Креативная индустрия занимает существенную долю в стратегии развития Алматы до 2025 года. В феврале 2021 года было создано первое в стране Управление креативных индустрий. Тогда же сообщалось, что развитие креативной экономики может внести значительный вклад в рост ВРП города. При этом предприниматели уже могут обратиться за грантовой поддержкой в Управление креативных индустрий Алматы и нанять молодых специалистов за счет государства, говорит руководитель Управления креативных индустрий Кайсар Сарыбаев. Но Концепция развития креативных индустрий РК еще в разработке. О том, что должно содержаться в документе, какая поддержка отрасли необходима и какие меры могут только навредить он рассказал корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz.
- Кайсар Талгатович, наверное один из ключевых вопросов: на какую финансовую господдержку могут рассчитывать представители сферы креативных индустрий?
- На сегодня в рамках программы «Дорожная карта бизнеса-2025» существуют меры поддержки в виде предоставления грантов для реализации новых бизнес-идей, в том числе и для развития креативного бизнеса. Могу отметить, что креативный сектор является одним из приоритетных в перечне секторов экономики. Региональным оператором грантовой поддержки является Управление предпринимательства и инвестиций акимата Алматы. При этом в состав комиссии, рассматривающей заявки, входят и представители творческой среды. Предприниматели могут получить от 2 млн до 5 млн тенге безвозвратных средств на приобретение технологий, нематериальных активов, исследовательскую работу, покупку прав на предпринимательскую лицензию (франчайзинг) и другое.
Кроме того, выпускники творческих специальностей могут участвовать в программе «Молодежная практика». Ее участниками могут стать безработные в возрасте не старше 29 лет в течение трех лет после завершения обучения. Продолжительность молодежной практики – шесть месяцев. Оплата труда составляет 35 МРП, или 102 095 тенге (с учетом налогов, обязательных социальных отчислений, компенсации за неиспользованный трудовой отпуск и банковских услуг). В планах в среднесрочной перспективе есть и выделение средств из государственного бюджета на развитие креативной экономики города. Все проекты и направления будут согласовываться с Деловым советом при акиме города и Советом креативных индустрий Алматы.
Изучается также и международный опыт государственной поддержки. В том числе возмещение понесенных затрат субъектами малого и среднего бизнеса, предоставление грантов на творческое развитие и образовательных программ. Думаю, особое внимание в Казахстане будет уделено финансовым и нефинансовым мерам поддержки креативных кластеров.
- Вы считаете, что принятые меры могут в перспективе сформировать инвестиционно привлекательную среду?
- Пока спрогнозировать период времени для раскрытия всего потенциала индустрии в Казахстане не представляется возможным. Ведь для анализа текущего положения нужно провести точечное исследование рынка, а из-за отсутствия экономических классификаторов некоторых видов деятельности бизнес находится «в тени» или же на «фрилансе». То есть государство на сегодня не видит оборота средств в данном секторе экономики, и это в свою очередь настораживает инвесторов. Все может измениться, когда отрасль станет прозрачнее. В целом креативный сектор экономики - это хорошая диверсификация для ВВП и потенциально перспективный для экспорта продукт.
Креативный сектор по динамике роста является одной из самых быстрорастущих отраслей в мире. Поэтому я твердо убежден в рентабельности инвестирования в такие проекты. На заседаниях Совета креативных индустрий Алматы обсуждается данный вопрос, и есть уверенность в успехе креативных бизнес-проектов. Инвестиционную привлекательность сектора можно увидеть и в себестоимости продуктов для экспорта. Многие из них уже продаются на онлайн-платформах. К слову, я не так давно провел встречу с американским музыкальным продюсером, который ездит по городам и регионам Казахстана и ищет таланты. Это, наверное, и есть своего рода признак инвестиционной привлекательности.
- Какие варианты выхода бизнеса из тени вы видите?
- Например, создание свободной экономической зоны для креативных предпринимателей, в которой они смогут запустить бизнес в максимально комфортных условиях… Думаю, сформированная в СЭЗ экосистема простимулирует выход бизнеса из тени. Также на сегодняшний день очень важно урегулировать защиту авторских прав, максимально защитить интеллектуальную собственность.
- К слову, о защите авторских прав и денежной оценке интеллектуального труда. Это целый пласт нерешенных задач.
- Согласен. Одна из основных проблем – отсутствие оценки интеллектуальной собственности. Например, на Западе существует оценка творческих продуктов, таких как сценарии, тексты песен, музыка и т.д. На постсоветском пространстве подобной системы оценки нет. И выстроить ее - непростая задача. Но без ее решения невозможны, например, займы в банках для бизнесменов креативных индустрий.
- Срок для разработки и принятия Концепции развития креативных индустрий в Казахстане очень сжат – 1 августа. Как вы считаете, Казахстану стоит перенимать мировой опыт? И какие нюансы стоит учитывать рабочей группе?
- Казахстан находится на начальной стадии формирования креативной среды и развития креативных индустрий в целом. В связи с этим необходим основополагающий документ для определения ориентира направления развития креативных индустрий. Именно поэтому считаю обязательным изучение опыта и внедрение практики зарубежных стран. Но важно учитывать культуру, идеологию и ценности как всей страны, так и каждого региона: то, что работает в западных странах, не всегда будет актуальным в государствах Восточного мира.
- Эксперты и сами представители индустрии считают, что зависимость среды от властей будет влиять на креативный бизнес. Например, будет негласная цензура.
- Согласно стратегии Управления креативных индустрий, государство берет на себя роль поддерживающего субсидиями, грантами, социальными заказами и созданием среды, благоприятствующей развитию креативных индустрий. К этому мы относим программы создания новых рабочих мест, образовательные программы в партнерстве с ведущими вузами города и инфраструктурами, в виде креативных кластеров, хабов и инновационных парков. Задача городских властей - помогать представителям творческого сектора всеми возможными способами. То есть государство берет на себя роль поддерживающей структуры, функции организатора, а не контрольного органа. На ранних этапах становления любой индустрии или отрасли государство обязано дать некий «толчок» на развитие, но дальнейшее успешное развитие - это необходимая прерогатива бизнеса. Управление креативных индустрий - это государственный орган, который создает системную поддержку для отрасли. Государство поддерживает развитие креативной сферы как нового направления экономической политики через раскрытие творческого потенциала общества.
Глава государства Касым-Жомарт Токаев уделяет особое внимание развитию креативной экономики. В этой связи по инициативе акима Алматы Сагинтаева Бакытжана Абдировича создано Управление креативных индустрий города. Будут приложены все усилия, чтобы мегаполис стал флагманом развития креативной индустрии в стране. То есть, сделав экономический маневр, станет примером для остальных регионов и покажет значимость данной индустрии в экономике. Также Управлением будет продолжена работа в рамках создания условий развития креативной среды города.