Небольшой спойлер — 2022 не будет легким, как, впрочем, и почти каждый предыдущий год, несмотря на ожидания, не был для экономики легким и простым. Несмотря на то, что мир, кажется, приходит в себя после пандемии, никто не отменял возможности открытия новых штаммов, новых вирусов и новых глобальных проблем, которые могут снова нас закрыть по домам с удаленной работой и учебой. Как раньше — вряд ли когда-нибудь уже будет, и с каждым днем все больше людей это понимает.
Фискализация всего. В условиях сокращения дефицита бюджета на фоне увеличения его расходных статей на социальные выплаты и льготы, а также из-за нового бюджетного правила и концепции тотальной экономии Нацфонда — нас ждет неизбежный процесс повышения собираемости налогов, а также, возможно, их ограниченный рост. Сейчас, например, расстраивается вопрос значительного увеличения ставок налога на недропользование, у всех на слуху фискализация мобильных переводов, по сути отложенная до 2025 года, но уже почти неизбежная. Для повышения собираемости налогов сегодня есть только один путь — тотальная борьба с теневым сектором. Самое интересное, что для этого можно сделать один простой и понятный шаг, о котором уже однажды говорил президент — запретить покупку квартир и автомобилей за наличный расчет. Такая мера позволит, во-первых, уменьшить давление на рынок недвижимости за счет различных схем отбеливания средств, а во-вторых, снизит теневой сектор экономики.
Цифровизация денег. Олимпиада в Пекине в 2022 году должна стать триумфом не только китайской экономики, которая сейчас уверенно идет к званию самой большой экономики мира, но и триумфом цифрового юаня, тестирование которого подходит к концу. Некоторые аналитики считают, что именно со стартом Олимпиады будет дан старт и промышленному использованию технологии цифровой валюты. Казахстан также в этом году тестирует проект цифрового тенге, и результаты, представленные осенью на Конгрессе финансистов и 15 декабря непосредственно Нацбанком, очень радуют – есть большая вероятность перейти в следующем году к более глубокому тестированию с привлечением большего количества людей, в том числе и физических лиц. Сейчас риски внедрения лежат скорее в плоскости политической воли, нежели технических возможностей, так как цифровой тенге позволит значительно сократить теневой сектор, а также даст лучшие возможности для немного отстающих сейчас в технологическом плане банков. Таким образом, против цифровой валюты могут выступать различные коррупционные лобби, которые просто не заинтересованы в прозрачности всех денежных потоков.
Декарбонизация промышленности. Мир высокими темпами старается отказаться от вредного влияния на природу. На самом деле еще очень большой вопрос, что более вредно, во всяком случае пока не разработан единый механизм утилизации литиевых батарей и других элементов электрической экономики. Казахстан тоже взял на себя обязательства по декарбонизации, правда достаточно далекоидущие. Однако европейский «углеродный налог», например, на нас уже будет влиять с 2026 года — наша сталь и другая продукция горно-металлургического комплекса станет менее конкурентоспособной в Европе, а значит - надо либо прямо сейчас идти на дорогие модернизации, либо отказываться от этого рынка и искать новые пути сбыта. К сожалению, ускоренный процесс отказа от углеродного следа выгоден в первую очередь развитым и энергозависимым экономикам, поскольку он позволяет сложить их структуру. Говоря проще — богатые страны от этого станут только богаче, а бедные и добывающие —только беднее. Казахстан, к сожалению, пока попадает во вторую категорию.
Разгосударствление. Начаты очень важные процессы по переходу к рыночным методам стимулирования экономики. Уже закрыта часть льготных программ, а с высоких трибун все чаще говорят о том, что пора переходить от субсидирования ставок в экономике к нормальным рыночным процессам. С одной стороны, это может несколько замедлить экономический рост, с другой— сделает его более целевым и четким — больше не будет проектов ради проектов, просто потому, что дешевые деньги из Нацфонда не дают спокойно спать. Начат процесс приватизации крупных предприятий, составлен план и обсуждены варианты размещения части дочерних структур «Самрук-Казыны» на бирже по программе Народного IPO 2.0. Это также позволит наладить более рыночные процессы в финансовом секторе и нарастить количество частных инвесторов. К сожалению, эти процессы обходят стороной сектор жилищного строительства, где в руках государства сейчас сосредоточено 99% всей ипотеки, а вместо приватизации — обсуждается только еще большая государственная монополия в строительстве, кредитовании и распределении жилья.
2022 год ставит перед Казахстаном много вызовов, как внешних, так и внутренних – начало пути к профицитному бюджету, снижение углеродного следа, цифровизация и главное — продолжение выбранного пути на диверсификацию экономики.
Андрей Чеботарев, аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане