Борьба с COVID-19 – это масштабное мероприятие, создающее беспрецедентные вызовы для любой страны мира. В случае с Казахстаном ситуацию усугубляет резкое падение цен на нефть. По мнению директора представительства Азиатского банка развития в Казахстане Джованни Капаннелли, которое он высказал в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz, меры, принятые казахстанскими властями в ответ на совокупные потрясения, являются уместными и комплексными.
- Джованни, по вашим наблюдениям, с чем в большей степени будет связан дефицит бюджета страны и какие риски несут расходы госказны?
- С точки зрения доходов, основной риск снижения государственного бюджета связан с реализацией более существенного, чем ожидается, дефицита налоговых поступлений, которые в значительной степени зависят от сырьевого сектора и динамики цен на нефть. В 2019 году около 50% общих доходов бюджета были получены от 30 крупнейших нефтегазовых компаний, работающих в Казахстане. Острый и продолжительный кризис в сырьевом секторе, безусловно, приведет к существенному сокращению налоговых поступлений. Данный риск напрямую связан с новыми квотами на добычу нефти, о которых не так давно договорились такие страны, как Россия, Саудовская Аравия и Мексика, и слабой диверсификацией экономики. Все это приводит к чрезмерной зависимости от нефти и газа как основного источника доходов бюджета, создавая огромные проблемы каждый раз, когда страна сталкивается с внешними потрясениями. Поэтому существует необходимость диверсифицировать экономику, чтобы расширить источники доходов бюджета.
Что касается расходов, то основной риск связан с тем, как будет выглядеть кривая заражения людей COVID-19 в ближайшие месяцы. К сожалению, в Казахстане она в целом все еще демонстрирует быстрый рост. Поскольку возможности местной системы здравоохранения остаются ограниченными с точки зрения наличия отделений интенсивной терапии и соответствующего медицинского оборудования и материалов, власти полностью осознают, что выравнивание такой кривой – главный приоритет Казахстана в борьбе с COVID-19. Пока что воздействие на население было успешно сдержано, в том числе благодаря своевременному объявлению чрезвычайного положения, а также принятию строгих правил социального дистанцирования и карантинных мер. Однако в будущем страна все еще столкнется с риском ускорения роста числа инфицированных людей, что может привести к дополнительным расходам.
Несмотря на то, что прогнозируемый для Казахстана в 2020 году экономический рост в 1,8% в недавно опубликованном «Обзоре развития Азии 2020» (ADO) является достаточно оптимистичным, я полагаю, что экономические проблемы, стоящие перед страной, будут решены в ближайшем будущем. Хотя есть много причин для пессимизма, восстановление в форме U с постепенным восстановлением экономической активности – это то, на что мы должны надеяться. В таком случае ADO предполагает, что в 2021 году дефицит уменьшится до 2% ВВП.
- Критике подвергается то, что на текущие нужды средства выделяют из Национального фонда. По вашему мнению, критика оправданна?
- Принимая во внимание исключительные обстоятельства продолжающихся экономических потрясений, влияющих на Казахстан, трансферт из Нацфонда на поддержку программ государственной поддержки, направленных на ограничение неблагоприятного воздействия на экономику и поддержание социальной сплоченности, является правильным решением. При этом власти должны позаботиться о сохранении ресурсов Нацфонда в ближайшем десятилетии и более отдаленной перспективе. Очевидно, что экономический сценарий с низкими ценами на нефть и неблагоприятными перспективами мирового рынка капитала этому способствовать не будет.
Несмотря на неопределенную макроэкономическую ситуацию, с которой Казахстан столкнется после глобальной пандемии, при надлежащем управлении и при условии, что в некризисное время трансферты в государственный бюджет будут ограниченными и будут осуществляться в рамках строгих параметров и разумных принципов, Нацфонд все еще может располагать значительными ресурсами и использоваться для поддержки будущих поколений. По оценкам Международного валютного фонда, к 2025 году стоимость активов Нацфонда останется на уровне 30% ВВП. Учитывая, что в конце 2019 года этот показатель составлял 34,5%, есть основания полагать, что Нацфонд сможет сохранить стоимость своих активов в долгосрочной перспективе при условии, что его ресурсы будут расходоваться разумно и не будут использоваться для финансирования структурного дефицита бюджета правительства.
- Анализ АБР базовой модели финансирования системы социального обеспечения демонстрирует неустойчивость существующего подхода в долгосрочной перспективе. Какие модели или выходы из имеющейся модели может предложить АБР?
- Система социального обеспечения играет очень важную роль в предоставлении государственных услуг и защите наиболее уязвимых слоев населения. Наличие надежной системы социального обеспечения является решающим фактором во времена экономических кризисов, подобных тем, с которыми мы сталкиваемся в настоящее время, и которые, как правило, в непропорционально большей степени влияют на бедных. Тем не менее политика и меры по социальной защите в перспективе должны быть устойчивыми, иначе системы столкнутся с риском или потерпят крах.
