USD
514.93₸
-0.960
EUR
536.04₸
-0.280
RUB
5.18₸
+0.010
BRENT
73.65$
BTC
96498.10$
-2233.800

Когда мы снова заживем «как раньше»?

Пять трендов пандемии, которые останутся с нами навсегда

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

Весь мир ждет магического «как раньше», того прекрасного времени, когда пандемия закончится, социальную дистанцию и масочный режим отменят, и все мы вздохнем с облегчением и заживем привычной жизнью с крупными конференциями и форумами, концертами и детьми в школах. Помните анекдот про путешественника во времени, который попадает в 2020 год и узнав, какой это год, говорит: «А-а-а, первый год пятилетнего карантина...» Так вот — не такой уж и смешной это анекдот. По последним официальным данным Всемирной организации здравоохранения, пандемия на закончится раньше середины 2022 года, а учитывая скорость появления новых разновидностей вируса, эту дату можно смело отодвигать еще дальше. Но даже тогда шанс на призрачное «как раньше» — минимален. Пандемия задала абсолютно новые тренды, которые останутся с нами если и не навсегда, то очень надолго.

Первый тренд: офлайн - это новая привилегия. Не секрет, что пандемия значительно ускорила процессы цифровизации и, в частности, грубо подтолкнула систему образования к удаленному формату работы. То, что раньше планировалось только как отдаленная перспектива, стало реальностью за какие-то полгода — полностью дистанционное обучение для подавляющего числа учащихся. Конечно, процесс не идеален, но если учитывать сроки, за которые  мы всей страной перешли на уделенное обучение — результаты впечатляющие. А главное, на первый план вышли вопросы экономической целесообразности возраста к офлайн-обучению. Обучать онлайн — дешевле. Кажется, что офлайн станет новой привилегией, а базовое бесплатное образование в том или ином виде так и останется онлайн.

Это же касается и разнообразных образовательных и не очень форумов и конференций. Огромные бизнес-саммиты, форумы производителей чего угодно и крупные конференции ассоциаций, конечно же, останутся — но скорее всего, там, где раньше все было бесплатно, завтра офлайн-часть станет платной, а вот онлайн-участие будет оставаться бесплатным. Офлайн — как новая привилегия вносит свои коррективы в нашу жизнь.

Второй тренд — контроль ради вашей безопасности. Входы и выходы по специальным кодам, ограничение доступа и контроль за перемещениями - вынужденная мера во время пандемии, особенно в ее начальной стадии, когда заражение еще можно попробовать сдержать, не дав распространиться болезни. Однако, взявшись один раз контролировать — очень сложно отказаться от такой власти. Ведь, зная сколько реально было посетителей у того или иного кафе, с легкостью можно узнать, не скрывает ли оно налоги и сколько сотрудников там работает, не оформившись официально. Усиленный контроль ради нашей общей безопасности останется с нами очень надолго.

Третий тренд — «вакцинация всему голова». Тотальная битва за вакцинирование, скорее всего, не остановится на коронавирусе. На самом деле на планете все еще достаточно большое количество опасных болезней, которые легко избежать при правильном и своевременном вакцинированнии. Например, корь, вспышка которой была всего за год до пандемии коронавируса. Есть достаточно большая вероятность, что после успешного применения методов условно принудительной вакцинации вспомнят и про другие вакцины, например, устроить детей в садики без настоящего медотвода станет гораздо сложнее, а может и вовсе взрослым запретят работать без полного паспорта вакцинации.

Четвертый тренд — курьеры и доставка. Огромные моллы и бесконечные супермаркеты будут и дальше терять свою незаменимость на фоне небольших магазинов у дома и курьерских служб доставки. Зачем ездить за покупками каждую неделю, если специально обученные люди соберут вам ваш пакет продуктов и доставят в удобное время прямо домой. При этом сделают это дешевле, ведь больше не надо тратить деньги на персонал зала, аренду дорогого торгового оборудования и красивые полки. Достаточно иметь склад и логистику. А то, что забыли купить во время еженедельной закупки, всегда можно взять в магазине у дома. Кстати, в эту нишу уже давно пытаются идти многие крупные ретейлеры. В России у них это получается лучше, в Казахстане пока попытки идти в формат «магазинов у дома» не так успешны.

Пятый тренд — глобализация отступает. Падение мировой торговли в 2020 году, по разным оценкам, составило от 8 до 15%, при этом тренд на сокращение пока сохранится и в этом году. В условиях пандемии каждый в первую очередь думает о себе и обеспечивает себя. Произошли процессы так называемой «национализации экономик», и здесь Казахстану стоит очень серьезно задуматься о собственном защищенном будущем, ведь мы импортозависимая экономика. Условия, когда без импорта нам просто будет нечего кушать, недопустимы, а значит - отход от этой модели в сторону собственного производства, способного полностью насытить внутренний рынок, будет с нами в ближайшие годы.

Андрей Чеботарев, аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.