USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.95$
-0.030
BTC
95361.20$

Инвестиции в трансформацию «Банка Астаны» должны окупиться через 3-5 лет

В мае стало известно, что прежнее название «Банк «Астана-Финанс» банк сменил на «Банк Астаны».

Share
Share
Share
Tweet
Share
Инвестиции в трансформацию «Банка Астаны» должны окупиться через 3-5 лет- Kapital.kz

В мае стало известно, что прежнее название «Банк «Астана-Финанс» банк сменил на «Банк Астаны». Как выяснилось, ренейминг банка это только внешний индикатор планируемых изменений. Новая стратеги банка предусматривает ориентир не только на корпоративный сектор, но и на малый и средний бизнес (МСБ), розницу. Какие рычаги планирует использовать банк для работы со стартап проектами, какое влияние девальвация оказала на фининститут, намерен ли банк сливаться и как будет двигаться банковский сектор в этом году с корреспондентом делового портала Kapital.kz поделился глава «Банка Астаны» Даурен Кумпеисов.

- Даурен Думанович, в июле 2013 года вы были назначены на должность председателя правления «Банк «Астана-Финанс». Каким был банк, когда вы вступили в должность? С какими трудностями вы столкнулись? Что изменилось в банке, спустя год?

- Скажу, во-первых, что «Банк «Астана-Финанс» на момент моего прихода сохранял хорошие позиции. Достижения и успехи команды, созданной холдингом «Астана-Финанс» (после реструктуризации) совместно с управляющей компанией «Самрук-Казына» говорят сами за себя. Во-первых, банк сумел удержаться на плаву в один из самых сложных периодов в казахстанской экономике – разразившемся финансовом кризисе 2007-2009 годов. Более того, последующий рост активов с 2009 по 2013 годы составил 67,2 млрд. тенге. За пять лет активы банк увеличились в 5 раз.

Другое дело, что прежняя бизнес стратегия развития банка на наш взгляд в среднесрочной перспективе исчерпывала свои возможности, и уже на тот момент было ясно, что необходимо принимать кардинальные решения о выборе новой стратегии. Еще с момента переговоров о моем возможном назначении было ясно, что новые собственники с самого начала настроены на изменения и ищут менеджера, способного реализовать их задумки. И если говорить об изменениях, то можно сказать, что банк изменился практически на 70%. Изменения затронули команду, бизнес процессы, а самое главное бизнес-модель и стратегию развития.

- В мае 2014 года «Банк «Астана-Финанс» провел ребрендинг. Теперь банк осуществляет деятельность под торговым знаком «Банк Астаны». С чем была связана данная инициатива? В настоящее время банк ориентирован на корпоративный сектор, планирует ли банк пересматривать свою стратегию, в каком направлении будет в дальнейшем работать банк?

- Как вы знаете, ребрендинг – это комплекс мероприятий по изменению бренда компании или производимого ею товара, проводимый из-за существенных изменений в компании. Изменение лого и корпоративной айдентики – это лишь финальная часть процесса ребрендинга. Поэтому могу сказать, что ребрендинг стартовал не в мае 2014 года, а в июле 2013 вместе с моим назначением. 

Проведение ребрендинга, на мой взгляд, означает, что банк исчерпал все возможности предыдущей стратегии развития, которая разрабатывалась порядка 7-8 лет назад и полностью себя оправдала на тот период времени. Новые условия рынка и новые реалии потребовали новой стратегии и перемен.

Поэтому в середине 2013 года было принято решение об изменении стратегии банка, изменении в философии и в подходах. Поскольку изменения невозможны без свежего взгляда со стороны, без вливания «свежей крови», было принято решение о формировании новой команды управленцев. Обновленная команда первым делом приступила к исследованию рынка, оценивала перспективы, тренды на мировом рынке и предложила несколько вариантов развития. После внимательного изучения предложенных сценариев была принята новая стратегия развития банка.

Согласно новой стратегии в среднесрочной перспективе банк должен стать первым казахстанским банком, работающим в формате 24 на 7, предлагающим своим клиентам расширенные возможности удаленного обслуживания. 

Исходя из данного позиционирования сразу легко ответить, кто наша целевая аудитория. Это физические лица со среднем и выше среднего уровнем дохода – будущая основа нашего бизнеса.

Необходимо отметить, что в сегменте корпоративных клиентов большое значение уделяется не только крупным компаниям, но и SME (Small and Medium enterprises). Почему такое внимание уделяется данному сектору? Достаточно сказать, в Алматы, например, доля МСБ в налоговых отчислениях города в прошлом году составила не менее 65%.

Отталкиваясь от аудитории и ее особенностей, банк в своем развитии будет делать ставку на качество обслуживания и работу с клиентскими впечатлениями. Так, для выбранной аудитории, например, МСБ - особо критична скорость и качество обслуживания. В этой связи достаточно большое значение будет уделяться развитию удаленных каналов.

Когда стало ясно, каким будет новый банк, кто наш клиент, какие продукты мы предложим клиенту,  команда приступила к созданию нового логосимвола. Мы с самого начала настаивали на названии «Банк Астаны». Во-первых, стать столичным банком – это статус и престиж. Во-вторых, потрясающая динамика развития столицы, она схожа с нашей. В третьих, Астана – это город, в развитии которого широко используются мировой опыт и решения из разных сфер. Что также схоже с нашим подходом к развитию банка. Именно поэтому в логосимволе банка и в его названии присутствуют как узнаваемые черты города, так и название столицы.

Как правило, качественный ребрендинг компании занимает от 6 до 15 месяцев, в зависимости от сложности поставленной задачи и размеров самой компании. Но совсем не обязательно укладываться в эти сроки, главное чтобы ребрендинг был проведен качественно.

- По некоторым оценкам, стоимость ребрендинга Казкома можно оценить в $500-600 тыс, а смена имиджа «БТА Банка» обошлась фининституту не менее чем в $5-7 млн. Сколько «Банк «Астана-Финанс» потратил на ребрендинг? Через какой период планируете окупить вложенные средства?  

- Качество и успешность ребрендинга не определяется размером сумм, затрачиваемых на создание нового логотипа. Ведь самое главное, это не новое лого. Если продукт плохой и его качество низкое, то никакие усилия дизайнеров не спасут. Поэтому я бы не стал уделять столь большого внимания размерам вложений в лого и корпоративную айдентику, которые у нас гораздо в разы ниже, чем у КазКома.

Гораздо важнее, сколько мы инвестировали в реинжиниринг бизнес-процессов, персонал, структурные изменения, поскольку благодаря этому можно будет говорить – насколько были успешны инициированные изменения, и как быстро они окупятся. По нашему плану, все инвестиции мы должны окупить в течение 3-5 лет. Но еще раз повторюсь – это произойдет не благодаря новому лого, а новым услугам и качественно новому сервису.

- Банк не так активно рекламирует свои услуги, бренд, по сравнению с другими игроками банковского сектора. С чем это связано?

- До моего прихода, как вы отметили, «Банк «Астана-Финанс» был корпоративным банком, обслуживающим корпоративных клиентов. Для крупных корпораций реклама играет последнюю роль, для подобного рода клиентов гораздо важнее финансовые, административные и прочие условия, на которых вы договариваетесь сотрудничать.

Под моим руководством, до сегодняшнего момента, банк действительно не рекламировался и не был замечен в широких коммуникациях – у нас шла подготовительная фаза: отстройка бизнес-процессов, создание новых алгоритмов взаимодействия, обновление команды, расширение функциональных полномочий у линейного менеджмента и многое другое. Поэтому запускать рекламу услуг и сервисов было бессмысленно, мы еще были не готовы.

Другое дело сейчас, но даже и это нельзя назвать массированной рекламной атакой. Мы подготовились, и лишь начинаем свое наступление.

- Ранее «Банк «Астана-Финанс» не занимался привлечением розничных депозитов. В апреле 2014 года «Казахстанский фонд гарантирования депозитов» выдал банку свидетельство об участии банка в системе обязательного гарантирования вкладов. Почему банк решил начать работать с физическими лицами?

- Работа с физическими лицами предусматривается, как одно из направлений нашей новой стратегии развития. Однако наша первая рекламная кампания это лишь проба сил, цель которой проверить и оценить наши обновленные бизнес-процессы, готовность команды, качество оказываемого сервиса. По сути, мы тестируем обновленный механизм банка, и судить по первым шагам – перестройка и обновление банка удались на все 100%. Простой пример, если ранее открытие счета для юридического лица отнимало по времени порядка 3-5 дней, то сейчас наши новые стандарты предусматривают на данную операцию максимум 20 минут.

- Сейчас конкуренция на банковском рынке достаточно жесткая, крупные банки повышают свои ставки по тенговым вкладам до 10,5%, упрощают условия по кредитам. Как «Банк «Астана-Финанс» намерен закрепить свои позиции на рынке?

- Изучая предложения казахстанских банков, можно отметить, что в принципе кардинальных отличий между предлагаемыми банковскими продуктами найти достаточно сложно – разница лишь в их стоимости. Другое дело в целевых аудиториях и в качестве предлагаемого сервиса.

Поэтому, если говорить о среднесрочной перспективе развития «Банка Астаны», в части завоевания позиций, нужно отметить – основные банковские инновации сейчас лежат не в сфере разработки и внедрения новых продуктов, а в области сервиса.

Генеральная стратегия банка нацелена на создание клиентоориентированной модели бизнеса и совершенствование сервисов обслуживания клиентов. Для этого будут развиваться, например, онлайн банкинг.

Например, зарегистрироваться в нашем онлайн банкинге можно даже не будучи карточным клиентом банка. Для этого необходимо привязать к нему любую действующую пластиковую карту другого банка и совершать электронные платежи за определенные комиссии. В будущем число операций, совершаемых с помощью нашего интернет-банкинга, будет расширено.

- Как вы оцениваете недавно проведенную регулятором девальвацию тенге? Была ли она ожидаема? Насколько данная инициатива Нацбанка была оправдана?

- Мне сложно говорить за весь рынок, поэтому буду отвечать только за себя и наш банк. Мы предвидели резкую корректировку курса тенге, этот вопрос обсуждался в банке. Признаков для девальвации было достаточно большое количество. Поэтому банк занял долгую валютную позицию еще летом прошлого года и не прогадал. Что касается того, насколько оправдана данная инициатива – данный шаг оправдан. 

- Как недавняя 20%-ная девальвация тенге повлияла на банк? Наблюдалась ли в вашем банке конвертация тенговых вкладов в валютные? Как выглядела валютная структура депозитного портфеля банка до девальвации и после нее? Как вы думаете, будут ли вкладчики переводить свои депозиты из тенге в валюту?

- Негативного влияния на банк февральская девальвация не оказала. Как я ответил выше, руководством банка еще летом прошлого года было принято решение занять долгую валютную позицию, что позволило избежать каких-либо потерь. Что касается валютных займов, то на начало года доля валютных кредитов в ссудном портфеле банка составляла 2,6%, в настоящее время данный показатель на уровне 3,2%. В банке нет клиентов, получающих валютную выручку. Правда, после февральской девальвации наблюдалась небольшая конвертация депозитов из тенге в доллары, евро. 

- Насколько банк готов к переходу к стандартам «Базель-III»? Недавно глава Нацбанка озвучил, что регулятор планирует к 2019 году увеличить минимальное требование по собственному капиталу для банков с 10 млрд. тенге до 100 млрд. тенге. Сейчас собственный капитал банка по данным КФН достиг 12,7 млрд. тенге. Сколько банк заработал в 2013 году? Планирует ли банк увеличивать капитал за счет чистой прибыли, либо банк планирует воспользоваться ресурсами акционера, чтобы соответствовать требованиям регулятора по капиталу?

- Во-первых, требования «Базель III» появились не сегодня и не вчера. Поэтому нельзя говорить, что для топ-менеджмента и собственников «Банка Астаны» данный стандарт является чем-то неожиданным и экстраординарным. Понятно, что в какой-то момент времени банку придется соответствовать требованиям, и логично, что команда топ-менеджмента уже принимает определенные меры в данном направлении. 

Во-вторых, что касается планов об увеличении капитализации банков. Вариантов у банков не так уж и много: или закрываться, или поглощать или объединяться, или же привлекать дополнительные средства через акционеров или другие источники финансирования. Также есть вариант - часть прибыли направлять на капитализацию. 

Нами уже предложены возможные варианты развития событий, но оглашать данную информацию я сейчас не имею права. Могу лишь сказать, что во второй половине текущего года, мы увеличим капитализацию банка еще на 40%.

- Как вы думаете, когда Нацбанк может поднять требования по минимальному собственному капиталу впервые, до какого уровня может быть увеличен капитал изначально?

- Уверен, что 2015 год будет подготовительным и первые изменения по собственному капиталу будут внедряться лишь в 2016 году, если только регулятор не захочет форсировать события. Однако в подобный сценарий мне мало вериться. Изменения, скорее всего, будут постепенными, поскольку нервозности среди финансовых институтов хватает и так.

- Как вы думаете, насколько оптимален обозначенный уровень в 100 млрд. тенге к 2019 году? Может быть, планку необходимо было бы опустить ниже?

- Я примерно догадываюсь о подоплеке взятой планки, однако предпочту не комментировать данный вопрос.

- Какие банки могут консолидироваться помимо БТА и Казкома, Народного и HSBC, «Темiрбанка», «Альянс банка» и Fortebank до введения планки в 100 млрд. тенге по капиталу? Какой ориентир они могут выбрать?

- Если говорить о гипотетическом объединении, то вряд ли кто-то из будущих игроков станет узкоспециализированным банком. Это будут универсальные банки, отличающиеся друг от друга лишь долями в корпоративном бизнесе, рознице, секторе МСБ. Что касается того, какие банки могут объединиться, то вы уже ответили на этот вопрос.

- Прошлый год для банка оказался прибыльным. Планирует ли банк в этом году выплачивать дивиденды по простым акциям?

- Нет, дивиденда по акциям выплачиваться не будут. Прибыль полностью будет направляться на капитализацию компании.

- Каким вы видите банк через год? Какие у банка планы в краткосрочной и долгосрочной перспективе?  

- Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сказать, что будет, на мой взгляд, происходить с банковской отраслью в целом. Одним из главных трендов в 2014 году станет стремительное развитие рынка электронных платежей. Сейчас рост в основном генерируется «старыми новыми» банками. Но, мы видим более заметный рост интереса к розничным платежам со стороны крупных банков, которые все плотнее начинают интересоваться этим рынком. Для них это отличная возможность расширить свою аудиторию за счет активных, заинтересованных клиентов в противовес преимущественно пассивным держателям пластиковых карт.

Этот год и предстоящий 2015-ый год будет, с одной стороны, непростым, а с другой – довольно интересным периодом для финансовых организаций. В 2014 году банки продолжат повсеместное развитие мобильных решений и приложений для онлайн-банкинга. Это направление было одним из ведущих и наиболее востребованным в 2013 году, и мы ожидаем его более бурный рост в дальнейшем.

Полагаю, что в 2014 году рынок кредитования МСБ вырастет на порядка 15%. Положительная динамика в кредитовании будет наблюдаться, если не произойдет каких-то глобальных потрясений, связанных с общими экономическими условиями. Разумеется, основная конкуренция будет развиваться между крупными банками.

Есть определенный сегмент заемщиков, которые обращаются к банкам в надежде получить финансирование на стартап проекты. Но, к сожалению, в большинстве случаев эта попытка ничем не заканчивается. Для таких заемщиков мы готовим проект — краудфандинговую платформу, которая вскоре будет запущена.  

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.