За последние два года расходы на адресную социальную помощь в Казахстане возросли в геометрической прогрессии. В 2019 году число получателей социальной помощи по сравнению с 2018-м увеличилось в четыре раза, причем общий объем выплат за тот же период вырос в два раза. Совершенно очевидно, что при отсутствии надлежащих механизмов финансирования система быстро потеряет свою устойчивость. Опубликованный несколько дней назад «Обзор развития Азии» рассматривает эти вопросы, а также возможность для Казахстана принять комплекс мер для обеспечения устойчивости программы за счет увеличения налоговых поступлений и снижения расходов путем повышения эффективности администрирования программ.
Например, в «Обзоре развития Азии» мы предлагаем увеличить налоговые поступления, используя механизмы стимулирования, такие как введение всеобщего декларирования доходов и имущества (ВДДИ). Международный опыт показывает, что подобные инициативы являются весьма успешными в части сокращения масштабов теневой экономики, уклонения от уплаты налогов и увеличения доходов бюджета. Внедрение ВДДИ в Казахстане откладывалось уже дважды. Хотя большая часть работы, необходимой для внедрения новой системы, завершена, реализация такой меры является сложной задачей, успех которой зависит от многих факторов, включая наличие надлежащей системы защиты данных и предотвращение возможного противоправного использования имеющейся информации. Тем не менее выгоды от внедрения ВДДИ в значительной степени перевешивают затраты. Например, предоставляя дополнительную информацию о доходах домохозяйств, ВДДИ может помочь улучшить адресность мер социальной поддержки.
- На фоне других стран СНГ, как вы оцениваете меры поддержки государством МСБ? Достаточно ли их, и какие меры, например в России, могли бы применяться в Казахстане в условиях карантина и ЧП, а также подешевевшей нефти?
- Малый и средний бизнес (МСБ) играет важную роль в любой экономике, в том числе в Казахстане. В 2019 году на долю МСБ, в котором занято более 3,3 млн человек, пришлось около 30% ВВП страны. Правительством, в целях содействия развитию МСБ, на протяжении многих лет внедрялся широкий перечень программ, обеспечивающих финансовую поддержку и техническую помощь в ряде областей, включая маркетинг, технологии и развитие бизнеса. АБР, будучи давним партнером правительства, также оказывал адресную поддержку МСБ и развитию предпринимательства в Казахстане, как, например, путем улучшения доступа к финансированию с упором на предприятия, возглавляемые женщинами-предпринимателями, и предприятия, расположенные в сельской местности.
Поскольку в Казахстане представители МСБ преимущественно работают в сфере услуг, в том числе в сфере торговли и ресторанно-гостиничном бизнесе, они в непропорционально большей степени испытывают на себе воздействие введенного чрезвычайного положения и карантинных мер, ограничивающих масштабы социального общения и передвижения людей. Помимо разнообразных политик, применяемых в отношении предпринимательской деятельности в целом, включая отсрочку, снижение и даже отмену выплаты налогов и других видов платежей, правительство ввело в действие программу в размере 1 трлн тенге для предоставления льготных кредитов со ставкой 6%, которая направлена на МСБ и осуществляется через коммерческие банки. Как результат, МСБ будет обеспечен большой ликвидностью для финансирования своих бизнес-операций. В настоящее время еще рано говорить, работает ли эта программа или нет. Как водится, самое сложное всегда кроется в деталях. Исходя из того, что банки смогут быстро выплачивать деньги без ущерба для качества кредитов, эффективность этой программы будет зависеть от механизмов ее реализации и выбора целевых областей.
Чтобы обеспечить решение проблем, вызванных пандемией COVID-19, Россия и другие страны СНГ также внедрили программы поддержки МСБ, снизив их платежные обязательства и облегчив доступ к финансированию. По сравнению с Казахстаном Россия в целом приняла более широкий спектр мер, ориентированных на МСБ. Однако, поскольку каждая страна опирается на свою уникальную экономическую систему, трудно сказать, окажется ли Казахстан в более благоприятном положении, приняв меры, аналогичные тем, что были приняты в России или других странах СНГ. Кризис, который мы переживаем в настоящее время, имеет совершенно иную природу, чем те, с которыми мы уже сталкивались на современном этапе. Политикам придется вносить постоянные корректировки, чтобы отрегулировать принимаемые ими меры по мере оценки их влияния на экономическую и социальную системы. Казахстанские власти создали хорошую степень гибкости своих политических мер, и думаю, они смогут внести необходимые коррективы, когда возникнет такая необходимость.