Казахстанцев в экономике глобально интересует только три вещи – что будет с курсом тенге, какой банк самый надежный и сколько будет стоить квадратный метр недвижимости. Попробуем ответить на все эти вопросы.
Стоит отметить, что 2020 год кроме кризиса, падения мировых рынков, ослабления экономики и валюты Казахстана принес и что-то хорошее. Это первый год в истории страны, когда открытость и приверженность действительно свободному курсу – не красивая картинка, а факт. Действительно, еще полтора года назад Национальный банк искусственно сдерживал укрепление тенге, придерживаясь негласной политики слабой национальной валюты, выгодной экспортерам, однако уже в этом году – от такой политики полностью отошли. Количество публикаций с объяснениями курсовых движений для населения выросло в разы – так много и так подробно казахстанский регулятор никогда не объяснял своих действий.
Тенге глобально зависит от трех основных внешних факторов – цена на нефть, курс российского рубля и индекс доллара. Основной внутренний фактор – сырьевая экономика, при успешной диверсификации будет снижаться и зависимость от внешних факторов. Однако в следующем году это вряд ли произойдет. Ни к одному из внешних факторов тенге не «привязан», просто зависит от них. К сожалению, наш основной торговый партнер летом этого года выбрал политику слабого рубля – она позволяет сокращать дефицит бюджета, поддерживая экспортеров. Уровень инфляции в России позволял проводить такую политику. Это привело к тому, что июньский ренессанс тенге до уровней ниже 400 был прерван.
В следующем году никто не обещает высоких цен на нефть – прогнозы колеблются в районе $45-55 за баррель. Если выросший уровень инфляции в России позволит Центробанку и дальше проводить политику слабого рубля, а мир не захлестнет новая волна пандемии – это позволит тенге торговаться на тех же уровнях, что и сейчас. Также хотелось бы упомянуть о бюджете, который сверстан из расчета цены в $35 за баррель нефти, что позволит получить большую прибыль при средней цене выше этого показателя. В случае, если Россия отойдёт от слабого рубля – ренессанс тенге может быть и до уровней 2019 года.
Спасать банки – это древняя традиция Казахстана. Скорее всего, ей будут следовать и в 2021 году. Учитывая не самое лучшее состояние рынка, нас ждут новые поглощения и слияния вместо новых банкротств и ликвидаций. С 16 декабря 2020 года разрешено открытие прямых филиалов иностранных банков – это дает надежду, но очень призрачную. На самом деле все те иностранные банки, которые хотели иметь бизнес в Казахстане, уже давно тут работают.
Почему банкротства лучше слияний? Банковский бизнес привык, что наши БВУ всегда спасают (исключения небольшие), а значит – есть уверенность, что как бы ты ни вел бизнес – тебе обязательно помогут. То же самое касается и вкладчиков, которые привыкли к тому, что их средства под защитой и не очень придирчиво выбирают финансовые институты. В 2021 году нет предпосылок к тому, что эта ситуация как-то поменяется.
Недвижимость будет дорожать. Надувающийся пузырь и грядущие досрочные изъятия из ЕНПФ не оставляют сомнений – недвижимость будет дорожать, будет делать это быстрее общей инфляции, и для тех, кто рассчитывает использовать свои пенсионные на покупку или на первый взнос, практически полностью обесценит их – недвижимость может подорожать ровно на тот средний уровень изъятия с пенсионных счетов. Это происходит по нескольким причинам. Во-первых, льготные программы кредитования стимулируют покупку недвижимости – даже в разгар пандемии количество новых льготных жилищных кредитов не падало, а росло. Во-вторых, средняя ставка по ним ниже базовой ставки – это практически полностью убивает коммерческую ипотеку, создавая на рынке единого монстра без конкуренции и альтернатив. В-третьих, строительные компании уже знают, что они драйвер экономики и не собираются сворачивать строительство – оно и понятно, при уменьшении льготных программ нас, скорее всего, ждет череда банкротств на строительном рынке. А уменьшать надо, но вряд ли это кто-то будет делать в 2021 году. Поэтому следующий год пройдет под знаком дорогих, но таких желанных квартир. Кстати, самый выгодный вариант, как не потерять на цене квартиры – это купить ее сейчас в ипотеку, таким образом зафиксировав цену, и позже погасить часть или всю ипотеку досрочным изъятием.
Хотелось бы, чтобы 2021-й стал годом финансовой грамотности. Годом, когда правительство разрешит покупку гражданам собственных валютных облигаций. Годом, когда количество инвесторов на местном фондовом рынке увеличится в разы, а не на тысячи человек. Годом, когда вместо интереса к кредитам на покупку смартфона мы увидим интерес к брокерам и фондовым рынкам.
Андрей Чеботарев, аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане