Улучшение инфраструктуры, сокращение задержек на границе и снижение тарифов на грузовые перевозки могут оказать значительное влияние на развитие экономик стран Центральной Азии, считают аналитики Всемирного банка, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Руководитель программы Всемирного банка по развитию инфраструктуры в Центральной Азии Антонио Нуньес сообщил, что по сравнению с Европой и Китаем страны ЦА отстают в плане стандартов, инфраструктуры и практики на пунктах пересечения границ (ППГ) по таможенным операциям. Благодаря значительным инвестициям в развитие транспортных коридоров скорость движения на них увеличилась. Однако сэкономленное время теряется при пересечении границ.
«Время прохождения пункта пересечения границы в Центральной Азии автотранспортом длительное и непредсказуемое. Что необходимо сделать? В транспортном секторе ЦА нужно перейти от модели, для которой характерно слабое регулирование и неэффективность государственных предприятий, к более рыночному подходу, который предполагает высокое качество управления и, по возможности, приватизацию», - сказал Антонио Нуньес на конференции «Транспортная связанность в Центральной Азии: вызовы и перспективы».
Постоянный представитель Всемирного банка в Казахстане Жан-Франсуа Марто добавил, что Центральная Азия демонстрирует низкие значения ключевых показателей торговли, таких как индекс эффективности логистики и сроки таможенной очистки грузов во время экспорта и импорта товаров. «Различия в дорожных стандартах создают дополнительные трудности для грузоотправителей и логистических операторов», - считает Жан-Франсуа Марто.
При этом, по мнению экспертов Всемирного банка, предприятия железнодорожного транспорта ЦА неконкурентоспособны из-за низкой производительности. И для достижения целей в области устойчивого развития (ЦУР) необходимый уровень инвестиций в отрасль на ближайшие 20 лет должен составлять порядка 2,4 трлн долларов.
«Логистическая система во всем мире была не готова к работе в условиях пандемии. Это относится и к готовности стран Центрально-Азиатского региона. Но сложившаяся ситуация показала, что железнодорожное соединение оказалось более устойчивой и подготовленной транспортной сетью в условиях пандемии», – добавила старший экономист по транспорту ВБ Севара Мелибаева.
Для стран Центральной Азии характерен и наименьший уровень индекса связанности международных транспортных сетей – 45-60%. Аналитик Всемирного банка сравнила его с уровнем стран Африки. При этом для большинства стран региона характерны дефицит инфраструктуры и высокая стоимость услуг перевозок. В качестве примера она привела стоимость авиаперелетов в разных странах. По расчетам ВБ, трехчасовой международный авиаперелет из Брюсселя в Киев стоит 100 долларов. При этом внутренний авиаперелет в Казахстане из Алматы в Атырау с таким же временем обойдется в 300 долларов.
Высокие расходы в странах Центральной Азии и на импорт и экспорт товаров, что, в конечном итоге, негативно сказывается на стоимости импорта и конкурентоспособности продукции стран региона на внешних рынках.
«Например, стоимость отправки контейнера из Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана в Роттердам и Шанхай в среднем составляет от 5 тыс. долларов. При этом из Грузии, Армении, России, Украины и Туркменистана - от 800 до 2 тыс. долларов», - отметила Севара Мелибаева.