За 6 месяцев 2020 года количество покупок в интернет-магазинах достигло 19,5 млн товаров. Количество покупок в казахстанских интернет-магазинах выросло в два раза — с 7 млн до 14 млн. Об этом на заседании правительства рассказал первый вице-министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин, сообщает primeminister.kz.
Он отметил, что в период пандемии изменилась структура
потребления граждан в онлайне. Наблюдается
снижение покупок одежды и косметики. Но при этом население стало больше
покупать продукты питания, лекарства и детские товары.
«Многие востребованные позиции в Казахстане
производят. Однако нужно активно поработать над выводом казахстанских
производителей в онлайн. Например, покупки
продуктов питания в казахстанском супермаркете Arbuz.kz выросли до 7 раз в
период апрель-июнь по сравнению с 2019 годом. Для дальнейшего появления
онлайн-сервисов продуктов питания в регионах мы с Arbuz.kz, Chocofood и другими
игроками рынка будем обучать местных предпринимателей онлайн-продажам», —
сказал Багдат Мусин.
В сегменте фармацевтики сегодня имеются проблемы с продажей антибиотиков в онлайне, так как это требует наличия онлайн-рецептуры. «Для этого мы совместно с министерством здравоохранения свяжем интернет-магазины с телемедициной и предоставлением онлайн-рецептов», — сообщил он.
Он отметил, что всем казахстанским игрокам приходится конкурировать с международными стартапами, которые обеспечены длинным венчурным финансированием из-за рубежа. Для этого важно развивать отечественный рынок венчурного капитала, что позволит повысить конкурентоспособность казахстанских компаний и вывести их на международные рынки. В этом направлении прорабатывается законопроект, регулирующий венчурный капитал. Также есть договоренность с АО «НУХ «Байтерек» о привлечении средств QazTech Ventures в казахстанские стартапы.
Основным инструментом электронной торговли является развитие логистической инфраструктуры. АО «Казпочта» проводит работу и открывает три фулфилмент-центра для бизнеса. К 2025 году планируется открыть в стране 20 фулфилмент-центров.
Читайте также
На фоне пандемии в секторе растут показатели
Также в электронной торговле одним из ключевых элементов
является развитие «последней мили». Клиенты хотят получать свои товары быстрым
и удобным способом. Инфраструктура Казпочты позволяет решать данный вопрос с
помощью почтоматов и супермаркетов посылок. На сегодня около 4 тыс. фронт-офисов оказывают такие услуги. Кроме того, более 570
компаний работают на рынке курьерских услуг.
«Наша задача — помочь офлайн-предпринимателям начать продавать в онлайне. Для этого мы должны обучить на первый взгляд простым и примитивным вещам, как правильно показывать клиенту свой контент в онлайне: фотографирование товара, упаковка бренда и так далее, что очень важно в электронной торговле», — сказал Багдат Мусин.
Также отмечена важность доступности цифровых сервисов. «Мы соберем их в Astana Hub. И совместно с Минтруда и НПП «Атамекен» планируем создать специальную программу по обучению предпринимателей онлайн-продажам по всему Казахстану. К данной работе необходимо привлекать успешных казахстанских интернет-предпринимателей», — отметил первый вице-министр.
Важным этапом является и вывод сельхозпроизводителей в онлайн. Багдат Мусин предложил создать цифровую платформу агропродукции, которая свяжет напрямую крупных ретейлеров и сельхозпроизводителей. Это позволит сельхозпроизводителям открыть прямой доступ к продажам. Они смогут получить удобные банковские и логистические сервисы, организовать процесс хранения товаров в ОРЦ, что исключит посредников и, соответственно, поспособствует снижению цен для конечного потребителя. Цифровая платформа также позволит сельхозпроизводителям выйти на международные рынки.
«Во время пандемии рынок электронной торговли превратился в драйвер товарооборота. К примеру, Амазон создал свыше 100 тыс. новых рабочих мест. В 3 раза увеличился оборот российских продавцов на Aliexpress Россия. Казахстанский интернет-магазин Flip.kz во время пандемии увеличил количество рабочих мест на 20% в связи с ростом электронной торговли. Это говорит о том, что онлайн-торговля способна не только сохранить рабочие места, но и дает возможность их увеличивать», — сказал Багдат Мусин.