Улучшение качества казахстанского хлеба напрямую зависит от поведения потребителя, для которого главным критерием все еще остается оптимальная цена, а не полезность самого продукта. По этой причине в ближайшее время революционных изменений на хлебном рынке не ожидается, в интервью корреспонденту «Капитал.kz» рассказал президент Союза зернопереработчиков и хлебопеков Казахстана Евгений Ган.
- Евгений Альбертович, каково качество казахстанской муки с точки зрения мировых стандартов?
- Качество казахстанской муки остается низким. Сейчас нашим главным покупателем на мировом рынке является Афганистан. Там очень низкие требования по качеству муки и главным критерием остается цена, а не качество. Поэтому мы делаем муку намного хуже, чем раньше. Другим крупнейшим потребителем нашей муки остается Узбекистан, где требования к качеству также снизились. Если раньше мы поставляли в Узбекистан муку исключительно высокого качества, то на сегодняшний день за ним уже никто не гонится. В приоритете лишь цена и объем поставляемой продукции.
- Сильно ли отличается ситуация на внутреннем рынке?
- Безусловно, отличается. Внутри страны мы держим планку и поставляем более качественную продукцию. Однако здесь тоже все далеко не однозначно, поскольку наши потребители до сих пор предпочитают покупать белый хлеб. Известно, что чем светлее мука, тем меньше в ней витаминов и минералов. Питание в селе и городе разное. Конечно, городской житель может делать выбор между ржаным, черным или хлебом с сывороткой. Однако в сельской местности выберут обычный хлеб и не задумаются, насколько это полезно, так как главным критерием остается низкая цена. Поэтому настоящее и будущее хлебного рынка определяют потребители, которые в силу покупательской способности не предъявляют больших требований к самому продукту. Хотя постепенно доля темного хлеба на рынке увеличивается, вкусы казахстанцев меняются в лучшую сторону, что положительно влияет на традиционную отрасль.
- Почему в той же Европе качество хлеба значительно выше, хотя там мало зернопроизводящих стран?
- В Европе цена на зерно такая же, как в Казахстане, а булка хлеба стоит полтора или два евро. Если бы у нас булка хлеба стоила столько же, то и хлеб был бы европейского качества. Однако политика сдерживания цен на хлеб как на социально значимый продукт не способствует развитию хлебопроизводства. С другой стороны, хлеб – это продукт, в котором революционные изменения исключены. Повышение его качества – это не вопрос двух-трех лет, это постепенный процесс. Если сравнивать с тем, какой ассортимент у нас был десять лет назад, то сейчас у людей широкий выбор. Качество и объем производства хлеба растут, объем зерна более высокого качества тоже увеличивается, не так быстро как хотелось бы, но процесс идет.
- Насколько остается высоким спрос на казахстанскую муку на фоне пандемии коронавируса?
- Как только объявили ЧП, народ сразу начал раскупать муку, крупу и зерно. Однако как только люди закупились, спрос упал, и все вернулось в привычное русло. Притом, что стало меньше праздников, торжественных событий, массовых мероприятий, все скатилось на уровень домашнего потребления. В соседних странах, куда поставляется отечественная мука, спрос не упал, но и не вырос – 150 тыс. тонн муки в мае являются нашим пределом.
- Сколько муки потребляется внутри страны?
- В Казахстане съедают до 1,8 млн тонн муки в год, сюда входят социальный хлеб, булочные и кондитерские изделия. То есть у нас производится до 150 тыс. тонн муки в месяц. Однако даже на муку по заниженной цене сегодня нет активного спроса. Кроме этого, в преддверии лета люди садятся на диету и потребляют больше овощей и фруктов. Смена режима питания приведет к снижению потребления мучных продуктов как минимум на 10-15%.