Сообщение о создании национальной товаропроводящей сети, состоящей из единого комплекса оптово-распределительных центров, вызвало бурное обсуждение как среди потенциальных участников механизма - фермеров, субъектов торговли, транспортно-логистических компаний, так и среди потребителей. На самые актуальные вопросы, которые задавались разработчикам оптово-распределительных центров в последнюю неделю, ответил министр торговли и интеграции Бахыт Султанов на онлайн-совещании, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Главная цель создания национальной товаропроводящей сети - это обеспечение продовольственной безопасности страны. Во-вторых, механизм поможет снизить давление сезонного спроса на предложение и контролировать окончательную стоимость продукции агропромышленного комплекса. В–третьих, система поспособствует уменьшению количества посредников между фермером и покупателем – это позволит контролировать и регулировать цены на продукты питания, производимые мелкими и средними сельскими хозяйствами.
Как напомнили в Минторговли, создание товаропроводящей системы предлагается реализовать в три этапа. На первом этапе планируется строительство пяти оптово-распределительных центров в Павлодарской, Алматинской и Туркестанской областях. Всего планируется построить 20 ОРЦ.
Читайте также
В 2020 году в Павлодарской, Алматинской и Туркестанской областях будет введено 5 ОРЦ
Правда, всех участников товаропроводящей системы волнует, какой эффект они получат от создания таких центров. Как пояснил вице-министр торговли и интеграции Азамат Аскарул, агропромышленные кластеры в системе ОРЦ должны обеспечить доставку товаров фермеров до полок магазинов. И первыми в цепочке являются фермеры. Им важно, в случае участия в системе ОРЦ, получать справедливую цену за свой товар и гарантированный сбыт. Вторым звеном в кластере являются компании, обеспечивающие хранение и логистику, которым в рамках ОРЦ можно будет обеспечить минимальные накладные расходы на товар. Третьими в цепочке являются субъекты торговли, которым важно иметь от участия в системе качественный товар, бесперебойную поставку и минимизировать потери. В конечном итоге от запуска товаропроводящей системы потребитель получит свежий товар по приемлемой цене.
По расчетам министерства торговли и интеграции, АПК от участия в товаропроводящей системе смогут сократить потери сельхозпродукции до 10%. При этом контрактное фермерство и форвардный закуп создадут стимулы для кооперации. В то же время общие мощности ОРЦ составят 4,85 млн тонн. Что касается сбыта, то именно ОРЦ дадут прямой доступ мелким и средним фермерам к внутренним и внешним рынкам. К тому же повысится доля экспорта переработанной продукции, появится возможность планирования объемов производства и наладится сбалансированное межрегиональное перераспределение продукции.
«Не скрою, что сегодня фермеров волнует вопрос, не станут ли ОРЦ «обязаловкой» для них, учитывающейся при субсидировании. Но хочу всех успокоить – никого принуждения не будет. ОРЦ создаются для помощи производителям, особенно небольшим. Мы специально рассчитывали, где будут эти центры, чтобы максимально приблизить ОРЦ-хранение к полю,- отметил в ходе онлайн-конференции министр торговли и интеграции Бахыт Султанов. - Были вопросы у производителей и по доставке: будет ли ОРЦ вывозить урожай с поля? Отмечу, что ОРЦ – это инфраструктура, вокруг которой уже формируются кластеры. Именно поэтому мы сейчас отрабатываем вопросы с торгово-логистическими компаниями, с трейдерами, с перевозчиками… Я считаю, что единая товаропроводящая система станет толчком для развития и перевозчиков: она даст возможность им развиться за счет гарантированных контрактов между резидентами и клиентами ОРЦ».
Стоит отметить, что согласно планам министерства, эффект от ОРЦ для транспортно-логистических компаний будет заметным. Так как общее количество перевозок в рамках сети ОРЦ и конечных точек составит более 4,5 млн тонн в год, что эквивалентно около 6,5 млн паллет. Это потребует ежедневного использования парка из более чем 1000 рефрижераторных машин, вместимостью 20, 10 и 5 тонн. То есть единая система управления транспортом 3Pl-оператора позволит повысить коэффициент эффективного использования транспорта с 40-50% до 70%. К тому же сократит транспортные затраты от поля до ОРЦ-хранения на 15% за счет возможности заказа фермером комплексной услуги доставки и хранения. Также ОРЦ-торговля позволит повысить оборачиваемость фур с 1,2 раз в неделю до 4х (за счет наличия складских камер и снижения доли «торговли с фур»).
По словам Председателя подкомитета транспортной логистики НПП «Атамекен» Ерхата Искалиева, транспортный центр тоже заинтересован в централизации торговли через ОРЦ. «Транспорт, как и любой торговый бизнес, тоже хочет иметь хаб», - отметил он.
Напомним, реализовывать проект планируется через механизм ГЧП в 4 этапа. Общая стоимость проекта составит 237,5 млрд тенге. Первый этап будет реализован до конца текущего года, а четвертый – выход
на международные рынки – начнется с 2022 года.
Бахыт Султанов
ответил и на опасение директора представительства Азиатского банка развития в
Казахстане Джовани Капаннелли, что запуск ОРЦ в формате ГЧП сильно затянется
из-за долгих экспертиз и согласований.
«Сейчас кризис, и многие вопросы можно и нужно решать быстрее. По данному проекту бюрократическую часть мы сокращаем до минимума. Но экспертиза и отработка с финансовым сектором, и с точки зрения технологических и технических вопросов, будет проводиться хоть и ускоренно, но усиленно», - отметил Бахыт Султанов.