USD
495.20₸
-2.060
EUR
522.34₸
-2.870
RUB
4.94₸
-0.030
BRENT
74.10$
-0.190
BTC
97872.50$
+3623.800

Профессионалы ушли в тень

Строительный рынок Казахстана переживает перенасыщение компаниями, но качество строительства, при этом, лучше не становится. О т...

Share
Share
Share
Tweet
Share

Строительный рынок Казахстана переживает перенасыщение компаниями, но качество строительства, при этом, лучше не становится. О том, что доступ в отрасль необходимо ужесточить, а требования к строительным компаниям повысить в интервью деловому еженедельнику «Капитал.kz» рассказал Игорь Шацкий, управляющий директор НЭПК «Союз «Атамекен», председатель ОЮЛ «Ассоциация профессиональных строителей Восточного Казахстана».

 - Анализ реализации государственной жилищной программы «Доступное жилье-2020» в I квартале текущего года показал, что в регионах строительство не укладывается в сроки, средства, выделенные из республиканского бюджета, не осваиваются. По вашему мнению, с чем связано это отставание?

 - Прежде всего, отставание связано с тем, что нормативы строительной отрасли существенно отстают от реалий сегодняшнего дня. Дело в том, что эти нормативы действуют со времен Советского Союза. К примеру, в советское время школа на 80 мест должна была быть построена за пять месяцев. Но сравнивать советскую школу с современной нельзя, объем работ вырос примерно в два раза. Добавились различные компьютерные классы, зоны отдыха, вплоть до зимних садов, увеличилось количество медицинских кабинетов и т.д. Получается, что в реалиях современного мира остались советские нормативы, поэтому сегодня ни одна строительная компания в сроки не укладывается.

В строительной отрасли существуют проблемы управления. У нас несовершенна система бюджетирования и государственного закупа. Так, конкурсы на строительство объектов проводятся в ноябре-декабре. К примеру, в Усть-Каменогорске, где семь месяцев зима, сорокоградусные морозы, преступление проводить конкурс в это время. Да и строители, конечно, виноваты, что сами идут на такие условия, но им нужно кормить свои коллективы. Государственные мужи просто перекладывают свою ответственность за несвоевременную подготовку проектно-сметной документации, проведение экспертизы на строителей. Если строительная компания конкурс выиграла, значит, она должна за все отвечать. Но если бы у нас отвечали еще и государственные чиновники, я думаю, конкурсы проводили бы в марте-апреле, то есть тогда, когда строительный сезон начинается.

 - На жилищно-строительном рынке Казахстана ежегодно наблюдается сезонное удорожание материалов, соответственно, повышается себестоимость возводимого жилья. По вашему мнению, насколько обосновано удорожание материалов?

 - К сожалению, нужно признать, что производители пользуются исключительно сезонным спросом для повышения цен. Если реально растет себестоимость материала, она не должна расти исключительно в летние месяцы. Наоборот, когда увеличивается спрос, потребность, увеличивается объем производства и, соответственно, себестоимость должна снижаться. На Западе есть жесткое регулирование цен на строительные материалы в сезонный период. Если себестоимость сложилась в зимний период, летом она не должна подниматься. На мой взгляд, определенное регулирование должно быть и у нас. Потому что в сметах не учитывается сезонное повышение. Часто сезонное повышение носит спекулятивный характер и поэтому в трубу вылетают строители. Им нужно платить заработную плату своим работникам или химичить со сметой в каких-то других вопросах.

 - Насколько строительным компаниям выгодно участвовать в госпрограмме «Доступное жилье-2020»?

 - Сложно однозначно ответить на этот вопрос, поскольку все зависит от правильности составления проектов. Иногда, к сожалению, у нас сначала определяется сумма, а потом под эту сумму подгоняется проект. Но все должно быть наоборот. При разработке проекта должна рассчитываться и устанавливаться цена. У нас много таких случаев, когда выделили деньги, через депутатов выпросили, а потом наспех начинаем делать проектно-сметную документацию. Если бы в самих проектах учитывались все работы, и было бы нормальным качество проектирования, может и было бы рентабельно строителям работать. Но мы берем проекты, которые, как правило, подобраны под выделенную сумму, проекты, в которых какие-то работы совсем не учтены. И все они ложатся исключительно на строителя, конечного исполнителя проекта, не на заказчика, не на проектировщика, а на подрядную организацию.

 - Как вы считаете, создание домостроительных комбинатов (ДМК) может остановить рост цен на стройматериалы?

 - По моему мнению, создание большого производства строительных материалов под одну программу не совсем правильно. А что будет с ними дальше, как будут учитываться в проектах новые производимые ДМК материалы и т.д.? На практике возникает много вопросов. Хочу высказаться в защиту производителей строительных материалов. Почему стоит беспокоиться уже сейчас? Ну, создадим мы ДМК, а как у них будет идти сбыт строительной продукции? Произведенному у нас материалу очень трудно конкурировать с теми же китайскими и российскими аналогами. Учитывая, что в рамках Таможенного союза сейчас на нашем рынке стали поставляться различные стеновые, панельные российские материалы по конкурентоспособной цене.

У нас очень сложно получить сырьевую базу, недропользование крайне проблематично. К примеру, нужно несколько лет, чтобы получить карьерную глину. Процедуры сертификации дорогостоящие и сложные. Эти разрешительные процедуры также ложатся достаточно большим грузом на себестоимость строительных материалов. Плюс нужно учитывать тот факт, что в Китае заработная плата низкая, а у нас высокая. В итоге нашим производителям очень сложно конкурировать на рынке строительных материалов. Поэтому по самым тяжелым материалам, которые ввести проблематично, мы еще как-то работаем, а по вторым строительным материалам у нас нормального выпуска практически не организовано.

 - Как вы оцениваете ситуацию в строительной отрасли в целом?

- На мой взгляд, мы допустили непростительное перенасыщение строительного рынка. У нас строителями стали все, рынок размыли и сделали некачественным. Допустим, по республике 40 тыс. организаций получили лицензию на строительную деятельность, потому что получить ее очень легко. Но самое главное, если раньше говорили, чтобы быть строителем, нужно иметь офис и технику, то сегодня не надо уже и этого, достаточно иметь агашку или кокешку, чтобы получать госзаказы. Есть много примеров, когда фирма создана два-три года назад, не построила ни одного объекта, а ей дают строить школу. Поэтому руководство строительной отрасли Казахстана забило определенную тревогу и приняло решение реформировать этот рынок, были введены категории. Если строительная компания работает в течение пяти лет, то она может строить только объекты третьей категории – простые одноэтажные строения, вторая категория – это основные объекты – многоэтажные дома и первая категория  – это сложные объекты промышленности, мосты, туннели, шахты и так далее. То есть уже немного удалось почистить рынок. Из 40 тыс. осталось 27 тыс. организаций. Но и этого мало, я считаю. Нужно еще ужесточить условия для строителей второй категории.

За последние годы, благодаря легкому доступу на строительный рынок, коррупционному распределению государственных объектов рынок строительства стал, к сожалению, непрофессиональным. И ценообразование, которое мы приняли в 2001 году в строительстве, тоже подпортило всю строительную отрасль. То есть сегодня мы работаем по ценам 2001 года. Например, в смете закладывается стоимость куба кладки кирпича в 1500 тенге, тогда как, фактически, сегодня каменщика профессионального уже за 8 тыс. не уговоришь работать. И такие расхождения имеются по всем позициям. К чему это привело? К тому, что многие профессиональные рабочие ушли работать в дикие бригады, на «шабашку». Строители заняты большими объектами, и простым людям для ремонта и т.д. приходится приглашать «шабашников». Да, у них расценки дороже, но у них работа все равно получается дешевле, потому что накладных нет, налоги они не платят. В тени строительной сферы колоссальный оборот денег. Все это приводит к тому, что строительные компании вынуждены сегодня набирать неквалифицированных работников для строительства объектов, так как система цена – образование не позволяет привлечь профессиональных строителей, которые ушли работать в дикие бригады, в теневой сектор экономики.

 - С какими административными барьерами сталкиваются сегодня строительные компании?

 - От возникновения идеи до ввода объекта в эксплуатацию проходит, мягко говоря, долгий и сложный процесс. Только согласование с государственными органами требует около 10 месяцев. Несмотря на то, что проект проходит экспертизу, параллельно нужно проходить еще и согласование в государственных органах. Вернее не параллельно, а последовательно. Стоит отметить, что органы ЧС неплохо убирают барьеры для бизнеса. Но нужно получить согласование в СЭС, в органе по экологии – одному из самых барьерных государственных органов. Чтобы согласовать проект с ними, требуется два месяца. Кроме этого, нельзя пройти все параллельно. Экологи согласовывают проект, только после того, как согласуют СЭС, СЭС согласует только после отдела по земельным отношениям, «земельные отношения» только после архитектуры. И в итоге процедура согласования занимает везде месяц-два. У экологов нужно разработать большой проект ПДВ и иногда заплатить за разработку проекта. То есть у нас очень много различных около-государственных частных структур, без заключения которых не пройдешь государственную разрешительную процедуру. На разработку проекта для экологов, на его согласование, общественные слушания затрачивается два месяца. Причем экологи часто дают замечания не по существу, а по формальным причинам, к запятой придираются и возвращают проект. И строительной компании приходится заново проходить процедуру. То есть все это потенциально коррупционные нормы. И созданы такие условия, что предпринимателю проще пойти сразу и предлагать взятки. Увы, но это так.

Стоит отметить, что на сегодняшний день Министерство регионального развития РК оказывает большое содействие, оно понимает необходимость исключения всех согласований с госорганами. Во-первых, все эти госорганы участвуют в приемке объектов эксплуатации и могут посмотреть, что соблюдено при госприемке. Во-вторых, экспертиза, о которой я говорил, уже проверяет на соответствие всем государственным нормам. То есть смысла дублировать нет. А у нас госорганы проверяют, потом экспертиза проверяет. И предприниматель тратит много времени, чтобы пройти все эти согласования. Поддержку в Минрегионразвития мы получили, но в жизнь идея о сокращении разрешительных процедур еще не до конца воплощена.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.