Лжетранзит, ввоз товаров в адрес фиктивных получателей, занижение цен, а также незаявленные товары - основные причины проведения проверок. С какими ухищрениями экспортеров приходится бороться органам госдоходов на границе, говорится в сообщении пресс-службы Комитета государственных доходов (КГД).
В ведомстве отметили, что проверки не могут длиться 30 дней. В среднем проверки проводятся в течение 3-5 дней, после чего автотранспортные средства следуют по своему маршруту, повторные проверки в других регионах Казахстана не проводят. Время проверки может продлиться из-за несвоевременного представления перевозчиками товаросопроводительных документов, предусмотренных при международных перевозках, недопуска к проверке, а также в случае направления запросов в правоохранительные органы по выявленным нарушениям. Чтобы не затягивать сроки проверок, в настоящее время на местах выделено дополнительное количество работников органов государственных доходов, отметили в КГД.
«В эти дни в Алматы проводится встреча с представителями фискальных органов Кыргызской Республики для урегулирования ситуации на границе, в том числе по согласованию и подписанию порядка проведения пилотного проекта по навигационным пломбам», - пояснили в Комитете госдоходов.
Также привели статистику по нарушениям за прошлые годы. По Кыргызской Республике доля лжетранзита в 2019 году составила 21%, в 2020 году – 13%. Предполагаемые потери Казахстана по НДС на импорт составили 21 млрд тенге. Сокрытие импорта товаров приводит к потерям по другим видам налогов, которые возникают от последующей реализации на территории Республики Казахстан.
«Как показывает практика, доля выявляемых нарушений с начала года составляет 94% от общего количества проверенных автотранспортных средств, что свидетельствует о продолжающихся нарушениях со стороны кыргызских экспортеров. При этом необходимо отметить, что проверено лишь 0,9% от всех автотранспортных средств. Благодаря принятым мерам в текущем году среднемесячная доля лжетранзита сократилась до 1,8%. Ввоз товаров в адрес фиктивных получателей также сокращен в 2020 году в 9 раз. В текущем году установлено всего 28 фактов», - проинформировали в КГД.
В ведомстве отметили, что тематические налоговые проверки перевозчиков проводятся не на границе с Кыргазстаном, а после пересечения границы на территории Республики Казахстан строго в соответствии с Налоговым кодексом РК на основании предписаний, зарегистрированных в органах прокуратуры. Проверки проводятся на предмет наличия товарно-транспортных накладных на товары и соответствия наименования товаров сведениям, указанным в документах, с обязательным отражением результатов в акте проверки.
«Так, в ходе проведения проверок выявляются факты ввоза товаров, произведённых в КНР и Турецкой Республике под видом кыргызского самопошива, а также нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности (подделка брендов). В целях сокращения теневого товарооборота в сентябре 2020 года фискальными органами РК и КР подписан План действий двустороннего сотрудничества в сфере налогового и таможенного администрирования. В рамках реализации Плана с 10 сентября 2020 года запущен пилотный проект по применению навигационных пломб с использованием системы управления рисками», - напомнили в КГД.
В соответствии с достигнутыми договоренностями по пилоту, по транзитным перемещениям контрольные мероприятия проводятся только в рамках системы управления рисками. Это соответствует протоколу казахстанско-кыргызского Межправительственного совета в п. Кордай от 2 апреля 2021 года, подписанному президентами двух стран.