Формулировка «социальное предпринимательство» в Предпринимательском кодексе Казахстана появилась совсем недавно, после того как 10 июня 2021 года сенатом был принят соответствующий закон. В новой главе расписано, какой именно вид предпринимательства может называться социальным, как этот статус можно получить и на какую поддержку от государства такие предприниматели могут рассчитывать.
В мировой практике социальное предпринимательство принято понимать как оказание услуг или производство товаров с целью решения определенной социальной проблемы или предоставления выгоды обществу.
Сегодня, когда социальные предприниматели получили поддержку на уровне государства, довольно остро встал другой вопрос: какими знаниями и навыками они должны обладать? Что нужно знать НПО, которые никогда не сталкивались с бизнесом?
В начале лета в Казахстане стартовала Школа социального предпринимательства «Өрелі ұрпақ» в рамках проекта Академия НПО, реализованного при содействии Центра поддержки гражданских инициатив.
Школа вызвала активный интерес со стороны неправительственных организаций: инициаторы проекта предлагали получить знания бесплатно и в формате онлайн. Что важно, перед запуском проекта казахстанские ученые провели исследование, чтобы выявить, какие направления наиболее востребованы общественниками, в чем конкретно им не хватает знаний.
Как выяснилось, организации сегодня беспокоит ряд проблем, среди которых: отсутствие финансовой устойчивости, юридической грамотности, зависимость от государственных грантов, падение уровня доверия к НПО и другие.
Таким образом, удалось составить качественную программу обучения, в которую вошли «Стратегическое мышление», «Навыки эффективного управления», «Социальный маркетинг», «Финансовая грамотность», «Составление бизнес-модели\бизнес-плана».
С июня по август 2021 года обучение прошли 3 потока начинающих и продвинутых социальных предпринимателей. Каждый поток длился 5 недель с сопровождением в ZOOM-конференциях и предоставлением материалов в Google-классе. Все слушатели получили рекомендации от приглашенных бизнес-тренеров программы, среди которых Гульмира Курганбаева, Светлана Байгалиева, Арман Акбердиев, Алма Архабаева, Елена Ифутина и другие.
«Такие проекты как Школа социального предпринимательства очень важны, так как не каждый социальный предприниматель может пригласить себе консультанта или коуча, а в рамках обучения можно получить индивидуальные консультации и советы, на примере кейсов применить отдельные инструменты в своей практической деятельности. Модули программы были логически правильно выстроены, чтобы слушатели могли сформировать дальнейшее видение своего социального бизнеса. 90% слушателей были активны, прорабатывали кейсы и задания на примерах своих социальных идей и проектов», - делится выводами один из тренеров проекта Арман Акбердиев.
Программу Школы успешно завершили 167 слушателей. Все они с большой благодарностью отзываются о программе.
«Я впервые участвую в таком проекте и за время обучения получила огромную пользу, так как смогла сформировать ряд новых социальных идей, конкретизировать стратегические цели своего проекта, появилось понимание, как реализовать свою бизнес-идею. В планах реализовать социальный проект, связанный с лечебной физкультурой, сейчас начинаю работу над бизнес-планом, к счастью, у меня есть все материалы. Также у меня есть возможность обратиться за консультацией к организаторам проекта и тренерам», - говорит участница Школы социального предпринимательства Лаззат Жамалиева.
Организаторы Школы социального предпринимательства отмечают: нельзя забывать, что НПО – это целая система, поэтому в обучении нужно применять системный подход. Например, необходимо учитывать и природу развития НПО, и повышение эффективности организации, и развитие организационного потенциала.
«Модель, которую мы используем в обучении, так называемый парагогический подход, предполагает обучение в онлайн-формате и с дальнейшей возможностью смешанного обучения (онлайн-офлайн) с возможностью синхронного и асинхронного обучения. Таким образом, каждый, кто входит в обучение, выбирает свою траекторию, темы и темп обучения, учитывая личную и организационную загруженность и возможности временные и личностные», - подчеркивает руководитель проекта Ирина Виговская.
«Наши программы уделяют внимание восьми ключевым функциям: накопление внутреннего опыта, доступ к внешнему обучению, коммуникационные системы, подведение итогов, развитие организационной памяти, интеграция обучения в стратегию и политику, применение обучения и создание благоприятной культуры», - отмечает Ирина Виговская.
Первый этап обучения социальных предпринимателей завершен, и можно делать выводы о том, что потребность НПО в получении качественных практических знаний и навыков остается очень высокой. Имея прочную образовательную базу, общественные организации Казахстана могут с уверенностью развивать социальное предпринимательство, тем более что сегодня их права и деятельность поддерживаются на уровне закона.