USD
514.93₸
-0.960
EUR
536.04₸
-0.280
RUB
5.18₸
+0.010
BRENT
73.65$
BTC
95698.30$
-3033.600

Шакир Иминов: Допускать иностранцев в страхование жизни пока нельзя

Тренды развития страхового рынка

Share
Share
Share
Tweet
Share
Шакир Иминов: Допускать иностранцев в страхование жизни пока нельзя- Kapital.kz

В 2020 году истекает переходный период, определенный для ряда отраслей при вступлении Казахстана во Всемирную торговую организацию (ВТО). Иностранные банки и страховые организации смогут открывать у нас в стране прямые филиалы. Сложно предугадать, изменится ли сам отечественный рынок страхования в результате интеграции, но конкуренция между СК, и без того не слабая, станет сильнее. Долгим ли будет период адаптации у отечественных страховщиков в условиях ВТО, зачем страховщикам дроны и кому уже сегодня стоит задуматься о киберстраховании «Капитал.kz» рассказал Шакир Иминов, исполнительный директор страховой компании «Евразия».

– Шакир, на ваш взгляд, к каким негативным и положительным последствиям для страхового рынка может привести вступление Казахстана в ВТО?

На сегодня в Казахстане сформировался очень сильный страховой рынок, и он достаточно структурирован, здесь много серьезных игроков, которые предоставляют услуги, соответствующие ожиданиям потребителей. Конечно, вступление Казахстана в ВТО – это тема для надежд и опасений, но уже неизбежность. За полгода, оставшиеся до этого события, мы должны построить систему, которая позволила бы нам быть на равных с иностранными игроками.

Приход филиалов компаний-нерезидентов будет способствовать как минимум развитию конкуренции, внедрению передовых страховых технологий и ноу-хау, развитию дальнейшей капитализации отрасли за счет средств иностранных инвесторов, увеличению емкости рынка, повышению качества страховых услуг и расширению их ассортимента благодаря конкуренции с иностранными компаниями.

Из минусов не исключаем, что неконкурентоспособные страховые компании Казахстана могут ослабеть и со временем даже свернуть свой бизнес или будут сливаться с другими страховщиками. Также стоит опасаться возможного ценового демпинга, которому наш рынок не сможет противостоять, и будет сложно конкурировать. Это может закончиться тем, что наши же игроки будут покидать рынок, а иностранцы – устраивать монополию. Сюда можно добавить, что в первое время мы допускаем, что средства населения также направятся к иностранным страховщикам, так как такова психология наших граждан: при равных условиях покупатель предпочитает импортный, а не отечественный продукт.

– Нет опасений, что зарубежные страховщики окажутся в привилегированном положении?

– Уверен, что на законодательном уровне для иностранных компаний не нужно создавать существенных преференций. Все участники страхового рынка, чтобы формировалась здоровая конкуренция, должны находиться в одинаковых условиях. Вопрос не в том, допустим или не допустим мы иностранных страховщиков на отечественный рынок, а в том, чтобы они работали по правилам, которые установлены в Казахстане. Например, обязать их быть резидентами Казахстана, платить налоги, получать лицензии. Кроме того, они должны понимать, что часть собранных страховых резервов обязательно должна оставаться в Казахстане и инвестироваться в экономику. Для них все перечисленное должно стать обязательным условием. Это позволит защитить интересы нашего страхового рынка.

– Получается, с ними стоит сразу все обговорить еще на берегу?

Иностранцы, которые захотят выйти на наш рынок, наверняка сделают или уже сделали исследования о среднем уровне жизни населения, в котором они должны увидеть недостаточное финансовое положение предприятий, отсутствие в обществе традиций использования страховых услуг. Например, рынок страхования жизни в Казахстане только на стадии развития в отличие от общего страхования и, само собой, еще не сложился. Допускать иностранцев в страхование жизни, на наш взгляд, нельзя до тех пор, пока отечественные компании не укрепят свои позиции в этом секторе. Да и в сегменте общего страхования мы должны ограничить доступ иностранцев к обязательным видам страхования. На наш взгляд, они должны начинать с добровольных видов.

– Очень много разговоров идет о возможном переходе некоторых страховых игроков под контроль иностранных.

– Мы же считаем, что данный сценарий маловероятен, так как за годы работы на казахстанском страховом рынке сформировался целый ряд сильных игроков. Думаю, риска, что рынок в одночасье весь отойдет иностранцам, нет. Нам пока незачем бояться западных страховщиков. Тем более сегодня на отечественном рынке присутствуют достаточно мощные отечественные компании с большими портфелями, с серьезной клиентской базой, с хорошим менеджментом, с историей, со стратегией своего развития. Кстати, приток западных страховщиков на наш рынок вероятен, так же как из стран Ближнего Востока и Азии.

