В Казахстане создадут интерактивную карту проблем экспортеров на основе диагностики предприятий, продолжатся торговые миссии и программа акселерации. Все это входит в список мер по развитию несырьевого экспорта. Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz побеседовал с вице-министром торговли и интеграции Кайратом Торебаевым о результатах торговых миссий, эффективности торговых домов и предназначении агропоездов.
- Кайрат Калмукаметович, в этом году возобновились выездные В2В-встречи и торговые миссии. Еще в начале года говорили, что будут организованы 10 торговых экономических миссий и 2 международные выставки. Какие из них уже прошли и какие результаты достигнуты?
- Проведение презентационных мероприятий в зарубежных странах является востребованной экспортёрами площадкой: в 2017-2019 годах услуга была оказана 725 компаниям. По итогам было подписано 185 экспортных соглашений на общую сумму 327 млрд тенге.
На финансирование данных мер ежегодно выделялось порядка 3 млрд тенге. В 2020 году в связи с мировой пандемией экспортные мероприятия не проводились.
С начала текущего года проведено 5 торгово-экономических миссий в странах Центральной Азии, таких как Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан, а также в городах Российской Федерации - Екатеринбурге и Казани. В рамках мероприятий приняло участие более 160 отечественных товаропроизводителей из пищевой, машиностроительной, химической, строительных отраслей, ИТ и логистических услуг. Подписано более 40 экспортных контрактов и соглашений на общую сумму более 162 млн долларов. На каждый потраченный тенге бюджетных средств, направленных на сервисную поддержку экспорта, доход компаний составил 667 тенге. (То есть 68,7 млрд тенге соглашения/103 млн тенге фактических расходы на 30.07.2021).
Всего до конца года планируется провести еще 5 торгово-экономических миссий и 2 международные выставки в формате национального стенда.
- Мы часто слышим о том, что Казахстан может расширить список экспортируемых товаров. Действительно ли мы готовы к этому? Казахстанские предприятия могут обеспечить бесперебойную поставку большого объема товаров?
- Сегодня только более 400 казахстанских компаний представляют отечественное производство за рубежом, до сих пор доля экспорта несырьевых товаров в глобальной торговой цепочке остается низкой.
Многие отечественные товаропроизводители на каждом этапе сталкиваются с проблемами при выходе на внешние рынки и не знают, как справляться с вызовами. Предприятия, которые еще не экспортировали, зачастую «боятся» сделать это впервые из-за отсутствия компетенции ВЭД. Потенциальные и действующие экспортеры имеют высокие транзакционные издержки по получению информации о возможностях экспорта на международные рынки сбыта.
В мире система акселерации – один из важнейших инструментов поддержки и развития экспортеров. Экспортный акселератор на сегодняшний день действует в таких странах, Канада, Австралия, Россия, Марокко, США, Германия, Узбекистан, Малайзия, Франция, Новая Зеландия. У них он работает с консалтинговыми компания, такими как PricewaterhouseCoopers, KPMG, Deloitte, Digital, и финансовыми институтами: Deutsche Bank, Сбербанк, РосЭксимбанк.
Программа акселерации может быть ориентирована как на компании, не имеющие опыта экспортной деятельности, так и на действующих экспортеров, стремящихся расширить географию экспорта.
Считаем, что изначально мы должны «знать» каждого от способного до активного экспортера «в лицо», содействовать взращиванию плеяды «зрелых» экспортеров. Уже начата работа по проведению диагностики действующих и потенциальных экспортеров несырьевых товаров, услуг, которая позволит определить таргетируемые группы экспортеров с потенциалом роста. Будет создана интерактивная карта проблем экспортеров на основе диагностики предприятий.
Программа с 2020 по 2025 год планирует охватить 1000 отечественных товаропроизводителей. Из них 30%, то есть 303 предприятия, которые ранее не пробовали себя в экспортной деятельности и получат свои первые экспортные контракты, остальные 70% — это участники экспортной деятельности, которые увеличат свои экспортные объемы или же откроют для себя новые целевые рынки с регулярными поставками.
