USD
495.95₸
EUR
524.37₸
RUB
4.98₸
BRENT
71.05$
BTC
89640.90$
-872.800

Почему во Франции не могла произойти SMS-атака на банки?

Гуру сферы PR и кризисных коммуникаций Кристоф Джинисти посетил Алматы

Share
Share
Share
Tweet
Share
Почему во Франции не могла произойти SMS-атака на банки?- Kapital.kz

Гуру сферы PR и кризисных коммуникаций Кристоф Джинисти из Франции посетил 10-й Международный PR-форум, который прошел 4 и 5 июня в Алматы. В кулуарах нам удалось побеседовать с иностранным коллегой, чтобы выяснить, как он оценивает действия банков в момент недавней SMS-атаки, а также какие новые тенденции существуют в сфере SocialMedia и PR в мире.

 - Я сидела рядом с вами, когда было обсуждение ситуации с SMS-атакой на казахстанские банки. Вы услышали, как специалисты по коммуникациям выходили из кризиса. Как вы оцениваете их действия и как бы вы поступили в этой ситуации?

 - Подобная ситуация по определению не могла произойти во Франции. Дело в том, что у нас есть независимый интернет ресурс под названием  hoaxbuster.com, где очень оперативно опровергают появившиеся слухи. Цель этого сайта – рассказать людям, какая информация является правдой, а какая вымысел или провокация. Через 2-3 часа после начала распространения подобных SMS о банкротстве на hoaxbuster.com появилась бы информация  с ее опровержением. Клиенты банка обязательно проверили бы достоверность этой информации, и такой масштабной паники не произошло. Этому сайту очень доверяют.

 - Кто является основателем этого ресурса, и почему он так популярен?

 - Это группа активистов, которые по собственной инициативе и на свои деньги открыли сайт по опровержению слухов и «фейковой» информации. В современном мире стало жизненно необходимо помочь людям ориентироваться в огромном потоке информации, где зачастую сложно отличить «фейки» от правды. Активисты не зарабатывают на этом проекте, но имеют профессиональный штат «добытчиков» корректной информации.

 - Как они добывают эту информацию? Каким образом способны так оперативно опровергнуть слухи?

 - Они имеют хорошие связи, оперативно проводят расследования. Если бы подобная SMS-рассылка произошла во Франции, то hoaxbuster.com немедленно отреагировал. Активисты незамедлительно связались бы с источниками в банках и опубликовали корректную информацию через 2-3 часа после начала рассылки.

 - А почему банки или другие организации, которые столкнулись с массовой рассылкой некорректной информации, не отвечают первыми? Почему независимый источник реагирует оперативней?

 - В такой ситуации, если банки утверждают, что слухи не соответствуют действительности, найдутся люди, которые не поверят им. Люди посчитают, что банки целенаправленно скрывают информацию и что с ними что-то не так. А вот hoaxbuster.comдоверяют, так как  убедились, что у них нет никаких скрытых интересов, как только раскопать то, что соответствует действительности, а что нет. У них нет спонсоров, они независимы. Я знаю основателей этого сайта. Если начинает распространяться информация в массы,  это обязательно появится на этом сайте.

 - Что бы вы сделали в случае SMS-атаки на банки, если бы были консультантом по PRэтих финансовых учреждений?

 - В этой ситуации самое главное – немедленно реагировать. Не терять ни минуты, ни дня. У специалистов есть только один час на реакцию. Ответ должен быть точным и основанным на фактах. Массовая SMS-атака была направлена на эмоции, а противостоять одним эмоциям невозможно, используя другие. Если вы хотите остановить эмоции, вы должны оперативно обеспечить общество фактами. Необходимо найти быстрое решение. В случае с вашими банками это мог быть своевременный комментарий от Национального банка страны  о том, что они гарантируют сохранность каждого депозита, что сбережения находятся под защитой фонда страхования. Одновременно мог выступить глава Фонда страхования, сказав, что сбережения находятся под контролем и фонд гарантирует, в случае банкротства банка, надежность депозитов. В целом, прежде чем искать тех, кто устроил эту акцию, нужно позаботиться о людях и не допустить распространение паники.

 - Хотела бы уточнить, что это была крайне сложная финансовая ситуация в стране и по отношению к Национальному банку было много вопросов в связи с недавней девальвацией. Однако Нацбанк все же выступил с заявлением и даже инициировал массовую рассылку SMS с опровержением. Хотелось бы услышать практические рекомендации на этот счет.

 - Не стоит дожидаться, когда ситуация станет предметом обсуждения в социальных сетях. Публичные компании должны присутствовать в Twitter и других социальных сетях. Во-первых, это очень важно для поддержания диалога со своей аудиторией и клиентами. Вторая причина: в случае кризиса собственные аккаунты окажут вам огромную поддержку. Все будут задавать вопросы в адрес компании через социальные сети, даже если у компании нет аккаунта, его нужно открыть немедленно. Это занимает две минуты. А затем транслировать журналистам, что в этом аккаунте появляется обновленная информация. Важно показать место, куда будут идти люди и самое главное – журналисты за подтвержденной информацией. В момент кризиса нужно направить аудиторию в одно место и там транслировать информацию. Знаете, можно провести параллель со школьниками. Когда звенит звонок на перемену, все разбегаются из класса в разные стороны, а как только слышат звонок на урок, вновь собираются в одном месте. Поверьте, этот механизм работает в кризисных коммуникациях. Ваш Twitter аккаунт станет своеобразным звонком, который позволит информации выходить из одного источника. В момент кризиса вы должны направлять потоки информации и держать ситуацию под контролем. Необходимо организовать место, куда придут за фактами от первоисточника. Если не удалось собрать людей, которые интересуются информацией о вашей компании, вам не удастся справиться с кризисом. И самое главное, вы не знаете где ваша аудитория, потому что она везде. Оперативность крайне важна в момент кризиса. В кратчайшие сроки максимально осведомите людей о том, что существует канал коммуникаций, и тогда вы сможете управлять ситуацией. Не обязательно это должен быть Twitter аккаунт, это может быть блог, веб-сайт. Однако Twitter лидирует в данный момент по оперативности и масштабу распространения информации.

 - Кристоф, в Казахстане не очень популярен микроблог Twitter, по последним данным, им пользуется только 4% интернет-пользователей, к тому же клиенты банков, которые подверглись атаке, не являются его читателями в большинстве своем. Вы  по-прежнему утверждаете, что это эффективный канал коммуникаций?

 - Если клиенты банка не являются пользователями Twitter– это не причина игнорировать ресурс в момент кризиса. Объясню почему. Микроблог популярен по всему миру, в первую очередь среди журналистов. Поэтому если вы пишете в микроблог или блог на сайте, первыми это увидят  журналисты, а основной задачей журналистов является информирование общественности о значимых событиях общества. Это поможет вам донести достоверную информацию до миллионной аудитории.

 - По моей информации, банки, которые столкнулись с SMS-атакой, не использовали рассылку SMS с опровержением о банкротстве. Насколько это был правильный шаг?

 - Они поступили правильно. Мне кажется, не нужно отправлять SMS-опровержения. Говорю почему. Ложная информация и слухи распространялись посредством SMS и WhatsApp. Когда вы отправляете SMS своим клиентам, как они поймут, что это сообщение – правда, а  предыдущее – ложь. Поэтому в данном случае коммуникация с клиентами посредством SMS не имела смысла. Я думаю, большинство клиентов не поверили бы в них.

 - А как насчет диалогов между сотрудниками банков и клиентами в филиалах? Насколько это было эффективно? Вы слышали на презентации, как один из руководителей банка сказал, что в каждом отделении работал менеджер и пояснял людям текущую ситуацию?

 - Когда я увидел на фото в презентации, что отделения банка были открыты, то для себя отметил, что это хороший показатель. Это никак не решит проблему, но это один из способов показать заботу о своих клиентах. Открытая позиция всегда выигрышна. Клиентам банка предлагали кофе и закуски. Меня шокировало то, что там было шампанское, так как этот напиток ассоциируется с радостью и праздником. Это упущение, а в остальном действия очень оправданы.  

 - На форуме вы услышали позиции банков и посмотрели презентации о том, как они выходили из кризиса. В основном специалисты говорили о том, что не были готовы к  подобному и действовали интуитивно. Что вы скажете по этому поводу?

 - Для меня стало неожиданностью услышать, что 2014 году сотрудники банка не были готовы к подобной ситуации. Это невероятно. Банк – это крупная серьезная организация, которая оказалась не готова, казалось бы, к простой ситуации. Один из представителей банка сказал, что SMS-атака стала для них уроком и теперь они готовы к кризису. Что с ними не так? Да, интернет – это неуправляемая сила, но мы знаем все о новых технологиях  и «держим руку на пульсе». Мы в курсе как пользоваться социальными сетями и месcенжерами. Как получается, что банк не знает, что делать в подобной ситуации. Это не преступление, но это большой-большой промах со стороны специалистов по коммуникациям.

 - Дайте, пожалуйста, совет для всего финансового сектора в Казахстане. Как действовать в момент кризиса и как быть готовым к нему?

