Вопрос дефицита ГСМ в этом году никого не оставил равнодушным, он затронул всех и каждого казахстанца. Как мы оказались в такой ситуации, что правительство сделало для преодоления этого дефицита и как нам дожить до окончания модернизации отечественных НПЗ – эти вопросы деловой еженедельник «Капитал.kz» задал министру энергетики РК Школьнику Владимиру Сергеевичу:
- Дефицит ГСМ в РК не завершился с окончанием уборочной страды, как это бывало раньше. С чем это связано?
- Исторически сложилось так, что на сегодня производственные мощности отечественных НПЗ не покрывают всей потребности внутреннего рынка страны по светлым видам нефтепродуктов. Нашей стране после распада СССР достались заводы, которые в основном производили мазут и дизельное топливо, и практически не производили высокооктановых бензинов.
При полной загрузке нефтью НПЗ республики все равно образуется дефицит топлива, который составляет от 30 до 40%. Ликвидируется этот дефицит как за счет импорта из Российской Федерации, так и других стран. При этом импортировать ГСМ в Казахстан могут любые компании без каких-либо ограничений.
Если смотреть ситуацию по этому году, то за 10 месяцев всего было завезено 679,3 тыс. тонн автобензина, 420,4 тыс. тонн дизтоплива, 115,5 тыс. тонн авиакеросина. Для обеспечения страны недостающими объемами светлых ГСМ, в соответствии с соглашением между правительствами Казахстана и России были подписаны индикативные балансы нефтепродуктов, предусматривающие беспошлинную поставку из России в Казахстан в 2014 году 958 тыс. тонн автобензинов и 470 тыс. тонн дизтоплива. На сегодняшний день топливо также импортируется и из других стран, таких как Беларусь, Финляндия, Румыния. Кроме этого, часть потребностей внутреннего рынка покрывается поставками из Китая в рамках толлинговых операций.
С лета текущего года республика начала испытывать дефицит бензина марки Аи-92/93, вызванный, в первую очередь, снижением объемов поставок из России. Причиной тому стало значительное увеличение разницы в ценах на ГСМ на рынках РФ и РК. Негативное влияние на ситуацию также оказали и аварийные остановки ряда российских НПЗ в городах Ачинск, Рязань, Ярославль, да и не следует забывать, что в этом году увеличились потребности самого российского рынка.
Кроме того, в этом году у нас изменилось соотношение курса тенге к доллару, формула по расчету цены на бензин привязана к доллару, однако правительство долгое время удерживало цены на ГСМ на старых позициях. Мы оставили цены прежними, в то время как в России цены выросли. В итоге с весны этого года завозить бензин из России стало просто невыгодно. Наши запасы, сделанные заблаговременно в размере 200 тыс. тонн, начали уменьшаться, и к августу возник дефицит. Для его ликвидации правительство приняло ряд беспрецедентных мер.
Во-первых, было принято решение о закрытии границ для вывоза светлых нефтепродуктов с территории республики.
Во-вторых, КМГ стал закупать бензин за счет собственных средств, при этом неся убытки, и затем реализуя ГСМ по фиксированной цене.
Также были предприняты меры для того, чтобы перенести приостановку отечественных НПЗ на плановый ремонт с осени на весну следующего года и принято решение об увеличении загрузки нефтью отечественных НПЗ.
Мы все должны понимать, что ситуация с ГСМ это наиболее социально значимая проблема, которая касается каждого человека. Изменения на рынке нефтепродуктов влекут за собой изменения цен на все продукты, так как стоимость ГСМ напрямую влияет на стоимость хлеба, других товаров и услуг.
Более того, даже предположения, что могут возникнуть трудности на рынке ГСМ, автоматически ведут к ажиотажу и повышению спроса на другие виды продуктов. Некоторые участники этого рынка, желая быстрых денег, подогревают ажиотаж. Они начинают придерживать товар в понимании, что смогут продать бензин по завышенной цене.
Таким образом, вопрос о дефиците ГСМ это снежный ком, который обрастает небылицами, домыслами и спекуляциями, наваливается на общество и воздействует на него негативным образом, так же, как всевозможные финансовые кризисы. Если начинается паника вокруг банковской сферы, люди начинают незамедлительно вытаскивать свои сбережения со счетов и депозитов, хранить их дома, переводить эти средства в другие активы. Это влечет за собой ослабление банковской системы, вплоть до ее распада, что может крайне негативно сказаться на жизни страны. Вопрос с дефицитом ГСМ ничем не отличается от ситуации в финансовой сфере.
Должно быть понимание, что от нас самих зависит, смогут ли на нас заработать, используя спекулятивный спрос. Даже в преддверии того, что появляется информация об увеличении стоимости бензина, все остальные участники рынка начинают поднимать цены на другие продукты. Это ведет к усилению напряжения в обществе, что в первую очередь вредит нам самим.
Обратите внимание, каким образом в развитых странах, на которые мы так любим ссылаться, работают СМИ. Безусловно, нельзя умалчивать о реальной ситуации на рынке и пресса должна говорить об этом открыто и свободно. Но освещать ситуацию необходимо адекватно, не сгущая краски, не публикуя непроверенные данные и заявления «диванных экспертов», не нагнетая ажиотаж.
- Каким образом сегодня складывается ситуация на рынке ГСМ?
- Сегодня ситуация улучшилась. С одной стороны, хотя акцизы в РФ выше почти в 10 раз, чем в нашей республике, у предпринимателей есть стимул покупать там бензин и завозить его к нам из-за нулевой ставки акциза на импорт из России. К сожалению, несмотря даже на это, объемы завозимого бензина не растут. И это, по нашим оценкам, связано с тем, что в России возникли перебои с обеспечением внутреннего рынка ГСМ.
Сегодня в нашей стране запасы бензина составляют от 48 дней и более. Понятно, что недостающие объемы ГСМ в республику мы везем с севера, и по мере отдаления от производящих мощностей транспортная составляющая становится все больше и больше – соответственно у продавцов меньший стимул ввозить его на юг. Тем не менее, государство в лице министерства энергетики максимально старается отрегулировать этот вопрос, и прежде всего, в рамках наших полномочий, мы стараемся максимально поставлять производимый на Павлодарском НПЗ бензин в южные регионы. При этом в северные регионы поступает бензин из РФ. Таким образом мы выравниваем поставки по необходимым объемам.
Сегодня мы модернизируем отечественные НПЗ и вкладываем в это большие деньги. К концу 2016 и началу 2017 года мы будем перерабатывать порядка 18 млн тонн нефти. Этот показатель всего на 3 млн тонн нефти выше по сравнению с нынешними показателями. Однако выход светлых нефтепродуктов в результате модернизации будет гораздо выше сегодняшних показателей отечественных НПЗ. Таким образом, мы решим проблему дефицита на внутреннем рынке.
- Окончание модернизации отечественных НПЗ отложили на год. Как это повлияет на стоимость модернизации?
- Сроки реализации проектов были перенесены по итогам принятого Технического регламента ЕврАзЭС. Условия Технического регламента на топливо предусматривают выпуск продукции, соответствующей требованиям стандарта до Евро-4 (с 1 января 2016 года). Вместе с тем, Россия и Республика Беларусь в соответствии со своими внутренними Техническими регламентами планировали выпуск продукции стандарта Евро-5 уже с 1 января 2014 года.
Для обеспечения соответствия стандартов нефтепродуктов Техрегламенту ЕврАзЭС и производства на НПЗ Казахстана моторных топлив стандарта Евро-4,5 с 2016 года начались работы по внесению изменений в ТЭО и ПСД проектов модернизации НПЗ РК, что соответственно повлекло изменения по срокам реализации проектов. По завершению проектов модернизации НПЗ РК качество топлива, производимого на отечественных заводах, будет соответствовать стандартам Евро-4,5.
После завершения модернизации, как я уже неоднократно говорил, производство бензина в республике будет полностью удовлетворять внутренний спрос.
- Модернизация казахстанских НПЗ, которая приведет к удовлетворению спроса на ГСМ, завершится в 2017 году. Как нам жить до 2017 года?
- К следующему году ситуация с ГСМ в Казахстане стабилизируется, так как завершится строительство первой очереди модернизации Атырауского НПЗ. В результате появятся дополнительные объемы высокооктанового бензина отечественного производства. Дальше будет завершена вторая очередь на этом заводе, будут закончены работы по модернизации на двух других заводах. Но до того времени недостающие объемы бензина мы будем закупать. Другого пути пока нет.
Также мы разработали программу наращивания использования газомоторного топлива, то есть перевода автомобилей на газ. На самом деле это экономически выгодно в первую очередь владельцам автомобилей. Переоборудование под газ небольшого малолитражного автомобиля обходится от 100 тысяч тенге, а для большего автомобиля примерно 300-400 тысяч тенге. Это не очень дешевая процедура, но при нынешней цене на газ и существующей цене на бензин затраты на эту процедуру окупаются за 6 месяцев для малолитражных автомобилей и чуть более чем за 1 год для больших автомобилей.