– В странах Европы, к слову, давно используются и развиваются функциональности беспилотников в страховом сегменте. В Казахстане это пока из рубрики «очевидное – невероятное»?

– Эта сфера довольно быстро развивается. Например, на зарубежном рынке дроны используют крупные игроки страхового рынка США и Европы. Когда их используют для страховых случаев, они помогают урегулировать спор в 5-7 раз быстрее, чем сейчас. К примеру, есть страховые случаи, когда подобраться человеку иногда оказывается проблематично, и здесь сильно выручает дрон. Мы уже ранее заявляли, что беспилотники должны быть интересны отечественному страховому рынку Казахстана. Ведь не секрет, что в нашей стране часто происходит много непредвиденных ситуаций – пожары, наводнения, сели, землетрясения, где с помощью дронов страховщики, например, могли бы быстрее увидеть место происшествия и оценить причиненный ущерб, а значит, быстрее выплатить компенсацию. Думаю, казахстанскому рынку страхования потребуется еще немало времени, для того чтобы изучить перспективы внедрения в повседневную жизнь подобных новых технологий.

– Что это за продукт: киберстрахование? Какие симптомы у компании могут стать поводом воспользоваться киберстрахованием?

– В Казахстане пока ни субъекты экономики, ни страховщики в целом не проявляют повышенного интереса к развитию этого направления страхования. На самом деле он сложен в плане составления договора и грамотного прописывания всех условий. Хотя информационная система становится ключевой составляющей практически любого бизнеса, из-за которой и происходит рост киберрисков. А раз есть риск – есть место страхованию. И в этом случае киберстрахование – последний рубеж обороны от актуальных и перспективных вызовов современности, когда все прочие средства защиты оказались бессильны.

Как показывает мировая статистика, в основном киберпреступники атаковывали и атакуют коммерческие организации, при этом бухгалтерские и юридические организации страдают от кибернападений злоумышленников чаще всего. Что касается условий, то каждая страховая компания оценивает киберстрахование отдельно. На данный момент неизвестно точное количество организаций, оказывающих услуги по киберстрахованию в Казахстане. Возможно, что некоторые игроки рынка уже предлагают подобные услуги, хотя пока они не широко распространены. Хотя мы уверены, что все идет к тому, что в ближайшие годы киберстрахование станет значительно более распространенной услугой среди страховых компаний и будет одним из самых перспективных направлений в страховом деле. Крупный казахстанский бизнес в среднем вынужден тратить огромные деньги на урегулирование последствий киберинцидента, малому и среднему бизнесу расследование и восстановление обходится меньше, и эти суммы ежегодно возрастают. Поэтому пострадавший поставлен перед выбором: расследовать и нивелировать последствия собственными силами (привлекать знакомых специалистов, надеясь на их срочную и недорогую помощь) либо тратить большие деньги на крупные специализирующиеся компании. А так в полис по киберстрахованию все эти суммы могут быть включены.

– Продукт актуален хотя бы потому, что с 1 января 2019 года в Казахстане запустили онлайн-страхование.

– Абсолютно точно. Но на сегодня на рынке страховщики пока не готовы к масштабному страхованию от киберугроз. Это связано в первую очередь с тем, что отечественные страховые компании до конца не научились работать с рисками, не имеют накопленной статистики по инцидентам в силу определенной специфики и закрытости такой информации. Тема обсуждается уже давно, но движения в этой области пока не так много.

– Насколько сегодня актуально страхование от несчастного случая заемщика банка, при котором СК выплачивает кредит в случае наступления страхового случая?

Страхование как услуга за последние годы уверенно входит в повседневную жизнь казахстанцев, а такой вид, как страхование от несчастных случаев, становится одним из самых традиционных видов личного страхования и наиболее статистически выверенным из всех страхуемых массовых рисков. В первую очередь это касается рисков, ведущих к тяжелым последствиям для жизни и здоровья человека. Особенно важна такая страховка для заемщика банка, поскольку она может не только снизить, но и полностью устранить риск невозврата кредита в случае неплатежеспособности заемщика. В таких случаях страховой полис – это продукт, который может выручить в критической ситуации, о котором зачастую не задумываются, а потом жалеют, что вовремя не приобрели, ведь последствия бывают самые разные. Здесь можно провести очень много параллелей с заемщиками казахстанских банков, которые, имея кредиты, пострадали от несчастных случаев с летальным исходом, но благодаря страховому полису родственники погибших получили страховые возмещения от страховых компаний. Как показывают разные печальные случаи, страхование от несчастного случая является нужной мерой как для клиента банка и его семьи, на которых возлагается взятый кредит, так и для самого финансового учреждения, поскольку каждый человек ежедневно рискует стать неплатежеспособным. Таким образом, в непредвиденных обстоятельствах имеется возможность избежать личного банкротства и получить определенные гарантии обеим сторонам.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.