Цифровая маркировка товаров, которую сейчас активно критикуют некоторые субъекты бизнеса в Казахстане, является неизбежным будущим всей международной торговли. Таким же неизбежным, как «зеленый сертификат» в промышленности: можно долго спорить о том, должна ли казахстанская промышленная продукция соответствовать экологическим требованиям Европейского союза и не слишком ли жесткие требования выдвигает ЕС в части экологии к нашим предприятиям. Но как к «зеленому сертификату» ни относись, путь без него на внешние рынки в будущем будет закрыт.
Программа экологической маркировки различной продукции Ecolabel пока необязательна к исполнению, но в будущем без соответствия требований этой программе и соответствующего «лейбла» на упаковке в Европу не пройдет ни один из товаров народного потребления. Так что, если казахстанский производитель вынашивает планы по выходу на европейские рынки, ему лучше позаботиться об этом здесь и сейчас, а не через пять-шесть лет, когда Ecolabel станет реальным и вполне законным заградительным барьером на пути казахстанских ТНП на Запад. Цифровая маркировка товаров преследует несколько иные цели, чем Ecolabel, но последствия ее введения для производителей из Казахстана будут примерно теми же: по сути, это такой же законный заградительный барьер для немаркированной продукции на пути к внешним рынкам. Причем не только европейским, но и к рынкам Евразийского пространства.
«Когда речь идет о том, почему Казахстану необходимо вводить цифровую маркировку, веским доводом является готовность выходить на глобальные рынки, на которых оцифровка товаров является нормой и стандартом качества, – говорит генеральный директор Центра развития цифровой экономики Бикеш Курмангалиева. – Причем это «ближайшее время». Ярким примером успеха цифровой экономики и торговли является Китай, где на государственном уровне была поставлена задача создать цифровые двойники товаров, выпускаемых частными предпринимателями, и они быстро вышли на глобальный рынок и нашли своих потребителей в разных уголках мира. Тому примеры Alibaba, Taobao. Маркировку также можно отнести к мерам цифровизации производства и торговли. Именно через маркировку можно зарегистрировать свой товар в электронном Национальном каталоге, предварительно получив глобальный идентификатор в международной базе GS1. Далее жизнь товара параллельно отражается в электронной базе данных маркировки и прослеживаемости посредством его идентификатора. Такие же системы более 10 лет внедряются по всему миру: в Евросоюзе, США, Китае, Турции, Южной Америке, Юго-Восточной Азии, странах ЕАЭС. Если сегодня казахстанские производители приучатся маркировать свой товар и регистрировать данные о своем товаре в электронном паспорте товара, то это послужит более быстрому выходу сначала на рынок ЕАЭС, а затем на рынки дальнего зарубежья».
Пока же казахстанских производителей больше беспокоит то обстоятельство, что с введением обязательной маркировки со стороны Российской Федерации их перестанут пускать на российский рынок. И они видят в маркировке только угрозу своим существующим позициям на рынке северного соседа.
Между тем маркировка как раз дает им новые возможности для проникновения на российские рынки, поскольку способна решить задачу по снятию ряда существующих заградительных барьеров, которые уже более пяти лет не могут устранить правительства евразийской пятерки. Сейчас внутри ЕАЭС постоянно возникают вопросы по доступу на национальные рынки: на границе Казахстана и Кыргызстана регулярно возникает скопление фур с товарами народного потребления, Беларусь регулярно выговаривает России за изъятие с рынков последней собственных продовольственных товаров, казахстанские производители через национальную палату предпринимателей «Атамекен» регулярно требуют устранить заградительные барьеры на пути к приграничным с Казахстаном регионам РФ. Таможни внутри ЕАЭС нет, но досмотры фур на границах вплоть до отказов пропускать груз до сих пор имеют место быть, и причина этих досмотров одна – опасения проникновения в ЕАЭС импорта из третьих стран под видом произведенной в Кыргызстане, Казахстане, Армении, Беларуси или России продукции. С которой, соответственно, не уплачиваются импортные пошлины и которая занимает место отечественных производителей на прилавках. С введением маркировки этот благовидный предлог у контролирующих органов просто исчезнет.
«Цифровой datamatrix-код невозможно подделать, это слишком дорогостоящее и потому бессмысленное занятие, - отмечает Бикеш Курмангалиева. – Он позволяет получить полный доступ к информации о товаре: международный код товара, место производства, сведения о производителе, дата изготовления, срок годности, регулируемая цена товара – иными словами, эта марка даст проверяющему исчерпывающую информацию о происхождении груза на границе между странами и даст зеленый свет любому товару, произведенному на территории ЕАЭС в том случае, если его производитель нанес соответствующий datamatrix-код».
Таким образом, произведенный в Казахстане и промаркированный по всем правилам продукт автоматически будет наделен почти «дипломатическим» иммунитетом от подозрений контролеров из соседних стран в своем китайском или европейском происхождении. Это позволит снять большую часть препятствий для казахстанских производителей на пути к мировым рынкам – тех, которые сейчас объясняются попыткой бороться с контрафактом и контрабандой, разумеется.
Участники ЕАЭС усиленно пытаются бороться с контрабандой, но никак не могут найти эффективный инструмент, который позволял бы добросовестным производителям осуществлять беспрепятственную торговлю, а потому под удар вместе с контрабандистами регулярно попадают и добросовестные бизнесмены. На шестом году своего существования ЕАЭС наконец признала, что существующая система борьбы с контрафактом, надежно блокирующая организацию действительно свободного перемещения товаров на продекларированном общем экономическом пространстве, порочна и не соответствует продекларированной основной цели Союза. Поскольку в каждой стране-участнице существует порядка 40-45 видов ограничений на поставку товаров и услуг других стран-участниц, сами же органы ЕАЭС насчитывают семь десятков препятствий - более пятнадцати барьеров, под четыре десятка ограничений и под пару десятков изъятий. Подсчитано, что для выхода на рынок России надо отменить восемь основных барьеров, Беларуси – пять, Казахстана - четыре, Армении – четыре, Кыргызстана – три. Над устранением этих ограничений работают специальные комиссии, разбирающие каждую ситуацию путем согласительных процедур, гармонизации законодательства и даже через арбитраж.
Это все важно и необходимо, но все это превращается в бег на месте без внедрения какой-то единой и общепризнанной системы отличия своего товара от чужого. В нынешнем виде интеграция находится в некоем тупике, выход из которого все равно придется искать. А одним из таких выходов как раз и является маркировка товаров: ратифицированное еще в прошлом году всеми президентами «Соглашение о маркировке товаров в ЕАЭС» предусматривает как общесоюзную маркировку, так и самостоятельную в каждом государстве. Пока что на союзном уровне удалось договориться о маркировке изделий из натурального меха и обуви, в России с 2019 года обязательной стала маркировка табака, духов, обуви, шин и пневматических покрышек, фотокамер и ламп-вспышек, а также пяти групп изделий легкой промышленности. В этом году там стала обязательной маркировка лекарств. И уже объявлено, что к 2024 году в РФ будет маркироваться около 70% производимых в стране товаров народного потребления.
Безусловно, такие агрессивные планы экономического партнера не могут не заставить задуматься Правительство Казахстана. В стране с 1 октября этого года стартовал запуск обязательной маркировки сигарет, с 1 апреля 2021 года он станет обязательным для всех других видов табачных изделий (стики, сигары, сигариллы, нагревательный табак). С 1 июля запущен пилотный проект по маркировке алкогольной продукции, с окончанием этого года закончится и пилот, а с 1 апреля 2021 года в этой отрасли также пойдет запуск обязательной маркировки.
С 1 июля же был запущен пилотный проект по обувной продукции, планировалось его завершить 30 сентября 2020 года, но из-за пандемии коронавируса сроки пришлось продлить, однако и здесь на 2021 год намечен запуск обязательной маркировки. С ноября в пилотном режиме планируется начать маркировать лекарственные средства, на 31 марта 2021 года намечено окончание пилота, а на январь 2022 года – запуск системы в промышленном режиме. В легкой промышленности готовится решение для получения российских кодов казахстанскими производителями с 1 января следующего года. Наконец, готовится поэтапное введение маркировки и прослеживаемости для молочной продукции, так что цифровая маркировка постепенно становится реальностью казахстанской экономики, без которой об экспорте через несколько лет пришлось бы просто забыть.
Все новое вначале всех пугает и вызывает отторжение, видимо, сейчас мы переживаем этот этап, далее наступит принятие и поддержка. Автор надеется, что мы быстро пройдем первый этап и приступим к получению экономических выгод от маркировки в это непростое для казахстанской и мировой экономики время.
Партнерский материал