USD
524.66₸
+2.170
EUR
550.21₸
+2.330
RUB
5.09₸
+0.030
BRENT
73.71$
+0.140
BTC
103745.00$
-2242.000

Павел Беклемишев: Мы застряли в неэффективных практиках управления

Эксперт высказал свое мнение относительно вопросов диверсификации экономики

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: smkz.kz

Фото: smkz.kz

В бизнес-сообществе немало специалистов, готовых работать с госорганами, не имея финансовой заинтересованности, выходить с предложениями, хорошо продуманным анализом проблем. Об этом в беседе с корреспондентом Kapital.kz сказал член правления ОЮЛ "Союз машиностроителей Казахстана" Павел Беклемишев. Он также обозначил проблемы, которые могут мешать развитию экономики.

- Павел Иннокентьевич, официальная статистика сообщает, что в первом квартале этого года рост производства в машиностроении составил 21,8%, в автомобилестроении - 20,7%. Учитывая обстоятельства пандемии, такую динамику впору расценивать как феноменально успешную. Согласны?

- Я далек от того, чтобы воспринимать на веру официальную статистику, представляя механизмы ее формирования. Но – развитие, безусловно, есть. Ряд предприятий и в прошлом году, и в текущем показали хороший рост и объемов производства, и расширения выпускаемой номенклатуры. Как очень яркий пример этого могу привести запущенное в прошлом году автосборочное производство в индустриальной зоне Алматы. Могу сказать, что раньше подобного предприятия в Казахстане не было. Эти автомобили собираются у нас в республике из комплектующих, которые приходят в основном с российских и белорусских производств, и это позволяет, согласно нормам Евразийского союза, считать автомобили машинами казахстанского происхождения и экспортировать их. На заводе есть достаточно глубокое, по сравнению с тем, что было раньше, производство: сварка кузова, грунтовка, покраска. Это уже не крупноузловая сборка. Понятно, что двигатель, элементы шасси, коробка передач – все это завозится, но работы по сварке и покраске в серьезном объеме в Казахстане раньше не производились.

Надо отметить, что машиностроителями республики были реализованы и другие, не столь масштабные, но возможно, именно поэтому нужные и актуальные проекты.

- Каким бы ни был рост в машиностроении и в обрабатывающей промышленности в целом, приходится констатировать: наша экономика продолжает зависеть от экспорта сырья. Почему, на ваш взгляд, нам не удается радикально повысить долю обрабатывающих секторов?

- Это не простой, комплексный вопрос. Я коснусь одной проблемы, которая не исчезает из года в год, но, адекватным образом, не то что не решается, а даже не обсуждается. Я сейчас не буду ее формулировать, а опишу. Буду говорить на близком мне материале, машиностроении, но уверен, что такая же ситуация складывается повсеместно.

Когда с ответственными руководителями достаточно высокого уровня, например, заместителями министров, заместителями акимов, не говоря уже про уровни ниже, говоришь о проблемах машиностроения, путях их решения, то от большинства из них сегодня слышишь в ответ – «мы не разбираемся», или «мы не специалисты». Не специалисты в вопросах машиностроения, безопасности, технического регулирования, подготовки кадров… И так далее, можно долго перечислять. А когда доходишь до уровня первых руководителей тех или иных ведомств, слышишь от них: «да мы то понимаем, что сложно, но и вы нас поймите – специалистов-то нет!» То есть фактически налицо признание некомпетентности управляющего слоя.

Мы много лет в стране формировали новую управленческую элиту, учили людей за рубежом, нередко в лучших университетах мира, многие из них стажировались в известных компаниях. Потом прошли ступени работы в разных государственных или квазигосударственных органах. А теперь, когда эти руководители вышли на уровень принятия решений, и заходит речь о необходимости принятия решений, конкретных, необходимых для развития экономики, оказывается, что специалистов нет. Это обрело такой масштаб, что становится весьма тревожно.

- Но в стране постоянно инициируются всевозможные программы и планы развития, как отраслевые, так и общеэкономического масштаба.

- Да, это продолжение темы. Идет настоящий вал разработки новых государственных программ, нормативных документов, ставятся задачи с жесткими сроками. Закономерен вопрос – если сами чиновники признают, что специалистов у нас дефицит, то кто же это все пишет? И этот поток инициатив становится настолько большим, сроки рассмотрения и подготовки отзывов по документам настолько малыми, а требования к рецензированию – столь жесткими, что становится ясным, что никто эти документы добросовестно, вдумчиво не прорабатывает. Их готовят люди, которые в этом не разбираются. Например, те, кто имеет юридическое образование, но не специалисты в технических вопросах. Или, реже, наоборот. А тех, кто все это мог бы охватить, оценить, осмыслить последствия, их в госуправлении практически не осталось.

