В текущем году важным фактором, влияющим на экспорт отечественной продукции, стало распространение COVID-19 во всем мире, из-за чего ряд традиционных покупателей сократили объемы своего производства и, соответственно, закупа. По итогам 7 месяцев этого года экспорт обработанных товаров упал на 7,3% – с $9 до 8,3 млрд. Основное снижение экспорта произошло за счет сокращения поставок феррохрома (-$170,3 млн), проката стального (-$41,2 млн), цинка (-$82,3 млн) и свинца (-$44,6 млн). При этом на фоне спада общего объема несырьевого экспорта рост показали товары пищевой промышленности на 12,1%. Основные драйверы роста: мука, подсолнечное масло, макаронные изделия, говядина свежая или охлажденная, масло соевое, говядина замороженная. Об этом сообщило министерство торговли и интеграции.
По оценкам ведомства, до конца года снижение экспорта обработанной продукции составит порядка 16,6%, экспорт промпродукции сократится на $2,3 млрд, сельскохозяйственной продукции – на $0,3 млрд. На сегодняшний день всего 445 казахстанских компаний регулярно представляют отечественное производство за рубежом. Среди них растет количество субъектов малого и среднего бизнеса, их 80%. В 2019 году за счет предоставления мер государственной поддержки в данный реестр было включено дополнительно 277 предприятий. В основном экспортеры сконцентрированы в трех миллионниках: Алматы, Нур-Султане и Шымкенте. Менее экспортно ориентированной областью является Актюбинская.
По линии KazakhExport по итогам 9 месяцев этого года объем принятых страховых обязательств составил 54,6 млрд тенге. Общий объем страховой поддержки с момента начала деятельности KazakhExport, то есть с 2017 года, составил 282 млрд тенге.
На сегодняшний день поддержку KazakhExport получили более 65 производителей – экспортеров во всех регионах Казахстана, из них 22 поддержка оказана впервые. Всего с начала деятельности поддержкой охвачено около 130 предприятий в таких отраслях, как машиностроение, металлургия, химия, пищевая и легкая промышленность, агропромышленный комплекс (переработка мяса, производство яиц, производство овощей и др.).
Возмещение части затрат на продвижение и транспортировку продукции на внешние рынки – сравнительно новая мера, но вместе с тем она одна из самых востребованных.
В текущем году одобрено 382 заявки от 186 субъектов на общую сумму порядка 4,7 млрд тенге, из них:
- на продвижение отечественных обработанных товаров 44 заявки от 39 субъектов на общую сумму 229,4 млн тенге, на выставку – 70,4 млн тенге;
- на доставку отечественных обработанных товаров 345 заявок от 182 субъектов на общую сумму 4 438,3 млн тенге. В основном это доставка железнодорожным транспортом.
В 2019 году данной мерой воспользовалось порядка 139 субъектов индустриально-инновационной деятельности на общую сумму 3,9 млрд тенге, что позволило повысить объем промышленного производства данных предприятий на 109%, увеличить объем экспортной выручки на 130%, налоговые отчисления в бюджет также возросли на 145%.
Для стимулирования отечественных экспортеров к производству товаров с высокой добавленной стоимостью принят пакет поправок в правила возмещения затрат экспортеров по продвижению их продукции на внешние рынки, в которых предусмотрены критерии получения поддержки в виде выпуска товаров с высокой добавленной стоимостью и долей местного содержания.
В текущем году министерство торговли выбрало 35 предприятий пищевой промышленности, нацеленных на экспорт в Китай. К ноябрю текущего года их сотрудники завершат обучение и получат необходимые экспортные компетенции. Проводится работа по поиску китайских покупателей казахстанской продукции. В настоящее время прорабатывается участие товаров данных 35 компаний в ежегодной международной Шанхайской импортной выставке CIIE-2020. За 9 месяцев этого года 103 предприятиям дали рекомендации по улучшению экспортной деятельности.