В 2020 году в рамках акселерации была проведена работа по 35 предприятиям пищевой промышленности, страной экспорта был выбран Китай, в то время как в 2021 году мы экстенсивно масштабируем позитивный апробированный инструмент - это и отрасли, и география, и количество «студентов». Работа по акселерации проводится по более 100 предприятиям 5 отраслей промышленности: пищевой, машиностроения, легкой и химической промышленности, а также сферы услуг (IT, компьютерные). Страны экспорта в 2021 году - РФ, КНР, Узбекистан, Кыргызстан, ОАЭ.
Читайте также
Предприятия по дублению и выделке кожи работают в 11 регионах Казахстана
- Выше вы говорили о проблемах - какие чаще всего вопросы возникают у казахстанских производителей при экспорте?
- Министерство торговли и интеграции РК на постоянной основе слушает и изучает проблемы, поступающие от предприятий-экспортеров, ассоциаций, и содействует выработке предложений по их решению.
В настоящее время отечественные экспортеры сталкиваются с рядом проблем в зависимости от страны назначения. Пандемия коронавируса внесла свои коррективы в условия и возможности международной торговли. Страны предъявляют повышенные требования не только к качеству и безопасности продукции, но и к ее упаковке и транспортировке, постоянно меняются правила ввоза импортной продукции. В таких условиях необходимы постоянный мониторинг меняющихся условий торговли и своевременное уведомление экспортеров.
База проблемных вопросов экспортеров формируется через разные каналы связи – обращения от экспортеров, отраслевых ассоциаций и объединений, обращения через телеграм-канал @exportgov, встречи и мероприятия с бизнес-сообществом, заседания региональных экспортных советов и другие.
Так, во время проведения встреч с экспортерами в регионах одной из основных выявленных проблем было получение мер государственной поддержки. В частности, у большинства экспортеров регионов возникали затруднения с получением мер поддержки согласно Правилам возмещения части затрат субъектов индустриально-инновационной деятельности по продвижению отечественных обработанных товаров (приказ министра по инвестициям и развитию РК от 30.11.2015 г. №1128). Мы их анализируем и с предсказуемой для бизнеса регулярностью адаптируем эти Правила.
Отраслевые проблемы экспортеров: нехватка сырья для переработки, нехватка вагонов и заторы при доставке грузов, повышенные транзитные тарифы при транспортировке грузов через третьи страны, дорогая и сложная логистика из Казахстана в ОАЭ, санкции против Ирана, рост Ж/Д тарифов, тарифов на электроэнергию и др.
Читайте также
В компании рассказали о проблемах на рынке контейнерных перевозок и как их можно решить
- Какие ошибки совершают сами предприниматели при выходе на зарубежные рынки?
- Так как процесс экспорта занимает больше времени чем поставки на внутренний рынок, предприятия тщательно прорабатывают вопросы внешней торговли. Для предоставления информации отечественным предприятиям по основным вопросам, возникающим в ходе ведения внешнеэкономической деятельности, QazTrade разработан цикл видеоуроков. С помощью данных материалов экспортно ориентированные предприятия Казахстана могут обучиться по вопросам, связанным с осуществлением экспортных операций.
Вместе с тем на сегодняшний день успешно функционирует telegram-канал @exportgov, где предприниматели могут задать интересующие их вопросы по ВЭД и в кратчайшие сроки получить ответ. Кроме telegram-канала потенциальный экспортер может обратиться по своим вопросам к нам по телефону и электронной почте.
Консультационно-аналитическая поддержка позволяет отечественным предприятиям определить целевые рынки с высоким спросом на импорт и получить необходимую информацию по требованиям к продукции на данных рынках. После получения необходимой информации по целевому рынку предприятие вносится в реестр экспортеров, который используется для формирования перечня потенциальных поставщиков для импортеров, обратившихся в загранучреждения РК с заинтересованностью в казахстанской продукции.