Притом что в мире, и даже у наших ближайших соседей сегодня растет понимание того, что надо перестраивать такую работу. В России, например, активно внедрили принцип «регуляторной гильотины» - направленный на сокращение нормативно-правовых актов, так как их стало настолько много, что они тормозят работу. Более того, там появилось требование, что, если принимается новый нормативно-правовой акт, то одновременно должны быть отменены два старых. У нас пока ничего подобного нет, и это очень плохо – мы застряли, запутались в неэффективных, устаревших практиках управления.

 - Существуют различные площадки и специальные структуры, где чиновники и бизнес-сообщество напрямую работают друг с другом. Разве это не тот канал, который помогает решить проблему дефицита специалистов в сфере управления?

- К сожалению, нет. Действительно, в условиях рынка в эффективных экономиках практикуется активный диалог госуправления с бизнес-сообществом. Предполагалось, что это будет и у нас, но этого не получается. С одной стороны, бизнес-сообщество находится в сложном положении – очень многие предприятия экономически просто выживают, у них нет возможностей и ресурсов для систематической работы с госорганами в рамках законотворческой деятельности. А с другой - ассоциации, союзы работодателей оказались неэффективны в этом плане, превратились в подобие «министерств бизнеса», фактически тех же чиновничьих структур, финансируемых государством. Международная организация труда уже не единожды на это указывала Казахстану.

Один из ярких примеров - положение дел с промышленной безопасностью. Это одна из основных функций государства, и, естественно, ее требования должны быть контролируемы профессионалами. И что мы наблюдаем? Там, где функции сложные, требующие серьезной ответственности, там от них государственные чиновники нередко стараются отодвинуться, переложить на «плечи» другого органа. А где речь идет о контроле, который позволяет показать свою власть, да еще и, возможно, с некоей пользой, там «одеяло» на себя тянут доблестно.

- А можно проблему неэффективности проиллюстрировать конкретными примерами? Чем она может быть опасна?

- Ну, например, – грузовые лифты, это у нас объект надзора одной из структур министерства чрезвычайных ситуаций. А за пассажирскими лифтами теперь надзирают специалисты акиматов. Но таковых в акиматах очень и очень мало. Одно дело, если упадет грузовой лифт с грузом «железок» это будет неприятная история, но это не трагедия. А если, не дай Бог, авария с пассажирским лифтом?

Такие ситуации не должны допускаться государством. Нельзя позволять делить ответственность там, где это объективно не предопределено. А с другой стороны, не надо плодить кучу надзирающих структур по близким вопросам, как это нередко бывает, притом что у нас мало специалистов. И проверки на одну и ту же тему по несколько раз приводят только к коллективной безответственности.

К сожалению, вопросов, реально опасных для жизни и здоровья граждан, вокруг нас очень много. Например, бытовая химия – ее качество, соответствие реального продукта заявленному должны контролировать профессионалы. Еще один, очень актуальный пример: после ослабления карантина возобновится интенсивность полетов пассажирской авиации. И это требует исключительно серьезного контроля технической исправности самолетов, да и вообще техники и механизмов, которые много месяцев стояли «на приколе». Техника это такая штука – пока она работает, ее мелкие неполадки очевидны и устранимы, а когда самолет стоит, их не заметить. Помните недавнюю трагедию в Италии на канатной дороге?  

- Но госаппарат – динамичная среда, люди приходят, уходят. Какую-то динамику с уровнем профессионализма вы фиксируете?

- Очень бы хотелось, чтобы новая генерация специалистов в исполнительной власти смогла положение дел изменить. Но пока о таком факте сложно говорить. При этом в бизнес-сообществе до сих пор, это, возможно, многих удивит, немало специалистов, готовых работать с госорганами «за идею». То есть, не имея финансовой заинтересованности, выходить с предложениями, хорошо продуманным анализом проблем… Такая вот, своего рода инерция былых времен, вырастающая из профессиональной этики. Но зачастую этот альтруизм не встречает поддержки у чиновников, таких людей стараются отодвинуть. То есть что получается? С одной стороны, говорят – «мы не справляемся, потому, что среди нас нет специалистов», с другой, не озвучивают открыто и честно существующие проблемы, а когда профессионалы приносят предложения по их решению, тех не хотят слушать! И это чрезвычайно мешает нашей экономике двигаться вперед.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.