы с конкретными целевыми и промежуточными показателями и сроками исполнения будут учтены в новой концепции развития финансового центра Алматы до 2020 года, которая должна быть принята к 1 декабря 2014 года.
- Вы поддержали инициативу президента в создании народных предприятий, так называемого «Народного IPO», которое позволит гражданам стать совладельцами крупнейших национальных компаний. Ссылались на опыт США, России и других стран. Почему проект не пошел?
- Я предлагал обратить внимание правительства на такую форму хозяйствования, как народные предприятия, которые представляют собой акционерные общества, где большая часть акций принадлежит работающему в них коллективу. Народные предприятия создаются во всем мире: США, Китае, Швеции, Норвегии и в других странах. Кроме того, в России также создаются народные предприятия: с 1998 года там действует Федеральный закон «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)». Сейчас в России работают около 200 народных предприятий. Препонами внедрения данного механизма у нас в Казахстане является отсутствие в законодательстве РК организационно-правовой формы закрытого акционерного общества. А вот что касается «Народного IPO», то эта программа касается только национальных компаний и не затрагивает обычные акционерные общества.
- Почему вы считаете, что необходима социальная модернизация? Разве нам и без модернизации плохо живется?
- Рост доходов населения в республике сопровождается также усилением экономического неравенства, что может стать серьезной угрозой для стабильного развития страны. Поэтому социальная модернизация должна стать основной движущей силой развития Казахстана. Главную причину неравенства доходов населения составляют перекосы в уровне заработной платы. По данным Агентства РК по статистике, среднемесячная заработная плата за май 2014 года в стране составила 120 479 тенге. При этом выплачиваемая государством заработная плата госслужащим и работникам бюджетной сферы часто ниже среднего уровня по республике. К примеру, согласно официальной статистике, за май 2014 года среднемесячная заработная плата в образовании составила всего 75,9 тыс. тенге, в сфере здравоохранения и социальных услуг – 93,3 тыс. тенге, в искусстве – 82,9 тыс. тенге. И это при том, что по поручению главы государства с 1 апреля 2014 года предусмотрена ежемесячная доплата к должностному окладу гражданских служащих, занятых в государственных учреждениях и государственных казенных предприятиях, в размере 10%. Кроме того, базовый должностной оклад, который составляет 17 697 тенге. не индексировался с июля 2011 года. С того момента накопленная инфляция уже превысила 10%.
- Вам не кажется, что общество не готово к реализации подобных идей?
- А разве нужно готовиться к улучшению качества жизни? Основной целью социальной модернизации является повышение благосостояния граждан и развитие человеческого капитала.
- В чем причина пристального внимания президента страны к регионам?
- Развитие регионов – это и есть развитие Казахстана, ведь устойчивое развитие регионов – залог устойчивого развития экономики в целом. Взятый в стране курс на форсированную индустриализацию и диверсификацию экономики напрямую связан с развитием регионов как точек экономического роста. Развитие регионов – это многомерный процесс, который нуждается в тщательном контроле и регулировании.
- В своих выступлениях вы неоднократно говорили о необходимости создания оффшорных зон в стране. Почему они до сих пор не созданы?
- Я делал депутатский запрос по созданию оффшорных зон у нас в Казахстане. В будущем они могли бы стать ключевым инструментом против бегства капитала из страны и механизмом привлечения дополнительного иностранного капитала. В ответе на мой запрос отказ мотивирован планами по вступлению в ОЭСР, в рекомендациях которых введение в налоговые системы стран-участниц ОЭСР правил, ликвидирующих выгоды от использования оффшоров. Однако я бы хотел отметить, что в рамках ОЭСР есть 3 списка оффшорных зон: белый, серый, черный. И я не предлагаю создавать «прачечную». Участники должны соблюдать установленные правила в оффшорной зоне, а нарушая их, должны нести строгое наказание. Многие оффшорные зоны входят в белый список ОЭСР. Это Мальта, Сейшельские острова и многие другие.
- Одна из странностей нашего бюрократического аппарата –неспособность использовать выделенные средства. Вы работаете в бюджетной комиссии и в курсе дела. В чем причина? Неужели дело в коррупции? Многие считают, что одна из основных причин – порочная практика «откатов». Она по-прежнему живет и процветает?
- Ситуация с коррупцией в Казахстане ухудшается из года в год. По данным Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовой полиции), в 2013 году выявлено 1847 коррупционных преступлений. По результатам ежегодного исследования «Индекс восприятия коррупции 2013», проведенного международной неправительственной организацией по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции Transparency International, Казахстан занял 140 место, опустившись в страновом рейтинге на 7 позиций. Согласно исследованию, в некоторых случаях взятки – это единственный путь получения государственной услуги; 33% платили взятки для ускорения процесса оказания услуг; 8% респондентов взятками пытались получить услуги по меньшей цене, а 39% давали взятки в форме подарков или благодарностей.
- Вы говорили о демократизации, и у меня возник вопрос: сегодня мы видим как покидают свои посты высокопоставленные чиновники – акимы, министры… Меня смущает тот факт, что обтекаемые формулировки не отражают суть процесса. Почему мы не можем прямо сказать о причинах.
- Я считаю, что отставка высокопоставленного чиновника – это не всегда следствие каких-то ошибок. Возможно, просто не обеспечивается желаемый динамизм в курируемой им сфере или ввиду каких-то новых обстоятельств требуется изменение подходов и тогда на его место приходит человек с более подходящими навыками и опытом.
- У всех на устах грядущие выборы в парламент. Вы считаете, что время назрело? Депутаты исчерпали свой потенциал?
- На мой взгляд, депутатами ведется плодотворная работа. С начала третьей сессии на рассмотрении парламента было 154 законопроекта, из них 114 внесено правительством, 11 инициированы депутатами. 104 закона принято, 80 – уже подписано главой государства. По актуальным государственным проблемам было направлено 444депутатских запроса (сенат – 148, мажилис – 296). Депутаты посетили сотни населенных пунктов в различных регионах, провели тысячи встреч. В ходе сессии депутатам поступило более 9 тыс. обращений, заявлений и предложений(сенат – 3395, мажилис – 5814). Однако работа депутатов во многом обусловлена качеством вносимых правительством законопроектов, которое, к сожалению, не всегда на должном уровне. Завремяработы пятого созыва правительством в мажилис внесено267проектов законов, из которых 43 (17%) возвращено на доработкуиз-за несоответствия предъявляемым требованиям.Только 114 (38%) законопроектов полностью удовлетворяли установленным требованиям. Среди причин – отсутствие должной межведомственной координации при разработке законопроекта, нередкое переписывание законопроектов с зарубежных аналогов без учета национального законодательства, неаутентичность переводов на государственный язык. Кроме того, имеются факты несоблюдения тридцатидневного срока рассмотрения поправок депутатов к законопроектам, а также формальных ответов правительства на поднимаемые депутатами вопросы. В этой связи необходимо повышать эффективность взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти.