USD
514.65₸
EUR
544.60₸
RUB
5.17₸
BRENT
71.05$
BTC
100199.00$
-1512.000

Казахстанцы потратили на онлайн-покупки 596 млрд тенге

За 2020 год объем рынка розничной электронной коммерции вырос на 82%

Share
Share
Share
Tweet
Share
S-English.ru

S-English.ru

В Казахстане объем рынка розничной электронной коммерции в 2020 году вырос на 82% по сравнению с 2019 годом - с 327 млрд тенге до 596 млрд тенге. Об этом говорится в исследовании «Анализ рынка розничной электронной коммерции в Республике Казахстан» за два года, которое провели PwC Kazakhstan совместно с Ассоциацией Цифровой Казахстан, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на обзор.

«Мы наблюдаем увеличение количества транзакций (онлайн-заказов) на 20%, а среднего чека в тенге на 52%. Объем рынка в долларах тоже вырос: на 72% в сравнении год к году. Это может указывать на некоторую девальвацию тенге к доллару. Отсутствие возможности приобретать товары в физических магазинах спровоцировало игроков рынка на улучшение своих платформ, сервисов, процессов оплаты и доставки. Это в свою очередь повлияло на увеличение доверия со стороны потребителей и послужило более быстрому развитию электронной коммерции и росту спроса на приобретение товаров онлайн», - указывается в исследовании.

Объем продаж

Казахстанцы потратили на онлайн-покупки 596 млрд тенге  1852411 - Kapital.kz

При этом в 2020 году объем продаж вырос в 1,8 раза, а количество транзакций увеличилось всего в 1,2 раза. «Можно предположить, что люди стали совершать более дорогостоящие и весомые покупки, либо стали заказывать большее количество товаров за один раз, что также подтверждается ростом среднего чека в тенге на 52%», - поясняют авторы обзора.

Экстраполированный анализ показал, что доля онлайн-покупок, сделанных с телефона, возросла с 80% в 2019 году до 88% в 2020 году. «Мобильные приложения и веб-сайты, как инструменты для электронной коммерции, продолжают развиваться и становиться все более удобными и адаптированными для использования со смартфонов. Это приводит к тому, что все больше людей пользуются мобильными телефонами для покупок», - говорится в исследовании.

Как указывалось выше, общий объем продаж в секторе электронной коммерции вырос с 327 млрд тенге в 2019 году до 596 млрд тенге в 2020 году. Наибольший рост в 2020 году пришелся на третий квартал: наблюдался резкий скачок (на 65% больше по сравнению с 2K2020), тогда как в аналогичном периоде 2019 года зафиксирован спад в 2%.

Казахстанцы потратили на онлайн-покупки 596 млрд тенге  1852415 - Kapital.kz

«Принимая во внимание, что пик первой волны пандемии в Казахстане пришелся приблизительно на конец второго - начало третьего квартала, можно предположить, что многие игроки адаптировали свои бизнес-процессы к новым реалиям через цифровую трансформацию, расширили спектр услуг, товаров и улучшили качество сервиса. Заказывать товары стало удобнее и быстрее. В действительности, несмотря на частичное снятие ограничений и локдауна, в 3К2020 рост онлайн-покупок не просто сохранялся, но и достиг максимального квартального прироста в 65%. Значительное увеличение продаж, вероятнее всего, обусловлено реализацией отложенного спроса, желанием потребителей продолжать придерживаться социального дистанцирования и соблюдать карантин. Возможно, за время локдауна сформировались новые паттерны в поведении потребителей, люди стали больше доверять электронной коммерции», - пояснили эксперты.

Авторы исследования обращают внимание, что объем продаж в 4К2020 вырос на 15% по сравнению с 3К2020. В аналогичном периоде 2019 года объем продаж увеличился на 86%. Этот период «можно считать преддверием праздничных дней, когда в магазинах начинаются скидки, и большое количество людей совершают покупки, чем и можно объяснить такой значительный рост». На 86% в 4К 2019.

«Вероятно, относительно низкий квартальный прирост продаж в 4К2020 (15%) частично обусловлен не только упомянутой реализацией отложенного спроса в 3К2020, но и возвращением части потребителей к традиционным формам покупок из-за смягчения ограничительных мер и ростом неуверенности людей в финансовой стабильности. Тем не менее интерес к онлайн-покупкам сохранился, и объем продаж в 4К2020 достиг максимального значения в 213 млрд тенге», - говорится в исследовании.

Количество транзакций

Тенденция изменений в количестве транзакций коррелирует с изменениями в объеме продаж. Можно заметить рост транзакций в 3К2020 в 29% в сравнении с предыдущим кварталом, тогда как в аналогичном периоде 2019 года количество транзакций увеличилось лишь на 1%. Однако отложенный спрос, который так резко повлиял на продажи в 3К2020, не сказался в такой же значительной мере на увеличении транзакций. «В 2020 году мы видим линейный рост количества транзакций, тогда как в росте продаж наблюдался резкий скачок в 3К2020 и заметное снижение в 4К2020. Как результат, в 4К2020 количество транзакций достигло 8,5 млн, что на 48% больше, чем в 4К2019. В целом в 2020 году транзакции увеличились непропорционально росту продаж, то есть люди стали заказывать больше или более дорогие товары в одном чеке, что можно объяснить тем, что у людей появилось больше доверия к онлайн-покупкам. Это и отражается в росте среднего чека в тенге с 15 тыс. тенге в 2019 году до 23 тыс. тенге в 2020 году», - поясняется в обзоре.

Казахстанцы потратили на онлайн-покупки 596 млрд тенге  1852421 - Kapital.kz

Средний чек

Общий тренд изменения суммы среднего чека в 2020 году повторяет тенденции изменения продаж и количества транзакций. «В третьем квартале 2020 года мы видим увеличение среднего чека в 28% по сравнению с предыдущим кварталом, в то время как в 2019 году в таком же периоде наблюдается снижение в 3%. В 4К2020 сумма среднего чека снизилась на 4%, тогда как в 4К2019, который мы можем принимать как отражение нормальных тенденций, средний чек вырос на 30%. Это можно объяснить теми же факторами, повлиявшими на изменения в росте продаж и количества транзакций», - считают в PwC.

Казахстанцы потратили на онлайн-покупки 596 млрд тенге  1852424 - Kapital.kz

Авторы исследования делают вывод, что люди стали покупать больше товаров и на большую сумму, хотя прирост количества транзакций ниже, чем в подобном периоде 2019 года.

«Формируется новое сознание, которое определяет наши ежедневные привычки и потребности. Мы все наблюдатели и участники нового этапа, когда из общества потребления человечество трансформируется в общество осознанного потребления. Пандемия спровоцировала не только серьезные экономические потрясения, структурные изменения в образе жизни и здоровья людей, но и дала возможность ускорить развитие и адаптацию цифровых услуг повсеместно», - прокомментировала результаты партнер PwC Kazakhstan, руководитель исследования рынка розничной электронной коммерции в Казахстане Наталья Лим.

В исследовании приняли участие крупнейшие игроки рынка розничной электронной коммерции страны.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.