Средняя стоимость продуктов «новогодней корзины» составляет 21 тыс. 236 тенге, сообщили деловому порталу Kapital.kz в ОО «Казпотребнадзор». Исследование проведено ОО «Казпотребнадзор» совместно с исследовательским агентством «Рейтинг.kz».
По их данным, самыми демократичными супермаркетами Алматы оказались Green, Magnum и A-Store. Однако цены рынка «Алтын-Орда» и «оптовки» на 14% ниже, чем в самом недорогом супермаркете.
Средняя цена новогоднего стола на трех взрослых человек в торговых точках Алматы, охваченных исследованием, составляет 21 тыс. 211 тенге. Для сравнения, величина прожиточного минимума в стране лишь немного превышает порог в 18 тыс. тенге.
Как показали результаты анализа, покупки к новогоднему столу на «Алтын-Орде» обойдутся на 17% дешевле, чем в среднем в супермаркетах, охваченных исследованием и почти на треть дешевле, чем в самом дорогом супермаркете.
Популярный среди алматинцев «Зеленый базар» по результатам исследования оказался существенно дороже других рынков города, но дешевле большинства супермаркетов (6 место).
Покупки на базарах наряду с преимуществами доставляют множество неудобств: антисанитария; повышенная вероятность намеренного обмана на сдаче; неточность весов у многих торговцев; отсутствие специализированных помещений для хранения товаров (результат – замерзшие овощи и фрукты); избыток недоброкачественных и поддельных товаров и т.д.
Исследование показало, что совокупная стоимость новогодней продовольственной корзины в большинстве крупных супермаркетов, отличается незначительно. Суммарный разброс цен в пяти супермаркетах-лидерах составил около 1 тыс. 300 тенге (около 6%).
По результатам исследования зафиксирована незначительная разница в стоимости продуктов к новогоднему столу в трех супермаркетах-лидерах рейтинга: Green (20 321 тенге), Magnum (20 712 тенге), A-Store (20 754 тенге).
Такой же перечень продуктов в Metro и «Рамсторе» обойдется примерно на 5% дороже, чем в самом дешевом супермаркете (21 389 и 21 538 тенге соответственно). Безусловными аутсайдерами рейтинга ожидаемо стали «Юбилейный» и «Столичный» (24 911 и 25 160 тенге соответственно). Здесь цены намного выше, чем в супермаркетах эконом-сегмента.
При формировании перечня товаров к новогоднему столу ставилась задача включить в него все наиболее популярные марки каждого из товаров, которые представлены в большинстве торговых точек города. Тем не менее, во всех без исключения торговых точках не оказалось полного ассортимента товаров.
Также как и по критерию «цена», лидерами рейтинга по наличию товаров стали базары. Очевидно, что это является результатом высокой конкуренции между торговцами и большой проходимостью товаров. Абсолютный лидер среди супермаркетов по ассортименту – Magnum. Наиболее дефицитный товар в исследованных торговых точках – мякоть конины (жая). На момент сбора данных она отсутствовала в половине исследованных торговых точек.
В результате исследования был сделан вывод, что на базарах выгоднее всего покупать мясные продукты. Например, мякоть говядины на «Алтын-Орде» стоит 1 тыс. 400 тенге, в то время как в супермаркетах цена на него начинается с 2 тыс. тенге (разница - 42%). Цены на овощи и фрукты на базарах сопоставимы с ценами в большинстве супермаркетов.