В наши дни существует множество стереотипов о будущем книг. Кто-то считает, что люди вообще не читают ничего, кроме блогов, а кто-то, что книжный формат себя изжил и на смену ему идет формат цифровой. О том, что сейчас из себя представляет этот рынок деловому еженедельнику «Капитал.kz» рассказала Анар Шарипова, исполнительный директор одного из крупнейших книжных магазинов Алматы «Книжный Город».
- Какую долю на рынке вы занимаете?
- Исследований по рынку книготорговли Алматы и Казахстана, к сожалению, практически нет. Мы сами проводим свои исследования и опросы, и, по нашим данным, доля рынка, которую занимает «Книжный Город», составляет 20%.
По нашим же оценкам, доля «Меломана» составляет 35%, «Гулянды» – 10%, «Академкниги» – 12%, остальные участники рынка занимают 23%. Кстати, пример «Академкниги» очень интересен. Небольшой магазин с многолетней историей, с устойчивой долей рынка и преданными клиентами.
- На наш взгляд, в Казахстане у книжных магазинов разный подход к бизнесу. В чем ваша особенность?
- Каждый видит свой бизнес по-своему, это правда, несмотря даже на то, что все мы продаем книги. Из-за кризиса (а также по причине появления на рынке планшетов, цифрового формата книги, букридеров) многие российские издательства, а 95% издательств cкоторыми мы работаем, это российские издательства – начали менять как издательскую, так и ценовую политику. Поэтому и книжным магазинам пришлось выбирать новую тактику. Неопределенность рынка привела к тому, что основные игроки- ритейлеры книг стали оптимизировать как свои затраты, так и ассортимент. При этом книги не являются высокодоходным товаром, а наличие и поддержание ассортимента – это важнейший фактор хороших продаж. Книжный ритейл попал в «Прокрустово ложе» – и ассортимент необходимо поддерживать, и непонятно, будет ли спрос на товар. Кто-то вышел из бизнеса, часть игроков сместила акценты в товарном наполнении.
- Какую тактику избрали вы?
- Кризисный период всегда является не только серьезным испытанием для любого бизнеса, но и толчком для новых идей и развития.
Мы, например, решили развивать свой бизнес вглубь, сосредоточить все усилия на одном крупном магазине, где представлен расширенный ассортимент, с качественным уровнем обслуживания и дополнительным сервисом (заказ и доставка книг). Сегодня в магазине «Книжный Город» на ул. Розыбакиева представлен ассортимент более 55 тыс. наименований, включая уникальные подарочные издания, ежедневно нас посещают более 500 посетителей. У нас вы можете заказать книгу по телефону, зарезервировать ее и получить в руки через курьерскую службу доставки.
Мы не стали менять свою ценовую политику, так как в книжном бизнесе покупатель чувствителен больше к ассортименту, чем к цене.
- По какому принципу вы берете книги на реализацию? Кто и как насыщает этот самый ассортимент?
- У нас довольно большой ассортиментный отдел, там трудятся пятнадцать человек. Это категорийные менеджеры, которые работают в рамках своих категорий и рубрик – детская литература, научная, деловая, художественная и т.д. Мы работаем со 150 российскими издательствами – от гигантов, таких как «Эксмо», до совсем небольших – смотрим все предложения поставщиков. Далее мы определяем, что востребовано потребителем и что находится в рамках формата и ассортиментной политики «Книжного Города». Для нас важны широта и глубина ассортимента, то, что представлены все самые интересные издания и авторы. Словом, наши категорийные менеджеры еще и маркетологи. Они должны разбираться не только в литературе, но и в том, что хочет рынок.
- Планируете ли вы расширять спектр услуг? Продавать окололитературные товары – игрушки, фильмы по книгам?
- У нас в магазине представлены товары, которые хорошо продаются в синергии с книгами: это игровые издания, пазлы, аудиокниги, мультфильмы для детей, открытки, журналы, закладки, и расширять дальше линейку, скажем так, непрофильных товаров мы пока не планируем. Мы себя четко позиционируем как магазин книг.
- Вы довольно либерально относитесь к казахстанским авторам – берете книги на реализацию у физических лиц, не мучая бюрократическими проволочками, ставите их книги у входа и т.д. Скажите, насколько помощь нашим авторам является имиджевой? Или эти книги приносят доход?
- Это позиция компании. Одну из своих миссий мы видим в участии в развитии казахстанской литературы. На книги казахстанских авторов мы устанавливаем небольшую торговую наценку, выставляем наиболее интересных авторов на самые привлекательные места, анонсируем их на сайте. В настоящее время интерес к казахстанской литературе очень велик, и, безусловно, спрос в этом случае превышает предложение.
- Кто из казахстанских авторов продается лучше?
- Устойчивый спрос и интерес наших покупателей всегда к произведениям великих казахстанских писателей и поэтов, таких как Абай, Шакарим, Мухтар Ауэзов, Ильяс Жансугуров, Ильяс Есенберлин, Сакен Сейфуллин, Сабит Муканов, Кадыр Мырза-Али. Из современных авторов – большой интерес вызывала книга Ильи Одегова. Ждем его вторую книгу.
- Расскажите о коллекционных изданиях, которые есть у вас в магазине. Для них ведь даже отдельный стенд отведен.
- Да, подарочный отдел предмет нашей гордости. Сейчас книга как подарок стала еще более актуальной и востребованной. У нас представлены уникальные книги, исполненные с использованием дорогих материалов, ручного переплета и авторских иллюстраций. Большинство таких книг изданы ограниченным тиражом, что еще сильнее увеличивает их ценность и неповторимость. Есть книги как от 30 000 тенге, так и до 2 000 000 тенге.
- И у нас покупают книги по такой цене?
- У каждой книги есть свой покупатель, и уникальные, единичные экземпляры дорогих книг всегда востребованы.
- Бытует мнение – скорее даже стереотип, – что печатная книга вымирает. Тем не менее книжные магазины не закрываются – по крайней мере в массовом порядке. Как бы вы оценили конкуренцию печатных книг с цифровыми (планшетов и проч.)?
- Сегодня ситуацию на книжном рынке можно охарактеризовать как близкую к стабилизации.
Это относится как к глобальным, так и к локальным рынкам в целом. На мировом книжном рынке похоже завершается противостояние электронных и бумажных книг, и эксперты говорят о новой реальности: о существовании двух рынков – печатной и электронной книги, а не их конкуренции.
Как показали результаты работы одной из авторитетнейших выставок мировой книжной индустрии BookExpo America, издатели с уверенностью смотрят в будущее.
Книга все более приобретает или скорее возвращается к своему статусу как имиджевого, престижного товара, показателя уровня образованности и интеллигентности.
- Есть мнение скептиков, которые считают, что сейчас читают меньше. Тем не менее вас это не испугало и вы открыли бизнес. Относились ли вы к этому предприятию, как к рискованному?
- Риски есть в любом бизнесе. Но для нас главным оставалось и остается твердая уверенность, что книга всегда будет востребована в обществе.
- У вас есть сайт, где можно заказать доставку книги. Большую ли долю занимают покупки через сайт?
- Очень малую – 3%. В любом случае – мы офлайн магазин. Наш сайт – это скорее услуга по доставке книг, а не интернет-магазин.
- Кстати, об интернет-магазинах. Сейчас на нашем рынке два серьезных игрока – Flip.kzи Ozon.kz. Рассматриваете ли вы их как своих конкурентов?
- Мы работаем в разных секторах: интернет-магазины в онлайн-пространстве, мы в офлайне. И там, и там есть свой устойчивый потребитель, мы делаем общее дело.