 - Самое главное, слушайте. Каждая компания должна найти механизм для мониторинга и быть на связи с аудиторией. Например, в случае этой SMS-атаки. Если у банков были ресурсы для отслеживания потока информации, это заняло бы меньше часа, чтобы понять, что происходит что-то серьезное. Мы не говорим о 24 часах и не говорим о 72 часах, о которых упомянул руководитель одного из банков. Мы говорим о первом и самом главном часе! За этот час вы должны отреагировать и сказать правду, прежде чем кризис достиг таких невероятных масштабов. Главный плюс мониторинга и присутствия в социальных сетях – это возможность взять под контроль так называемый baby-кризис (прим. – начальный этап кризиса), а не взрослый бесконтрольный кризис. Мониторинг позволит вам справляться с проблемами на раннем этапе. Вы должны вынести из этого банковского кризиса следующие пункты:

-  организовать систему мониторинга (онлайн, оффлайн)

-  прорабатывать подобные сценарии развития ситуации хотя бы один раз в 6 месяцев. Это даст вам возможность быть морально готовыми к любой ситуации. Учебные тренировки должны проходить по всей строгости и выявлять недостатки. Время в момент кризиса является важным фактором, и это тоже необходимо учитывать. В тренировке должны участвовать журналисты и интернет-пользователи, чтобы задать атмосферу и сделать стрессовую ситуацию.

- Вы говорите о том, что коммерческие организации должны быть готовы и реагировать на все, что происходит в социальных сетях, а как насчет госструктур? Нужно ли правительству организовать диалог с населением в Интернете?

 - Конечно. Интернет больше не является некой абстрактной территорией или каким-то странным миром. Это мир простых граждан и там нужно вести диалог и быть готовым к проблемам.

 - Раз уж мы заговорили о государственных структурах и их присутствии в социальных сетях, хочется спросить о недавней масштабной дискуссии, которая произошла на просторах казахстанского интернета. Президент страны Нурсултан Назарбаев заявил об идее переименовать Казахстан в QazaqEli, и мнения интернет-пользователей по этому поводу разделились. Как проводятся подобные инициативы в мире и как госструктуры ведут работу с населением?

 - Возможно, это могло быть хорошей идеей, но для ее осуществления необходимо согласие населения. Здесь мы говорим об идентификации каждого гражданина, а не целой страны. Гражданин должен принимать это новшество и поддерживать его. К примеру, я говорю, что я француз и я из Франции. Кто-то скажет, ну вот Франция по определенным причинам больше не Франция, а к примеру… «Бла бла бла». Это будет неприемлемо для меня, если я не согласен с этим, даже если власти будут за это переименование. Вот почему это должен быть демократический процесс. Я не знаю о том, какие политические институты функционируют в Казахстане. Возможно, это голосование, референдум или открытое голосование в интернете, но в любом случае необходимо выслушать позицию обычных граждан и найти подходящее решение. Только демократическим путем.

 - Продолжая тему странового PR, хотелось бы поговорить о планируемой в Казахстане в 2017 году выставке «Экспо-2017».

 - Выставки мирового масштаба – совсем другая история. У многих это должно вызывать чувство гордости, так как весь мир будет смотреть на вашу страну. Прибудет большой поток туристов, а это развитие туризма. Единственная проблема в коммуникациях на момент подготовки к таким мероприятиям – это донесение до людей информации о том, кто инвестирует деньги в такой проект. Обычно население относится скептически и не понимает причин для необходимости привлечения  крупных инвестиций. В этой ситуации нужно открыто и честно построить диалог между обществом и инвесторами. Показать, каким образом будут распределены инвестиции и какую пользу они принесут стране. Люди будут обеспокоены тем, что финансирование столь амбициозного проекта ляжет на плечи простых граждан. Конечно, людям трудно понять, зачем вкладывать миллиарды долларов в организацию выставки. Очень трудно объяснить, зачем стране необходим тот или иной проект. Бытует мнение, что это отразится на собственном кармане.

 - Как государство должно построить коммуникативную стратегию в общении с населением и рассказать людям о необходимости проведения выставки?

 - В таком вопросе нужен холодный прагматичный расчет, и это надо объяснить населению. К примеру, если привлекаются инвесторы, то финансирование никак не задевает обычных граждан. Спорный вопрос, так как каждый доллар, который попал в распоряжение правительства, идет из карманов граждан. А вот за государством остается право решить, куда потратить деньги, которые были инвестированы. Ведь можно построить школы, а можно и организовать выставку. Выбор сложный. В понимании граждан важнее построить школу, нежели выставочный комплекс. С другой стороны, выставочный комплекс – это бизнес, который принесет в бюджет деньги, а вот школа не принесет. В политических коммуникациях важно сказать, было принято такое решение, это принесет пользу стране и власть готова объяснить, какие именно дивиденды будут получены по итогам выставки. Нужно объяснить ваше видение и то, какая польза будет для страны. Если действия не будут расходиться со словами, то со временем люди скажут «Ок, давай делай это». Люди умные и при правильном подходе понимают всю пользу от инвестиций и развития бизнеса в регионе. Ваша задача правильно объяснять.

Кристоф Джинисти – востребованный международный спикер, создатель и организатор международной конференции ReputationWar – ведущего коллоквиума в Европе о влиянии социальных медиа на репутационный менеджмент. Консультирует руководителей и компании по вопросам адаптации в цифровом направлении и работает в качестве онлайн-эксперта в области кризисного менеджмента. Один из самых влиятельных блогеров во Франции.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.