В Казахстане объем рынка розничной электронной коммерции в 2020 году вырос на 82% по сравнению с 2019 годом - с 327 млрд тенге до 596 млрд тенге. Об этом говорится в исследовании «Анализ рынка розничной электронной коммерции в Республике Казахстан» за два года, которое провели PwC Kazakhstan совместно с Ассоциацией Цифровой Казахстан, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на обзор.
«Мы наблюдаем увеличение количества транзакций (онлайн-заказов) на 20%, а среднего чека в тенге на 52%. Объем рынка в долларах тоже вырос: на 72% в сравнении год к году. Это может указывать на некоторую девальвацию тенге к доллару. Отсутствие возможности приобретать товары в физических магазинах спровоцировало игроков рынка на улучшение своих платформ, сервисов, процессов оплаты и доставки. Это в свою очередь повлияло на увеличение доверия со стороны потребителей и послужило более быстрому развитию электронной коммерции и росту спроса на приобретение товаров онлайн», - указывается в исследовании.
Объем продаж
При этом в 2020 году объем продаж вырос в 1,8 раза, а количество транзакций увеличилось всего в 1,2 раза. «Можно предположить, что люди стали совершать более дорогостоящие и весомые покупки, либо стали заказывать большее количество товаров за один раз, что также подтверждается ростом среднего чека в тенге на 52%», - поясняют авторы обзора.
Экстраполированный анализ показал, что доля онлайн-покупок,
сделанных с телефона, возросла с 80% в 2019 году до 88% в 2020 году. «Мобильные
приложения и веб-сайты, как инструменты для электронной коммерции, продолжают
развиваться и становиться все более удобными и адаптированными для использования
со смартфонов. Это приводит к тому, что все больше людей пользуются мобильными
телефонами для покупок», - говорится в исследовании.
Как указывалось выше, общий объем продаж в секторе электронной коммерции вырос с 327 млрд тенге в 2019 году до 596 млрд тенге в 2020 году. Наибольший рост в 2020 году пришелся на третий квартал: наблюдался резкий скачок (на 65% больше по сравнению с 2K2020), тогда как в аналогичном периоде 2019 года зафиксирован спад в 2%.
«Принимая во внимание, что пик первой волны пандемии в Казахстане пришелся приблизительно на конец второго - начало третьего квартала, можно предположить, что многие игроки адаптировали свои бизнес-процессы к новым реалиям через цифровую трансформацию, расширили спектр услуг, товаров и улучшили качество сервиса. Заказывать товары стало удобнее и быстрее. В действительности, несмотря на частичное снятие ограничений и локдауна, в 3К2020 рост онлайн-покупок не просто сохранялся, но и достиг максимального квартального прироста в 65%. Значительное увеличение продаж, вероятнее всего, обусловлено реализацией отложенного спроса, желанием потребителей продолжать придерживаться социального дистанцирования и соблюдать карантин. Возможно, за время локдауна сформировались новые паттерны в поведении потребителей, люди стали больше доверять электронной коммерции», - пояснили эксперты.
Авторы исследования обращают внимание, что объем продаж в 4К2020 вырос на 15% по сравнению с 3К2020. В аналогичном периоде 2019 года объем продаж увеличился на 86%. Этот период «можно считать преддверием праздничных дней, когда в магазинах начинаются скидки, и большое количество людей совершают покупки, чем и можно объяснить такой значительный рост». На 86% в 4К 2019.
«Вероятно, относительно низкий квартальный прирост продаж в 4К2020 (15%) частично обусловлен не только упомянутой реализацией отложенного спроса в 3К2020, но и возвращением части потребителей к традиционным формам покупок из-за смягчения ограничительных мер и ростом неуверенности людей в финансовой стабильности. Тем не менее интерес к онлайн-покупкам сохранился, и объем продаж в 4К2020 достиг максимального значения в 213 млрд тенге», - говорится в исследовании.
Количество транзакций
Тенденция изменений в количестве транзакций коррелирует с изменениями в объеме продаж. Можно заметить рост транзакций в 3К2020 в 29% в сравнении с предыдущим кварталом, тогда как в аналогичном периоде 2019 года количество транзакций увеличилось лишь на 1%. Однако отложенный спрос, который так резко повлиял на продажи в 3К2020, не сказался в такой же значительной мере на увеличении транзакций. «В 2020 году мы видим линейный рост количества транзакций, тогда как в росте продаж наблюдался резкий скачок в 3К2020 и заметное снижение в 4К2020. Как результат, в 4К2020 количество транзакций достигло 8,5 млн, что на 48% больше, чем в 4К2019. В целом в 2020 году транзакции увеличились непропорционально росту продаж, то есть люди стали заказывать больше или более дорогие товары в одном чеке, что можно объяснить тем, что у людей появилось больше доверия к онлайн-покупкам. Это и отражается в росте среднего чека в тенге с 15 тыс. тенге в 2019 году до 23 тыс. тенге в 2020 году», - поясняется в обзоре.
Средний чек
Общий тренд изменения суммы среднего чека в 2020 году повторяет тенденции изменения продаж и количества транзакций. «В третьем квартале 2020 года мы видим увеличение среднего чека в 28% по сравнению с предыдущим кварталом, в то время как в 2019 году в таком же периоде наблюдается снижение в 3%. В 4К2020 сумма среднего чека снизилась на 4%, тогда как в 4К2019, который мы можем принимать как отражение нормальных тенденций, средний чек вырос на 30%. Это можно объяснить теми же факторами, повлиявшими на изменения в росте продаж и количества транзакций», - считают в PwC.
Авторы исследования делают вывод, что люди стали покупать больше товаров и на большую сумму, хотя прирост количества транзакций ниже, чем в подобном периоде 2019 года.
«Формируется новое сознание, которое определяет наши ежедневные привычки и потребности. Мы все наблюдатели и участники нового этапа, когда из общества потребления человечество трансформируется в общество осознанного потребления. Пандемия спровоцировала не только серьезные экономические потрясения, структурные изменения в образе жизни и здоровья людей, но и дала возможность ускорить развитие и адаптацию цифровых услуг повсеместно», - прокомментировала результаты партнер PwC Kazakhstan, руководитель исследования рынка розничной электронной коммерции в Казахстане Наталья Лим.
В исследовании приняли участие крупнейшие игроки рынка розничной электронной коммерции страны.