USD
498.34₸
EUR
519.72₸
RUB
4.85₸
BRENT
74.93$
+0.020
BTC
97455.50$
-564.500

Книжный рынок близок к стабилизации

Что сейчас из себя представляет книжный рынок рассказала Анар Шарипова

Share
Share
Share
Tweet
Share
Книжный рынок близок к стабилизации- Kapital.kz

В наши дни существует множество стереотипов о будущем книг. Кто-то считает, что люди вообще не читают ничего, кроме блогов, а кто-то, что книжный формат себя изжил и на смену ему идет формат цифровой. О том, что сейчас из себя представляет этот рынок деловому еженедельнику «Капитал.kz» рассказала Анар Шарипова, исполнительный директор одного из крупнейших книжных магазинов Алматы «Книжный Город».

 - Какую долю на рынке вы занимаете?

 - Исследований по рынку книготорговли Алматы и Казахстана, к сожалению, практически нет. Мы сами проводим свои исследования и опросы, и, по нашим  данным, доля рынка, которую занимает «Книжный Город», составляет 20%.

По нашим же оценкам, доля «Меломана» составляет  35%, «Гулянды» – 10%, «Академкниги» – 12%, остальные участники рынка занимают 23%. Кстати, пример «Академкниги» очень интересен. Небольшой магазин с многолетней историей, с устойчивой долей рынка и преданными клиентами.

 - На наш взгляд, в Казахстане у книжных магазинов разный подход к бизнесу. В чем ваша особенность?

 - Каждый видит свой бизнес по-своему, это правда, несмотря даже на то, что все мы продаем книги. Из-за кризиса (а также по причине появления на рынке планшетов, цифрового формата книги, букридеров) многие российские издательства, а 95% издательств cкоторыми мы работаем, это российские издательства – начали менять как  издательскую, так и ценовую  политику. Поэтому и книжным магазинам пришлось выбирать новую тактику. Неопределенность рынка привела к тому, что основные игроки- ритейлеры книг стали  оптимизировать как свои затраты, так и ассортимент. При этом книги не являются высокодоходным товаром, а наличие и поддержание ассортимента – это важнейший фактор хороших продаж. Книжный ритейл попал в «Прокрустово ложе» – и ассортимент необходимо поддерживать, и непонятно, будет ли спрос на товар. Кто-то вышел из бизнеса, часть игроков сместила акценты в товарном наполнении.

 - Какую тактику избрали вы?

 - Кризисный период всегда является не только  серьезным испытанием для любого бизнеса, но и толчком для новых идей и развития.

Мы, например, решили развивать свой бизнес вглубь, сосредоточить все усилия на одном крупном магазине, где представлен расширенный ассортимент, с качественным уровнем обслуживания и дополнительным сервисом (заказ и доставка книг). Сегодня в магазине «Книжный Город» на ул. Розыбакиева представлен ассортимент более 55 тыс. наименований, включая уникальные подарочные издания, ежедневно нас посещают более 500 посетителей. У нас вы можете  заказать книгу по телефону, зарезервировать ее и получить в руки через курьерскую службу доставки.

Мы не стали менять свою ценовую политику, так как в книжном бизнесе покупатель чувствителен больше к ассортименту, чем к цене.

 - По какому принципу вы берете книги на реализацию? Кто и как насыщает этот самый ассортимент?

 - У нас довольно большой ассортиментный отдел, там трудятся пятнадцать человек. Это категорийные менеджеры, которые  работают в рамках своих категорий и рубрик – детская литература, научная, деловая, художественная и т.д. Мы работаем со 150 российскими издательствами – от гигантов, таких как «Эксмо», до совсем небольших –  смотрим все предложения поставщиков. Далее мы определяем, что востребовано потребителем и что находится в рамках формата  и ассортиментной политики «Книжного Города». Для  нас важны широта и глубина ассортимента, то, что представлены все самые интересные издания и авторы. Словом, наши категорийные менеджеры еще и маркетологи. Они должны разбираться не только в литературе, но и в том, что хочет рынок.

 - Планируете ли вы расширять спектр услуг? Продавать окололитературные товары – игрушки, фильмы по книгам?

 - У нас в магазине представлены товары, которые хорошо продаются в синергии с книгами: это игровые издания, пазлы, аудиокниги, мультфильмы для детей, открытки, журналы, закладки, и расширять дальше линейку, скажем так, непрофильных товаров мы пока не планируем. Мы себя четко позиционируем как магазин книг.

 - Вы довольно либерально относитесь к казахстанским авторам – берете книги на реализацию у физических лиц, не мучая бюрократическими проволочками, ставите их книги у входа и т.д. Скажите, насколько помощь нашим авторам является имиджевой? Или эти книги приносят доход?

 - Это позиция компании. Одну из своих миссий мы видим в участии в развитии казахстанской литературы. На книги казахстанских авторов мы устанавливаем небольшую торговую наценку, выставляем наиболее интересных авторов на самые привлекательные  места, анонсируем их на сайте. В настоящее время интерес к казахстанской литературе очень велик, и, безусловно, спрос в этом случае превышает предложение.

 - Кто из казахстанских авторов продается лучше?

 -  Устойчивый спрос и интерес наших покупателей всегда к произведениям великих казахстанских писателей и поэтов, таких как Абай, Шакарим, Мухтар Ауэзов, Ильяс Жансугуров, Ильяс Есенберлин, Сакен Сейфуллин, Сабит Муканов, Кадыр Мырза-Али. Из современных авторов – большой интерес вызывала книга Ильи Одегова. Ждем его вторую книгу.

 - Расскажите о коллекционных изданиях, которые есть у вас в магазине. Для них ведь даже отдельный стенд отведен.

 - Да, подарочный отдел предмет нашей гордости. Сейчас книга как подарок стала еще более актуальной и востребованной. У нас представлены уникальные книги, исполненные  с использованием дорогих материалов, ручного переплета и авторских иллюстраций. Большинство таких книг изданы ограниченным тиражом, что еще сильнее увеличивает их ценность и неповторимость. Есть книги как от 30 000 тенге, так и до 2 000 000 тенге.

 - И у нас покупают книги по такой цене?

 - У каждой книги есть свой покупатель, и уникальные, единичные экземпляры дорогих книг всегда востребованы.

 - Бытует мнение – скорее даже стереотип, – что печатная книга вымирает. Тем не менее книжные магазины не закрываются – по крайней мере в массовом порядке. Как бы вы оценили конкуренцию печатных книг с цифровыми (планшетов и проч.)?

 - Сегодня ситуацию на книжном рынке можно охарактеризовать как близкую к стабилизации.

Это относится как к глобальным, так и к локальным рынкам в целом. На  мировом книжном рынке похоже завершается противостояние электронных и бумажных книг, и эксперты говорят о новой реальности: о существовании двух рынков – печатной и электронной книги, а не их конкуренции.

Как показали результаты работы одной из авторитетнейших выставок  мировой книжной индустрии BookExpo America,  издатели с уверенностью смотрят в будущее.

Книга все более приобретает или скорее возвращается к своему статусу как имиджевого, престижного товара, показателя уровня образованности и интеллигентности.

 - Есть мнение скептиков, которые считают, что сейчас читают меньше. Тем не менее вас это не испугало и вы открыли бизнес. Относились ли вы к этому предприятию, как к рискованному?

 - Риски есть в любом бизнесе. Но для нас главным оставалось и остается твердая уверенность, что книга всегда будет востребована в обществе.

 - У вас есть сайт, где можно заказать доставку книги. Большую ли долю занимают покупки через сайт?

 - Очень малую – 3%. В любом случае – мы офлайн магазин. Наш сайт – это скорее услуга по доставке книг, а не интернет-магазин.

 - Кстати, об интернет-магазинах. Сейчас на нашем рынке два серьезных игрока – Flip.kzи Ozon.kz. Рассматриваете ли вы их как своих конкурентов?

 - Мы работаем в разных секторах:  интернет-магазины в онлайн-пространстве, мы в офлайне. И там, и там есть свой устойчивый потребитель, мы делаем общее дело.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.