USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.95$
-0.030
BTC
95361.20$

Сегодня банки – это банальные платежные движки или кредитные фабрики

Что значит «строить прикольные банки» рассказала Ольга Смирнова

Share
Share
Share
Tweet
Share
Сегодня банки – это банальные платежные движки или кредитные фабрики- Kapital.kz

Свежее исследование от компании Collinson Group о клиентской лояльности к банкам показало, что только 40% клиентов довольны своим банком, 24% не испытывают никаких эмоций к своему банку, а 11% покинули бы свой банк, если бы это не требовало много усилий. Очевидно, что банкирам необходимо задуматься над повышением своей лояльности и изменении имиджа. Именно об этом на ежегодной конференции по инновациям Fintech Lab-2016 заявила руководитель проектного офиса компании «СКБ Контур» Ольга Смирнова, призвав строить прикольные банки. О том, что это значит, она рассказала в интервью «Капитал.kz».

- Ольга, в рамках Fintech Lab-2016 вы сказали о том, что пора строить прикольные банки. Расскажите, пожалуйста, подробнее. В Казахстане, как, впрочем, и в странах СНГ, большая часть банков являются традиционными. Очень интересно ваше видение...

- Сегодня происходит четвертая индустриальная революция, и банкам становится доступно большое количество новых технологий. Плюс происходит демографический сдвиг – поколение миллениалов взрослеет и начинает активно пользоваться банковскими услугами. А они привыкли все свои задачи решать в смартфоне или в крайнем случае онлайн. Поэтому банки развивают цифровые каналы связи с клиентами, мобильные и интернет-банки.

Кроме банков, на рынке появляются небольшие финтех-компании, которые оказывают традиционные банковские услуги, такие как платежи или денежные переводы. Они достаточно успешно забирают у банков часть рынка, потому что стоимость их услуг значительно ниже. Конкуренция высокая, и банкам необходимо предлагать клиентам некую дополнительную ценность, чтобы их не потерять.

Сегодня банки – это банальные платежные движки или кредитные фабрики. А клиенту нужен «больше чем банк», который будет следовать его жизненному циклу и решать максимальное количество его задач в одном месте. Причем это место должно быть в его мобильном телефоне. И желательно, чтобы у клиента был универсальный банковский счет и единый идентификатор, привязанный к его биометрике, чтобы не нужно было запоминать много цифр.

Банки нового поколения цифровые и омниканальные. Все каналы связи с клиентами – филиалы, колл-центр, онлайн- и мобильные приложения, банкоматы – должны быть бесшовно связаны между собой, для того чтобы транзакции клиентов никогда не терялись. Дизайн и внешнее оформление имеют огромное значение. Мы избалованы красивыми интерфейсами мобильных приложений и социальных сетей, и смотреть на унылый серо-голубой экран становится неинтересно. В дизайне правят удобство, лаконичность, простота. Высшим пилотажем является возможность настроить интерфейс под себя: цвета, фотографии, расположение кнопок на экране.

Банки нового поколения активно используют чаты для связи с клиентами. Это очень популярно, особенно у тех, кто регулярно проводит время в мессенджерах и социальных сетях. Общение путем обмена текстовыми, фото- и видеосообщениями становится нормой.

Обязательно должны быть геолокация, распознавание текста по фотографиям с мобильного телефона.

- В чем главное отличие таких игроков?

- В цифровом мире все происходит в разы быстрее. Коммуникации ведутся в режиме реального времени, транзакции проходят за долю секунды. Это совсем другое качество банкинга. Это отменяет необходимость везти ворох бумажных документов в филиал банка, теряя время на пробки, очередь и работу с операционистами. Идеальный банк будущего в моем представлении – это такой банк, который знает обо мне все. Он бесшовно связывает все мои счета как для физического, так и для юридического лица.

Он, а в моем случае «она», живет в смартфоне, потому что я почти не пользуюсь десктопом. Ее зовут Valentina, у нее есть лицо, и она со мной разговаривает. Valentina может найти самый дешевый авиаперелет в Москву и перевести деньги маме в день рождения. А еще она видит, кто из моих друзей на Facebook открывает свой бизнес, и подсказывает мне стать их поставщиком и предложить персональную скидку. Она следит за моими расходами и анализирует мои пенсионные накопления. Она вовремя оплачивает мои личные и бизнес-счета, ведет скучную бухгалтерию, готовит отчетность, отслеживает баланс. Я прошу Valentina о помощи, когда мне нужно арендовать новое торговое помещение, найти резюме хорошего маркетолога или отправить электронный счет-фактуру. Пока, конечно, это только мечта, но уверена, что через пять лет все так и будет.

- Какие «начинки», по вашему мнению, уже сегодня банкам нужно внедрять для удобства клиентов? Что они могут предложить своим клиентам?

- Проблема в том, что все банки продают одно и то же примерно по одной и той же цене. Грустная картина. Банкам нужно предлагать сочетание банковских и небанковских сервисов, логично связанное на основе потребностей клиента. Это и создаст ту самую дополнительную ценность, которой сейчас так не хватает банкам.

Физическим лицам, кроме обычной упряжки «счета-кредиты-депозиты», можно предлагать аналитику расходов и базовое бюджетирование, мгновенные кешбэки и партнерские программы лояльности с авиакомпаниями, магазинами и ресторанами.

Юридическим лицам нужно давать налоговую отчетность, электронные документы, проверку контрагентов, платежную интеграцию с бухгалтерией, электронную подпись, обучение и информационные ресурсы, продвижение, услуги на аутсорсе и взаимодействие с торговыми площадками. А главное, давно пора сделать легкое переключение между счетами физических и юридических лиц. Иначе у меня, как у владельца собственного небольшого бизнеса, возникает неприятная необходимость постоянно перекрестно идентифицировать себя.

- Сейчас очень актуальна борьба банков с финтехом, который, как вы говорили, также нацелился на кусок пирога. За какими банками, по вашему мнению, победа?

- Выиграют те банки, которые научатся грамотно использовать открытый код и API-интерфейсы. Секрет в том, чтобы стать своеобразной модульной платформой и динамично формировать предложение клиенту, быстро добавляя или удаляя определенные услуги на основе его потребностей. Это также поможет ускорить инновации в банке, подключая сервисы сторонних разработчиков в свой цифровой банк. Банк дает свою платформу покупателям и продавцам для того, чтобы взаимодействовать, создавать и продукты, и услуги. У банка для этого есть годами наработанная клиентская база.

Самые продвинутые банки вплетут в свою цифровую платформу элементы искусственного интеллекта и будут анализировать клиентскую информацию в режиме реального времени. У банка на руках огромное количество big data, накопленных сырых данных по всем клиентам и их транзакциям. Зная все о человеке, банк может предлагать скидки в любимых магазинах, дешевые авиабилеты на любимые курорты, делать резервации в ресторанах, находить лучшие места для учебы детей. А это уже не банк, это персональный ассистент, без которого человек не может обходиться.

Небанковские сервисы в цифровых банках улучшают жизнь клиентов и увеличивают транзакционные доходы банка. Но интеграции нужно делать с умом. Встраивать сервисы в правильные места и по правильным сценариям, чтобы их ценность сразу бросалась в глаза клиенту. Тогда он будет готов активно ими пользоваться и платить за них банку или провайдеру. Лучше интегрироваться с помощью своего вендора с платформами дистанционного банковского обслуживания. Они умеют грамотно, быстро и дешево встраивать новые API. В таком случае вам не придется тратить на это силы.

- Но ведь жители стран СНГ достаточно консервативны в части банков и банковского обслуживания. Меняется ли эта тенденция?

- Однозначно, меняется. Например, Приорбанк в Беларуси в прошлом году внедрил идентификацию клиентов на основе голосовой биометрии. Клиент звонит с проблемой в колл-центр. Пока он объясняет суть вопроса, идет сравнение его голоса с ранее записанным голосовым эталоном. Через четыре минуты оператор видит, что идентификация прошла успешно, и сразу начинает решать проблему. Не нужно каждый раз проговаривать длинный номер счета или карты, дату рождения и кодовое слово. Кстати, в той же Беларуси уже давно запущены бесконтактные платежи и единый банковский счет. На Украине разрешили использование криптовалюты bitcoin на основе технологии блокчейна, и есть даже желающие приравнять ее к национальной валюте.

Центральный банк России, к слову, тоже всячески поддерживает внедрение новых технологий. Сегодня активно трудятся рабочие группы по использованию блокчейна в банках, электронного документооборота и удаленной идентификации клиентов. Да и банки не отстают. Сбербанк и Альфа-Банк построили очень крутые цифровые банки для своих клиентов и предлагают много дополнительных сервисов, например, Сбербанк – «Бизнес в Кармане» или «Эквайринг Лайт» Альфа-Банка.

Появилось целое поколение бесфилиальных банков, таких как Тинькофф Банк, Модуль, Рокет, Точка, iBank, Touch Bank, которые являются полностью цифровыми и ставят смелые эксперименты. Тинькофф Банк только что запустил «Тинькофф Таргет» и свой собственный маркетплейс, которые уже пользуются большой популярностью у пользователей.

- Очевидно, что в ближайшие годы мы увидим революцию и новые банки… Спасибо за интервью!

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.