В Казахстане планируют внести изменения в систему госзакупок. В частности, предлагается ограничить применение девяти оснований для закупок из одного источника, а три из них полностью исключить. Ожидается, что экономический эффект составит более 49 млрд тенге ежегодно. Об этом заявил первый заместитель председателя Агентства РК по защите и развитию конкуренции Рустам Ахметов, представляя законопроект по вопросам развития конкуренции в мажилисе, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Согласно нашим данным, только за 2020 год объем государственных закупок из одного источника путем прямого заключения договора превысил 2 трлн 300 млрд тенге, что составляет не менее 40% от общего объема государственных закупок, или 3,6% ВВП, - сказал Рустам Ахметов. - В этой связи предлагается ограничить применение девяти оснований закупок из одного источника, из них три полностью исключить. Ожидается, что экономический эффект составит более 49 млрд тенге ежегодно».
Читайте также
О результатах проверок за 8 месяцев 2021 года сообщил глава Минфина
Кроме того, планируется сократить количество операторов с исключительными правами на осуществление определенных видов деятельности.
«Сейчас у нас фактически создан альтернативный институт так называемых государственных и частных операторов. Мы выявили 51 оператора, 47 из них созданы с государственным участием. Что предлагается: распространить на них такой же правовой режим ограничений, который действует на субъектов государственных монополий. Это регулирование цен, запрет на осуществление иной деятельности с целью исключения отрицательного воздействия монополий на смежные рынки, конкурсный отбор и публичность деятельности. Но самое главное, это работа по их сокращению», - отметил Рустам Ахметов.
По его словам, в отношении девяти операторов будут приняты кардинальные меры: 4 ликвидировано, 5 субъектов рынка будут лишены статуса оператора уже в этом году.
Читайте также
Эти вопросы обсуждали на совещании министров экономики стран-участниц Союза
«В среднем субъектами рынка цены снижены от 5% до 25%. Вместе с этим применение мер ценового контроля является лишь временным инструментом, поэтому необходимы меры по развитию конкуренции. На сегодняшний день состояние конкуренции в стране характеризуется высоким уровнем концентрации на основных товарных рынках и высоким уровнем государственного участия в экономике. Поэтому наша работа и нормы законопроекта направлены на решение трех основных регуляторных барьеров, которые так или иначе связаны с участием государства в экономике», - сказал Рустам Ахметов.
Также речь шла о планах по сокращению государственного участия в предпринимательской деятельности.
«Сегодня в Казахстане созданы и функционируют более 2 тыс. предприятий (АО, ТОО) коммерческого профиля. Несмотря на сокращение их видов деятельности на треть, с 347 до 242, данный инструмент регулирования не оказывает существенного влияния на уровень государственного участия в предпринимательстве, поскольку не затрагивает основные виды деятельности», - уточнил Рустам Ахметов.
Читайте также
Высокий уровень госучастия в экономике является основным барьером развития конкуренции
В связи с этим предлагается проведение секторального анализа государственной собственности.
«Базовыми критериями для исключения государственного участия при секторальном подходе будут определены доля МСБ, объем частных инвестиций в отрасль, оборот розничной торговли частных предпринимателей. К примеру, на уровне городов республиканского, областного и районного значения должны быть приватизированы стоматологии, охранные предприятия, транспортные службы, предприятия по благоустройству и прочее», - отметил Рустам Ахметов.
Другим способом снижения госучастия является сокращение оснований для выделения государственных заданий как наиболее распространенной формы финансирования госкомпаний.
Как оказалось, объем средств, выделяемых на государственные задания, стремительно растет: со 171 млрд тенге в 2018 году до 378 млрд тенге в 2020 году.
«Предлагаемый перечень позволит ограничить рост неконкурентного закупа товаров и заложить правовые основы для его дальнейшего сокращения. Ожидаемый эффект от предложенного в законопроекте cокращения государственных заданий уже составит 30 млрд тенге», - заключил заместитель председателя Агентства РК по защите и развитию конкуренции.