Более того, это хороший импульс и для бизнеса. Сейчас мы ведем переговоры о том, чтобы государство могло дать некие преференции для предпринимателей, которые специализируются или хотят работать в данной сфере.
Безусловно, одной из стоящих перед нами задач является внедрение новых технологий. Сейчас мы работает над проектом по переработке газа в высокооктановый бензин. По этому проекту ТЭО будет готово к весне следующего года.
- Какие у министерства планы по развитию перерабатывающей отрасли в дальнейшем?
- Сейчас мы модернизируем три завода, и это позволит нам с 2017 по 2022 год полностью стабилизировать рынок ГСМ. После 2022 года в республике возрастет потребность в бензине, и по этой причине мы запланировали строительство четвертого завода, но он будет построен с использованием инфраструктуры Шымкентского НПЗ. Использование уже готовой инфраструктуры приведет к увеличению мощности этого завода на 4-5 млн тонн переработки нефти с минимальными затратами. Этот проект позволит нам удовлетворить потребности в ГСМ минимум до 2030 года. После 2017 года мы начнем готовить ТЭО для реализации данного проекта. При этом необходимо учесть, что завод на 10 млн тонн нефти стоит $10 млрд и его нужно будет окупить. И здесь встает вопрос цены. Ведь у нас открытые границы – нельзя забывать, что мы находимся в едином таможенном пространстве, а с 1 января вступаем в единое экономическое пространство. И чтобы окупить затраты на модернизацию НПЗ, нам необходимо уже сейчас просчитать все нюансы. Также надо понимать, что возможно как перепроизводство ГСМ, так и его недопроизводство. Очень важно найти правильный баланс. Поэтому мы ведем тесную работу с нашими соседями по гармонизации в области акцизной политики, налогообложения и объемов производства для того, чтобы сбалансировать рынок, и с учетом наращивания нашего экспортного потенциала. Мы должны знать, что в этой области делают в соседних странах, нужен ли наш бензин Китаю, Узбекистану или Кыргызстану, другим государствам. И все эти задачи необходимо решить еще до строительства новых мощностей.
- Старт добычи на месторождении Кашаган также неоднократно откладывали. Насколько увеличится стоимость проекта в связи с последним переносом сроков старта добычи?
- В соответствии с положениями и условиями Соглашения о разделе продукции по Северному Каспию от 18 ноября 1997 года (СРП) подрядчик несет ответственность за все нефтяные операции в рамках Северо-Каспийского проекта и за предоставление на рассмотрение всех программ и отчетов по нефтяным операциям.
В настоящее время подрядчиком проводится расчет окончательной стоимости работ связанных с заменой трубопроводов. В связи с этим заявление об увеличении стоимости данных работ считаем преждевременным.
Вместе с тем отмечу, что все затраты, связанные со строительством новых трубопроводов, в соответствии с условиями СРП являются невозмещаемыми для подрядчика затратами. Также подрядчиком разрабатывается график строительных работ и возобновления добычи, который учитывает все процессы строительства трубопроводов, включая тестирование трубопроводов и влияние сезонных изменений климата.
Согласно представленной на сегодня подрядчиком информации, возобновление добычи на Кашагане запланировано на конец 2016 года и на сегодняшний день нет причин для пересмотра прогнозной даты.
- Говорит ли назначение именно Вас, Владимир Сергеевич, на должность министра энергетики о том, что Казахстан намерен более активно развивать атомную энергетику?
- Больше не говорит, чем говорит!
- На какой стадии сейчас находится решение вопроса о строительстве АЭС в Казахстане?
- Распоряжением премьер-министра РК утвержден План первоочередных мероприятий по строительству атомных электростанций в Республике Казахстан, в соответствии с которым создается управляющая компания по реализации проекта строительства АЭС, с возложением на нее функций по разработке технико-экономических обоснований проекта строительства АЭС в районе города Курчатов в ВКО, и близ озера Балхаш Алматинской области. По результатам ТЭО правительством нашей страны будет приниматься решение. При этом разработка и утверждение ТЭО строительства АЭС могут занять около двух лет.
- МАГАТЭ одобрило кандидатуру Казахстана для размещения на территории республики Международного банка низкообогащенного урана МАГАТЭ. Изменилась ли ситуация после утери контейнера с цезием?
- Нет, ситуация не изменилась. Утеря контейнера произошла из-за нарушения правил транспортировки. В настоящее время работа с экспертами МАГАТЭ по вопросам размещения Банка НОУ продолжается.