Основной внешний источник риска для Казахстана - чрезмерная зависимость от нефтегазового рынка - в полной мере реализовался. Об этом говорится в новом обзоре аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА). Внутренним шоком для страны стало введение карантинных мер из-за пандемии коронавируса и последовавшее за этим замедление экономической активности, затронувшее практически все отрасли, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
В то же время аналитики агентства считают, что дальнейшие процессы в экономике, сталкивающейся с различными факторами неопределенности, во многом будут зависеть от эффективности мер монетарной и фискальной поддержки, а также от их способности ослабить негативные последствия шоков.
Базовый сценарий АКРА предполагает, что в 2020 году страна может столкнуться с рецессией: темпы прироста реального ВВП составят около минус 2%. Однако в 2021 году агентство ожидает восстановление динамики данного показателя и восстановление внутреннего спроса во второй половине 2020 года. При этом в АКРА предполагают, что Казахстан может отказаться от масштабных карантинных мероприятий в 2021–2022 годах.
«Цена на нефть марки Urals составит порядка 40–50 долларов за баррель в 2020–2021 годах и восстановится до 55 долларов за баррель в период с 2022 по 2024 год», - указано в документе.
По мнению специалистов АКРА, процесс восстановления мировой и крупнейших национальных экономик с 2021 года придаст импульс росту спроса на сырьевые товары Казахстана. Здесь Агентство обращает внимание на прогноз Международного валютного фонда (МВФ), согласно которому в 2021 году рост мировой экономики в реальном выражении составит 5,4%, развитых экономик — 4,8%, а ключевые экономики, формирующие спрос на сырьевые товары в 2021 году, будут расти темпами от +3% (Япония) до +9,2% (КНР).
В 2021 году рост экономики крупнейших импортеров сырья поддержит цены на сырьевые товары. Нефтяные цены также будут реагировать на договоренности ОПЕК+ об ограничении добычи (либо об их смягчении или снятии) и возможные шаги по их пролонгации. В период после 2021 года сбалансированный прирост предложения, скорее всего, приведет к повышению цен на нефть, сообщается в обзоре со ссылкой на МВФ.
Очевидно, что возможность рецессии в текущем году повлияет на снижение экономической активности в Казахстане в реальном выражении на 1,9%. «В дальнейшем ожидается ежегодный рост на 3,7–6% в 2021–2024 годах, а поддержку позитивной динамике окажет рост строительной отрасли (на 3–4% в год), сельского хозяйства (на 4–7%) и перерабатывающей промышленности (на 4–5,2%)», - поясняют аналитики АКРА.
Эксперты добавляют, что снижение экономической активности в 2020 году в основном вызвано спадом в горнодобывающей промышленности (на 4% в сопоставимых ценах), что отчасти компенсируется повышением показателей в сегменте выработки электроэнергии, газа, пара и распределения воды, а также в сельском хозяйстве и строительстве.
АКРА ожидает, что в связи с карантинными мерами отклонение от долгосрочного тренда роста экономики может составить в реальном выражении до 6 п. п. по итогам 2020 года. Однако в 2021-м воздействие этого негативного эффекта будет исчерпано, благодаря чему рост экономики продолжится.
До конца 2020 года экономические мощности останутся недозагруженными в связи с частично действующими ограничениями административного характера, а также из-за роста издержек от возможной реализации рисков заражения персонала при осуществлении профессиональной деятельности. Кроме того, отрицательное воздействие оказывает спад активности в инвестиционной деятельности, вызванный сложностью прогнозирования экономической ситуации как в стране в целом, так и в отдельных регионах.
Аналитики АКРА полагают, что отрасли экономики Казахстана за пределами добывающего сектора начнут восстанавливаться с 2021 года и по своей динамике будут постепенно приближаться к долгосрочным трендам. Наиболее быстрый рост с 2021 по 2024 год будет наблюдаться в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности (на 6 и 4,8% ежегодно). Менее динамичное восстановление ожидается в сфере торговли и услуг, представленной в основном малым и средним бизнесом.
«Сегмент МСБ подвергся воздействию более глубоких шоков, имеет менее значительный финансовый буфер, а эффективность программ поддержки данного сегмента вызывает вопросы (в то время как крупный бизнес является бенефициаром прямой поддержки от государства)», - замечают специалисты агентства.
Что касается базового сценария АКРА в отношении бюджета и госдолга Казахстана, то он предусматривает рост дефицита до 3,7% ВВП и увеличение госдолга до 26,6% ВВП в 2020 году. Основным каналом снижения доходов бюджета является недоимка по налогу на добавленную стоимость и корпоративному подоходному налогу как базовым налоговым источникам доходной части бюджета. Эксперты уточняют, что недоимка сопряжена с падением цен и объемов производства.
«Сокращение поступлений по социальному налогу и индивидуальному подоходному налогу и прочих доходных статей бюджета в большей степени связано с карантинными мерами и налоговыми послаблениями. Таким образом, совокупно недопоступление в бюджет налоговых доходов может составить до 2,2% ВВП, прогнозируемого на 2020 год», - сообщается в отчете.
Эксперты отмечают, что увеличение объема трансферта из Национального фонда с 2 070 до 4 770 млрд тенге на 2020 год решает вопрос относительной балансировки бюджета. Трансферт покрывает порядка трети совокупных расходов и позволяет избежать крупномасштабного прироста государственной задолженности.
По оценкам АКРА, на конец 2020 года активы Нацфонда составят около 38% ВВП, однако на конец прогнозного периода эта величина стабилизируется в районе 24% ВВП. Дефицит бюджета будет покрыт за счет прироста госдолга на 2,7 трлн тенге, в результате госдолг увеличится с 24% ВВП в 2019 году до 26,6% ВВП в 2020 году. Однако дефицит госбюджета до 2024 года будет находиться в диапазоне 1,8–4,2% ВВП, а госдолг страны достигнет 28% ВВП к концу 2024 года.
Курс рубля и стоимость нефти, по ожиданиям аналитиков агентства, могут оказать определенное девальвационное давление на тенге в 2020–2021 годах. Однако стадия кардинальных монетарных шагов завершилась, так как совокупность решений властей соответствовала глубине рыночного шока. С учетом этого в агентстве не ожидают существенных изменений в монетарной политике при отсутствии новых шоков, не заложенных в прогнозные сценарии. АКРА допускает формирование базовой ставки в диапазоне 7–10% в течение прогнозного периода с ее стабилизацией на уровне около 8% в 2024-м при инфляции 5–7% и с учетом ожидаемого дальнейшего замедления темпов роста цен. В 2020–2023 годах они ожидают замедление инфляционных тенденций, так как влияние шока, оказанного потребительской инфляцией 2020 года, сойдет на нет.