За два первых месяца этого года профицит торгового баланса Казахстана снизился на 1 млрд долларов. Жесткая борьба с распространением коронавируса в РК и в мире, скорее всего, приведет к тому, что торговый оборот страны существенно упадет по итогам текущего года. Такое предположение в беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz высказал ведущий аналитик Ассоциации финансистов Казахстана Рамазан Досов. С ним заочно согласен ведущий научный сотрудник Центра макроэкономических исследований и прогнозирования Мадияр Кенжебулат, по мнению которого сальдо торгового баланса по итогам 2020 года может сократиться более чем в 2 раза в сравнении с прогнозом социально-экономического развития РК на 2020-2024 годы.
Данные Комитета по статистике Министерства нацэкономики РК свидетельствуют об умеренном снижении товарооборота страны и профицита торгового баланса, заметил Рамазан Досов. По итогам января-февраля 2020 года внешнеторговый оборот Казахстана составил 13,7 млрд долларов, что на 4,4% ниже аналогичного показателя за 2019 год (14,4 млрд долларов).
«Разница объясняется снижением экспорта до 9,1 млрд долларов (-0,8 млрд долларов) и ростом импорта до 4,7 млрд долларов (+0,2 млрд долларов). На этом фоне профицит торгового баланса снизился до 4,4 млрд долларов против показателя в 5,4 млрд долларов по итогам января-февраля 2019 года (-1 млрд долларов)», – сказал аналитик АФК.
Введенные в марте жесткие меры по борьбе с COVID-19 как внутри страны, так и за ее пределами дают основания полагать, что торговый оборот существенно упадет в ближайшие месяцы и, соответственно, по итогам текущего года, заметил Рамазан Досов. Возник шок, поскольку упало предложение товаров на рынке – большая часть предприятий приостановлена, ограничены транспортные и логистические цепочки, и снизился спрос – покупательская способность сократилась, добавил спикер.
На прошлой неделе МВФ существенно пересмотрел прогноз роста ключевых торговых партнеров страны, продолжил Рамазан Досов. Фонд ожидает падения ВВП России (за 2 месяца 2020 года оно составило 19,7% от всего товарооборота страны) в текущем году на 5,5%, замедления роста экономики КНР (-15,8% в январе-феврале от всего товарооборота страны) до 1,2% с 6,1% ранее, снижения ВВП Италии (за 2 месяца этого года на 11,7% от всего товарооборота страны) на 9,1%.
«Отдельно отметим и необходимость сокращения добычи нефти в рамках сделки ОПЕК+, согласно которой Казахстан согласился снизить добычу на 0,4 млн баррелей в сутки. В соответствии с вышесказанным показатели экспорта и импорта страны претерпят значительные негативные изменения в текущем году», – сказал Рамазан Досов.
Однако при успешной борьбе с COVID-19 нельзя исключать быстрого восстановления международной торговли. После снижения на 2,5% в текущем году МВФ ожидает роста экономики страны до уровня 4,1% в 2021 году, заключил он.
По оценкам Центра макроэкономических исследований и прогнозирования (ЦМИП), в 2020 году сальдо торгового баланса с большой долей вероятности будет положительным, но оно сильно сократится в сравнении с 2019 годом.
«Если в прошлом году положительное сальдо торгового баланса составило 19,1 млрд долларов, то на данный момент мы прогнозируем, что положительное сальдо сократится до 8,4 млрд долларов, то есть более чем в 2 раза. Хотя в прогнозе социально-экономического развития предполагалось, что сальдо в этом году будет на уровне 17,3 млрд долларов», – сказал аналитик ЦМИП Мадияр Кенжебулат.
Больше всего упадет экспорт, полагает он. При средней цене нефти 55 долларов за баррель он бы составил 51,4 млрд долларов. На данный момент в ЦМИП считают, что экспорт составит 35,1 млрд долларов, сократившись в сравнении с ожиданиями на 16,3 млрд долларов – это очень большая разница, добавил Мадияр Кенжебулат. Для сравнения: в 2019 году экспорт составлял 57,8 млрд долларов.
«Импорт, по нашим ожиданиям, также упадет. Если изначально предполагалось, что объем импорта товаров составит 34,1 млрд долларов, то уточненный прогноз содержит цифру 26,6 млрд долларов. Соответственно, торговое сальдо будет положительным, но снизится более чем в 2 раза по сравнении с прогнозом на этот год. Хочу сделать оговорку, что эти данные могут корректироваться, так как есть ряд факторов, на которые невозможно повлиять», – сказал наш собеседник.
Во-первых, казахстанский экспорт недостаточно диверсифицирован, его основными товарами являются минеральные продукты и металлы, стоимость которых формируется на внешних биржевых площадках. С одной стороны, сделка ОПЕК++ должна поддержать цены на нефть, с другой – Казахстан взял на себя серьезные обязательства сократить в мае этого года собственную добычу на 23%, то есть почти на четверть, продолжил эксперт ЦМИП.
«Пока наше Минэнерго прогнозирует добычу нефти 84,5 млн тонн в 2020 году. То есть в начале года в министерстве говорили, что в 2020 году добыча составит 90 млн тонн, потом 86 млн тонн, сейчас речь идет о 84,5 млн тонн. По нашим оценкам, если мы будем полностью соблюдать все договоренности ОПЕК++, то добыча может еще сильнее упасть, то есть 84,5 млн тонн – это очень оптимистичный сценарий», – сказал Мадияр Кенжебулат.
С другой стороны, если сделка ОПЕК++ будет работать и средняя цена нефти вырастет до 30 долларов за бочку, то объемы экспорта в стоимостном выражении могут оказаться выше, чем ожидается, сделал оговорку наш собеседник.
Цены на металлургическую продукцию также снизились, продолжил он. На медь, алюминий, цинк – примерно на 20%. Казахстанский экспорт в Китай, который является основным покупателем наших черных и цветных металлов, с начала года, несмотря на пандемию, практически не сократился. Но на удивление в феврале снизился импорт из Китая на 73 млн долларов, в основном сокращение пришлось на инвестиционные и потребительские товары, пояснил Данияр Кенжебулат.
«Второй влияющий на сальдо фактор – то, как быстро закончится карантин в странах – основных торговых партнерах Казахстана, из которых самым главным является Европейский союз. Одно дело, если это случится в апреле, страны ЕС «откроются» и начнут потреблять наши товары, и другое, если карантинные меры продлят. Есть разные прогнозы по этому поводу, один из них – нынешний карантин продлят до осени, а потом будет вторая волна заражения. Это самый тяжелый вариант для экономики», – сказал Мадияр Кенжебулат.
В Европе основным торговым партнером РК является Италия, в которую экспортируется больше, чем в Россию или Китай. И так уж вышло, что как раз в Италии самая высокая смертность из-за пандемии, и границы страны закрыты.
«Поэтому, какими бы низкими ни были цены на нефть, Италия не сможет покупать наше углеводородное сырье», – подытожил Мадияр Кенжебулат.