Далее благодаря ценовой конкурентоспособности, обеспеченной возмещением затрат на продвижение экспорта, казахстанские экспортеры с полной уверенностью осваивают новые рынки сбыта и наращивают присутствие на своих традиционных рынках, а предприятия, поставлявшие продукцию на внутренний рынок, становятся экспортерами.
Таким образом, МТИ РК предпринимаются меры для предотвращения и решения проблем у отечественных предприятий, возникших при совершении экспортных операций.
- Какие инструменты государственной поддержки предусмотрены? Какие из них пользуются наибольшим спросом у предпринимателей?
- Министерством оказываются финансовые и нефинансовые меры поддержки отечественных экспортеров, в том числе:
1) диагностика экспортного потенциала в рамках программы экспортной акселерации;
2) организация и проведение торговых миссий, осуществление выставочно-ярмарочной деятельности, продвижение товарных знаков отечественных производителей за рубежом и организация национальных стендов казахстанских производителей за рубежом;
3) повышение информированности потенциальных зарубежных покупателей через размещение на постоянной основе информации об отечественных производителях и их товарах, услугах за рубежом;
4) оказание информационной и аналитической поддержки по вопросам развития и продвижения экспорта отечественных обработанных товаров, услуг;
5) использование механизмов экспортного торгового финансирования, кредитования и страхования.
6) вывод на международные электронные площадки (Alibaba);
7) возмещение части затрат экспортерам.
Вышеуказанные меры пользуются высоким спросом среди предпринимателей.
Читайте также
В рамках экспортной акселерации 35 предприятий уже заключили контракты на 32 млн долларов
- На какой стадии вопрос поставок казахстанских продуктов для сети «Х5 Retail Group»? Какие компании могут стать поставщиками этой сети и предварительно какой объем продуктов ежемесячно Казахстан может поставлять?
- В Казахстане проводится масштабная работа по выводу предприятий на крупные зарубежные торговые сети, включая российское направление. С «Х5 Retail Group» налажены прямые связи с такими производителями фруктов и овощей, как: ТОО «Green Land Alatau», ТОО «Ecoinvest», ТОО «Agro Impex», ТОО «Eurasian Ecoproduct», ТОО «Ecoculture Fileds», ТОО «НАК», ТОО «Алма Трейд», ТОО «Фрут Трейд», ТОО «Greenhouse Kazakhstan», ТОО «Greenhouse Qaztomat», ТОО «MCC Trade», а также производителем соков ТОО «Dala Fruit», текстильной продукции ТОО «Azala», мяса ТОО «Kazmyaso» и ТОО «MeetKing», и другими компаниями, с которыми налажена работа или процесс находится на этапе подписания договоров о поставках.
Некоторые экспортеры воспринимают соблюдение правил (условий по вхождению в торговые сети, конкурентоспособную цену и т.д.) как трудности, направленные против казахстанских предпринимателей при ведении бизнеса в России. Часто упаковка не соответствует требованиям покупателей либо продукция отгружается без упаковки, казахстанские экспортёры требуют вывоз продукции со своего склада без предоставления доставки до покупателя и др.
Одна из главных проблем при вхождении в торговые сети - то, что казахстанские производители не могут поставить запрашиваемый объем, требующийся федеральным торговым сетям круглогодично (а не разово).
Чтобы поставлять товары «Х5 Retail Group» через распределительные центры, партнёрам необходимо соблюдать следующие условия:
· поставлять товар в строгом соответствии с заказом по ассортименту, количеству, дате поставки.
· товар должен находиться на паллетах EURO-стандарта (размерность 800 х 1200 х 150 мм), не более одного наименования на каждой паллете.
· высота укладки товара не должна превышать суммарно по высоте 1350 мм.
· в случае размещения на паллетах одного или двух слоёв товара допускается размещение паллеты на паллету, если это не приведёт к потере потребительских качеств товара.
Чтобы укладка товара была целостной, необходимо использовать:
· систему укладки товара (пакетирование).
· связку товара с паллетой (стропование).
· упаковку товара на паллете термоусадочной плёнкой (толщиной от 0,15 мм) или лентой для фиксации товара на паллете.
Представители сети «Х5 Retail Group» выразили заинтересованность в долгосрочной работе по организации поставок продукции из Республики Казахстан и готовы к обмену аналитической информацией и опытом по организации товаропроводящей системы. Так, было предложено проработать вопрос об организации приемки контроля качества товаров, поставляемых для Х5 на территории Республики Казахстан, с целью упрощения схемы поставок для казахстанских производителей.
- С какими еще сетями ведутся переговоры о поставках казахстанской продукции?
- Министерством на постоянной основе совместно с национальными институтами в области развития и продвижения экспорта, а также Торговым представительством РК в РФ ведутся переговоры с контрпартнерами казахстанких производителей, в том числе с торговыми сетями.
К примеру, по итогам 2020 года были проведены переговоры с представителями федеральных торговых сетей России («Лента», «Магнит», «Мария РА»), которые подтвердили свою заинтересованность в поставках из Казахстана капусты на Урал и Сибирь с возможностью увеличения поставок до 10 фур в неделю.
Проведены переговоры с федеральными торговыми сетями для ускоренного прохождения процедур отбора торговыми сетями поставщиков, условия оплаты (отсрочка платежа на 14 дней), условия доставки, упаковки и заключения договоров и получены списки казахстанских предприятий, отобранных сетями.
Кроме этого, компанией ТОО «GrienFields» Алматинской области были достигнуты договоренности с торговой сетью «Ярче», ТОО «Dala-Fruit.kz» Туркестанской области заключены договоры с ООО «Камелот-А» на поставку яблок.
Вместе с тем на поставку казахстанской продукции ведутся переговоры с украинскими торговыми сетями, такими как СИЛЬПО, которая насчитывает 297 супермаркетов различной площади, ценового сегмента и концепции, а также являющейся частью торгово-промышленной группы Fozzy Group. Вместе с тем переговоры ведутся с украинской сетью «АТБ-Маркет», насчитывающей более 1000 магазинов.
- На какие казахстанские продукты есть спрос на рынках соседних стран?
- К примеру, в страны Центральной Азии Казахстан поставляет сельскохозяйственные товары (652,2 млн долларов): пшеницу, крупный рогатый скот, масло подсолнечное, муку, картофель, полуфабрикаты из нелегированной стали (88,6 млн долларов), нефтепродукты (77,5 млн долларов), рельсы из черных металлов, используемые для железнодорожных или трамвайных путей, автомобили легковые (109,5 млн долларов).
Вместе с тем у нас имеется перечень более 100 позиций потенциальной экспортной продукции на рынок соседних стран в таких отраслях, как металлургическая, пищевая, машиностроительная, химическая и нефтехимическая отрасли.
- Насколько эффективна работа торговых домов? В этом году открылись торговые дома в Азербайджане и Узбекистане – есть эффект от их присутствия на рынке?
- В Казахстане представлены успешно функционирующие торговые дома зарубежных стран. Так, например, торгово-выставочный дом «Orienthall» в Шымкенте представляет широкий ассортимент текстильной продукции для всей семьи, большой выбор изделий из шелка, атласа и хлопка в восточном колорите, махровые изделия, фарфоровую посуду ручной работы, широкий выбор бытовой техники и сотовых телефонов под брендом «Сделано в Узбекистане». Через данный торговый дом в Казахстане было реализовано узбекских товаров на 10 млн долларов.
Мировая практика показала, что этот инструмент организации непрямого экспорта довольно действенный и значимый механизм в развитии несырьевого экспорта страны. К примеру, с 2012 года в России работает торговая сеть «Баурсак», которая насчитывает 7 магазинов исключительно казахстанской продукции. Компания занимается розничной продажей и доставкой продуктов из Казахстана в Москву и Московскую область. На прилавках торговой сети представлено порядка 1800 наименований продукции от 35 производителей Республики Казахстан. Внедрение супермаркетов самообслуживания, а также проведение дегустационных мероприятий в магазинах сети «Баурсак» позволило значительно увеличить объемы продаж. Данный инструмент продвижения несырьевой продукции наглядно демонстрирует значительный спрос на продукцию, а также эффективность этого инструмента.
Читайте также
- Еще один проект, о котором говорили в последнее время, - это агрологистический коридор «Россия – Узбекистан». Что он даст Казахстану, чем может быть интересен казахстанским предприятиям?
- В настоящее время в Казахстане доля затрат на транспортировку экспортных грузов достигает 30% от конечной себестоимости товаров. При этом железнодорожным транспортом в основном перевозятся массовые грузы, такие как уголь, металлы, руды, зерно, тогда как пищевая продукция в основном перевозится автотранспортом, в том числе в рефрижераторных или изотермических грузовых АТС.
На сегодняшний день ведется работа по организации агропоездов и других агрологистических сервисов в нескольких направлениях.
С одной стороны, железнодорожные компании России, Казахстана и Узбекистана планируют развитие агроэкспрессов в направлении Узбекистан-Россия, с другой стороны, АО «QazTrade», дочерней компанией Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан, в сотрудничестве с отечественными, узбекистанскими, таджикистанскими и российскими компаниями прорабатывается организация агропоезда, а также автокаравана между Центральной Азией и Россией.
Здесь мы видим возможность интеграции проектов для достижения большей синергии и максимального эффекта за счет установления оптимальных сквозных тарифов и баланса встречных грузовых потоков.
Для казахстанских предприятий и производителей данные проекты создадут дополнительные логистические возможности для укрепления своих позиций не только на рынке России, соседей по Центральноазиатскому региону, но и задел для будущего выхода на более отдаленные рынки через эти страны.
Перспективным проектом является организации автокаравана «Юг-Север» с аграрной продукцией из Узбекистана, Таджикистана и Казахстана в Россию, а также в обратном направлении с импортом из России. В частности, ведется поиск надежных экспортеров плодоовощной и пищевой продукции, готовых участвовать в проекте и подходящих под условия перевозки, переговоры с российскими импортерами.
В данную цепь поставок будет включен как наш экспорт в страны Центральной Азии, так и импорт.
В целом развитие агрологистического коридора благоприятно скажется на наращивании экспорта отечественной продукции на внешние рынки, а также позволит снизить цены на импортируемые товары как для оптовых сетей, так и для конечного потребителя за счет оптимизации логистических издержек и обеспечить стабильность продовольственного рынка.
Читайте также
Это даст бизнесу конкурентные преимущества и значительно увеличит товарооборот между странами
- На каком этапе работа по законопроекту «Об экспортно-кредитном Агентстве Республики Казахстан»? В чем основная суть документа и когда он может быть принят?
- Министерством торговли и интеграции Республики Казахстан в целях создания современного экспортного кредитного агентства на базе АО «Экспортная страховая компания «KazakhExport» путем вывода из-под регулирования Закона Республи Казахсан «О страховой деятельности» разработаны концепции проектов законов Республики Казахстан «Об экспортно-кредитном агентстве Республики Казахстан» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения мер по развитию и продвижению экспорта отечественных обработанных товаров (работ, услуг) на внешние рынки».
26 мая 2021 года Межведомственной комиссией по вопросам законопроектной деятельности данные концепции одобрены.
Согласно пункту 4.2) закрепление исполнения поручений Президента Республики Казахстан от 10 июня 2021 года министерствам торговли и интеграции, юстиции поручено внести законодательные изменения в части формирования регуляторного режима для единого оператора финансовой поддержки экспорта АО «ЭСК «KazakhExport», направленного на оперативность, исключение бюрократии и подотчетность с формой завершения проекта Закона Республики Казахстан со сроком исполнения 20 декабря 2021 года.
На сегодняшний день при Министерстве торговли и интеграции Республики Казахстан создана рабочая группа по подготовки вышеуказанных проектов законов.